Основные ошибки атрибуции: суть феномена, основные ошибки, причины их появления и специфика проявление



Фундаментальная ошибка атрибуции (атрибуций) — понятие в психологии, обозначающее характерную ошибку атрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).

Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего. Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что «вчера спать лег поздно».

Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

ложное согласие — представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном;

неравные возможности — игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией;

игнорирование информационной ценности не случившегося — несделанное должно также быть основанием для оценки поведения;

большее доверие к фактам, чем к суждениям — это обусловлено механизмом «фигура — фон»;

лёгкость построения ложных корреляций — черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.

На неё также оказывает влияние локус контроля.

Основные ошибки атрибуции:

1.»Эффект ложного согласия», проявляющейся в склонности людей рассматривать собственное поведение как типичное, строя предположения, что и другие люди в подобного рода ситуациях будут вести себя сходным образом.

2.Недооценка «неравных возможностей ролевого поведения»,проявляющаяся в присущем людям поверхностном отношении к тому обстоятельству, что нормы общения и социальные роли сами по себе создают возможности для разной самореализации.

3.»Недооценивание информационной ценности не случившегося»,проявляющееся в недостаточно внимательном отношении к контексту наблюдаемого события, к информации, которая находится за рамками поля анализа, фокуса внимания.

4.»Большее доверие к конкретным примерам по сравнению с абстрактными данными», основывающейся на удивленном доверии людей тем примером, свидетелями которых они являлись или которые были получены из получены из авторитетных для них источников.

5.»Ошибка иллюзорных корреляций», проявляющаяся в распространенной тенденции расценивать то, что является «более доступным, т.е. быстрее припоминаемым, легче воображаемым», как чаще встречающееся.

 

Перечисленные ошибки представляют собой своеобразные «житейские обобщения», основанные на психологии здорового смысла и выступающие в виде схем или доступных эвристик, применение которых носит алгоритмический характер и не требует какого-либо рационального осмысления.

 

33.В атрибутивных теориях предложены и изучены различные способы, посредством которых на основании таких моделей повеления делаются заключения о самой личности и/или ситуации.

 

Проблема «установка» в социальной психологии отечественной и зарубежной

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

 1) социальный характер объектов, с которыми связаныотношение и поведение человека;

 2) осознанность этих отношений и поведения;

 3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

 4) регулятивная роль социальной установки.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии.

 В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода: 1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней); 2) 40—50-е гг. (характерная черта — упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций); 3) 50—60-е гг. (характерная черта возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований); 4) 70-е гг. (характерная черта — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов).

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, предложили понятие "социальная установка", "аттитюд" для характеристики индивида. Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности".

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный "бум" в его исследовании. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Но аттитюд понимался всеми как:

 а) определенное состояние сознания и нервной системы,

 б) выражающее готовность к реакции,

 в) организованное,

 г) на основе предшествующего опыта,

 д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

 Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

 Одновременно последовал ряд предложений относительно методов измерения аттитюдов. В качестве основного метода были использованы различные шкалы, впервые предложенные Л. Тёрнстоуном. Разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как раскрытие функций аттитюда и как анализ его структуры.

 Было ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

 В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!