ЛЕПКА. «ЯБЛОКО, ГРУША И СЛИВА»



Г. С. ШВАЙКО

Занятия по

Изобразительной деятельности

В ДЕТСКОМ САДУ

Старшая группа

Программа, конспекты

Пособие для педагогов дошкольных учреждений

 

 

Москва

ВЛАДОС

2002


Швайко Г. С.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педа­гогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 160 с: ил.

Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятельнос­ти в детском саду. В ней представлены программа и конспекты заня­тий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 5—6 лет. Оригиналь­ная авторская методика, основанная на глубоком знании особеннос­тей детского возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в фор­мировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Швайко Г.С., 2000

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000


ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга «Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. Старшая группа» является второй книгой комплекта пособий по изобразительной де­ятельности в детском саду. Комплект подготовлен автором в процессе экспе­риментальной работы в детском саду в течение последних пяти лет. В ходе эксперимента вносились изменения и дополнения в содержание, форму и ме­тодические приемы изобразительных занятий.

Как и в пособии для средней группы, в этой книге все учебное содержание занятий сгруппировано по циклам. Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующими и последующими циклами. Завершенность состоит в том, что динамика заня­тий идет от прямого обучения детей к выбору ими для изображения тех или иных вариантов, предлагаемых воспитателем, к внесению ребенком допол­нений, обогащающих содержание рисунка, лепки, аппликации, и, наконец, к работе творческого характера. Законченность каждого цикла дает возмож­ность, при необходимости, например из-за недостатка времени, без особого ущерба пропускать 1—2 цикла в течение учебного года. А связь между цик­лами занятий позволяет чем дальше, тем реже прибегать к прямому обуче­нию детей, так как в последующих циклах ранее усвоенный материал повто­ряется в той или иной форме: в способах изображения, в передаче строения предметов, во включении их в новый сюжет, в других по содержанию компо­зициях, но выполненных так же, как и в предшествующем цикле (располо­жение предметов на широкой полосе земли или др.).

Регулярный анализ работы воспитателей по руководству изобразитель­ной деятельностью детей, а также детских рисунков, аппликации и лепки в ходе экспериментальной работы показал необходимость некоторых измене­ний и дополнений. Увеличено число занятий, построенных в игровой форме. Так, весь цикл занятий по лепке на тему «Посуда» проводится в форме игры «Школа мастеров».

В каждом цикле изобразительных занятий предусмотрена совместная де­ятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возвикает необходимость самостоятельно распределять между собой ра­боту, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хо­рошего результата.

Среди разнообразных методических приемов, используемых воспитате­лями, есть такие, как работа со схемами, которые применяются детьми для передачи разных движений персонажей («Клоуны»), составления компози­ций из сюжетных рисунков и аппликации («Дети на прогулке»), выполне­ния декоративных узоров («Украсим кукольную мебель городецким узором»).

Работая с детьми по предложенным циклам занятий, следует помнить, что развитие способностей ребенка происходит в деятельности, и не в подра­жательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи. По­этому очень важно не игнорировать методические приемы, направленные на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и мышления детей.


Программа

ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ

1. Овощи и фрукты.

2. Осенняя природа.

3. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.

4. Посуда.

5. Человек.

6. Здания и транспорт.

7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

8. Симметричное вырезывание (посуда, человек).

ЗАДАЧИ I ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие примечать сходство и различия в их форме и цвете.

2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке и аппликации.

3. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке и аппликации через более точную передачу формы, цвета, ве­личины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.

4. Совершенствовать умения в аппликации (плавное выре­зывание округлых форм, вырезывание предметов с использо­ванием всей поверхности исходных форм.

5. Развивать цветовое восприятие — способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.

6. Развивать композиционные умения — начиная от равномер­ного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и ап­пликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.

7. Учить на основе сформированных обобщенных представ­лений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.

ЗАДАЧИ II ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с одним из жанров живописи — пей­зажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настро­ение, переданное художником в картине.

2. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.

3. Учить передавать в рисунках и аппликации колорит осен­него пейзажа в разную погоду.

4. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).

5. Помочь овладеть в аппликации приемом парного вырезы­вания одинаковых частей предметов.

6. Учить использовать знания об осеннем колорите для де­коративных работ («Осенний ковер*).

7. Продолжать формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу между участниками.

8. Учить различению разных оттенков цветов по степени ярко­сти (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).

ЗАДАЧИ III ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, с особенностями росписи.

2. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, позна­комить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей.

3. Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности, сочетая гладкоокрашенные части с узорами.

4. Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые, ис­пользовать эти знания при рисовании дымковских узоров.

5. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.

6. Формировать навыки совместной работы (составление ком­позиций из нескольких расписанных дымковских игрушек).

ЗАДАЧИ IV ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с художественной керамической посу­дой и разными способами ее украшения: росписью и рельефом.

2. Познакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой и высокой; помочь овладеть новым способом лепки вы­сокой посуды — ленточным.

3. Учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным.

4. Дать представление о том, что композиция узора на посу­де связана с ее формой. Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды.

5. Воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей, определять исходную форму для каждой части.

6. Развивать умение на основе полученных знаний и навы­ков лепить посуду новой формы.

ЗАДАЧИ V ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры — ста­туэтками, изображающими людей в разных позах. Дать пред­ставление о том, какими средствами скульпторы достигают устойчивости фигурок.

2. Познакомить с одним из жанров живописи — портретом. Объяснить, что портрет — это изображение конкретного чело­века, его душевных качеств и настроения.

3. Учить в лепке, рисунке, аппликации изображать челове­ка в разной одежде: в зимней, в костюмах Снегурочки, клоуна; передавать движения человека; использовать схемы («палоч­ные человечки») для передачи движений.

4. Формировать умение передавать в рисунках настроение (ве­селое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное и др.).

5. Продолжать развивать композиционные умения (принимать активное участие в обсуждении композиции в коллективных ра­ботах, составлять композицию по предложенному эскизу, приду­мывать свое содержание в сюжетной лепке в пределах темы).

6. Учить использовать разный нажим карандаша для полу­чения разного по интенсивности цвета.

 

7. Научить использовать штрихи разного характера для изображения меха и хвои елки (короткие отрывистые штрихи и неотрывные наклонные).

8. Формировать представление о холодных цветах — голу­бом, синем, фиолетовом — и умение определять их.

ЗАДАЧИ VI ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтаж­ных зданий. Научить различению по характерным признака­ ми жилых зданий и общественных: школ, магазинов, театров и др. Формировать представление о том, что архитектура каж­дого здания зависит от его назначения.

2. Учить изображать разные по архитектуре здания в рисун­ках и аппликации.

3. Формировать умение изображать грузовые автомобили для перевозки разных по характеру грузов (грузовик с откры­тым кузовом, цистерна, крытый фургон).

4. Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше, слегка загораживая один предмет дру­гим; понимать условные обозначения зданий и автомобилей и рас­полагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.

5. Воспитывать умение использовать разный нажим каран­даша при закрашивании изображений и рисовании контуров предметов (сильный нажим).

6. Учить самостоятельно изображать дома разной архитек­туры на основе приобретенных умений и знаний.

7. Продолжать формировать у детей навыки коллективной, работы (распределять работу между собой, участвовать в совме­стном обсуждении композиции).

ЗАДАЧИ VII ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Познакомить детей с новым видом народно-прикладно­го искусства — городецкой росписью на деревянных издели­ях, с характерными особенностями городецкого узора (элемен­ты, композиция и цветосочетание).

2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев.

3. Учить изображать плотную симметричную прямую и за­кругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшени­ем величины элементов от ее центра к краям.

4. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характер­ную для городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близ­кие цвета.

5. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования: контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.

6. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.

ЗАДАЧИ VIII ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ

1. Формировать умение представления детей о назначении орнамента как средства для украшения предметов быта. По­знакомить с разными способами украшения деревянных, фар­форовых, керамических, стеклянных предметов: резьбой, ап­пликацией из соломки, росписью, рельефом и др.

2. Помочь овладеть приемами симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (посуда, фигурки людей), дать пред­ставление об осевой симметрии (цветок с четырьмя лепестками).

3. Развивать пространственное воображение — умение уз­навать целый предмет по его половине.

4. Совершенствовать точность движений при работе с ножницами — умение вырезать по нарисованному контуру пред­меты сложной формы.

5. Учить группировке цветов на светлые и темные, исполь­зованию знаний о цветах при декоративном украшении изде­лий (посуда, одежда).

Конспекты занятий

ЦИКЛ

Овощи и фрукты

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

1. Лепка. «Морковь и свекла».

2. Лепка. «Яблоко, груша и слива».

3. Аппликация. «Помидоры».

4. Аппликация. «Яблоки и груши».

5. Рисование. «Что созрело в огороде?»

6. Рисование. «Что созрело в саду?»

7. Тематическое занятие. «Гроздь винограда».

8. Знакомство с искусством — рассматривание натюрмортов.

9. Лепка (совместная работа двух детей). « Натюрморт из овощей и фруктов».

10. Дидактическая игра «Подбери цвет и оттенок».

11. Аппликация. «Угадай по цвету овощи и фрукты».

В цикле:

2 занятия по рисованию,

3 занятия по лепке,

3 занятия по аппликации,

1 занятие тематическое (рисование, аппликация),

1 занятие — знакомство с искусством,

1 занятие — дидактическая игра.

ЗАНЯТИЕ 1

ЛЕПКА. «МОРКОВЬ И СВЕКЛА»

Программные задачи.

Учить передавать различия в форме овощей и характерные осо­бенности свеклы и моркови, основную форму овощей лепить всей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами.

Материал.

У воспитателя овощи: морковь и свекла — натуральные или муляжи; кусок пластилина для частичного показа способов лепки. У детей пластилин или глина, дощечки, стеки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям овощи. Спрашивает, как они называются.

— Дети, давайте сравним морковь и свеклу и узнаем, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Я буду называть при­знаки моркови, а вы все вместе — называть признаки свеклы.

— Морковь длинная, а свекла? (Круглая.) У моркови есть хвостик, а у свеклы? (Тоже.)

— У моркови верхушка закругленная, а у свеклы? (Тоже.)

— Морковь гладкая, а свекла? (Тоже.)

— Значит, главное, чем морковь отличается от свеклы, это то, что она другой формы.

— Дети, вы уже знаете, что для того чтобы вылепить какой-нибудь предмет, нужно сначала сделать исходную форму.

Педагог показывает заранее вылепленные цилиндр и шар.

—   Угадайте, из какой формы я вылеплю морковь, а из ка­кой свеклу? Почему вы так думаете? Я эти формы вылепила ладонями, а хвостик у свеклы буду лепить пальцами. Посмот­рите, как я пальцами постепенно оттягиваю хвостик. Вначале
он толстый, но потом становится все тоньше. А как вылепить хвостик у морковки? Кто может показать?

Прежде чем дети приступят к лепке, воспитатель спраши­вает, с чего следует начать работу. (Разделить пластилин на две части и вылепить две исходные формы — цилиндр и шар.)

В ходе занятия он интересуется, какими приемами дети ле­пят морковь и свеклу, для того чтобы они постепенно запоми­нали название разных способов лепки (раскатать между ла­донями, скатать шар, оттянуть и заострить кончик).

Следует напомнить детям, что морковь и свекла гладкие, поэтому нужно пальцами загладить их поверхность.

Можно предложить детям стекой прорисовать бороздки у мор­кови, вылепить остатки ботвы на верхушках моркови и свеклы.

В конце занятия дети могут на одну тарелку сложить мор­ковь, а на другую свеклу. Затем вместе с педагогом отобрать по несколько штук изделий, наиболее похожих на образцы.

ЗАНЯТИЕ 2

ЛЕПКА. «ЯБЛОКО, ГРУША И СЛИВА»

Программные задачи.

Учить передавать в лепке различия в форме и величине фрук­тов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, исполь­зовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.

Материал.

У воспитателя корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муля­жи или вылепленные образцы); конверт с тремя загадками-опи­саниями; кусок пластилина для показа способов лепки груши, стека; игрушечный мишка. У детей пластилин, стеки, дощечки.

Ход занятия.

Педагог рассказывает: «Дети, я встретила мишку. Он пере­дал для вас вот эту корзиночку и конверт. Интересно, что в кон­верте?» Достает три карточки с загадками-описаниями и ма­ленькую записочку. Читает: «Здравствуйте, дети! Попробуйте отгадать три фрукта по описанию. Если отгадаете, то узнаете, что будете сегодня лепить на занятии. А я в конце занятия при­ду посмотреть, отгадали ли вы мои загадки».

1-я загадка. Этот фрукт круглый, точнее шарообразный. Ввер­ху у него небольшое углубление, из которого растет тонкий че­решок. Внизу тоже есть маленькое углубление. (Яблоко.)

Воспитатель предлагает одному из детей найти отгадку в корзиночке и показать ее всем. Спрашивает, правильно ли от­гадана загадка. Показывает яблоко со всех сторон.

2-я загадка. Нижняя часть этого фрукта похожа на яблоко, но кверху фрукт сужается. Верхушка у него закругленная. Как у яблока, у него вверху черенок, а внизу маленькое углубле­ние. (Груша.)

По вызову педагога другой ребенок находит отгадку в кор­зиночке и демонстрирует детям. Указывает на все описанные особенности груши.

3-я загадка. «Этот фрукт по величине меньше, чем яблоко и груша. И форма у него совсем другая. Он похож на яичко, а сбоку сверху донизу проходит неглубокая бороздка. (Слива.)

Третий ребенок показывает сливу, бороздку на ней.

«Мы отгадали мишкины загадки и вылепим сейчас...» — го­ворит педагог. Дети называют фрукты — яблоко, грушу и сливу.

Воспитатель спрашивает, что нужно сделать сначала (раз­делить пластилин на три кусочка). «Одинаковые ли по величи­не будут эти кусочки? Для какого фрукта потребуется самый большой кусочек, для какого кусок немного поменьше и для какого кусок еще меньше? Яблоко и сливу вы вылепите сами, а как лепить грушу, я вам покажу».

Показывает приемы лепки груши: скатать шар, пальцами постепенно вытянуть верхнюю часть, закруглить ее, загладить пальцем. Подчеркивает, что переход от нижней части к верх­ней должен получиться плавным.

Педагог показывает стеку и спрашивает, что можно изобра­зить на фруктах с ее помощью (бороздку у сливы, маленькое углубление у яблока и груши).

Предлагает детям приступить к лепке трех разных по форме и величине фруктов. В процессе лепки, если требуется, показы­вает отдельным детям муляжи фруктов или образцы. Напоминает, что поверхность у фруктов гладкая, поэтому необходимо их заглаживать пальцами, чтобы не было видно маленьких тре­щин, неровностей на лепных изделиях. Поощряет стремление детей вылепить у фруктов тоненькие черешки. Готовые изделия советует сгруппировать, расположив их рядом друг с другом.

В конце занятия появляется мишка и спрашивает, отгадали ли дети его загадки. Воспитатель предлагает мишке самому посмотреть на работы детей и определить, правильно ли отга­даны загадки. Проносит мишку вдоль столов и от его имени оценивает детские работы. Или мишка может попросить детей показать ему первую отгадку (дети показывают яблоко), а за­тем вторую и третью (дети показывают грушу, сливу).

ЗАНЯТИЕ 3

АППЛИКАЦИЯ. «ПОМИДОРЫ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в со­ответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук; определять по цвету степень зрелости помидоров и располагать овощи на бумаге в ряд от незрелого к спелому.

Материал.

У воспитателя изображения помидоров в разной степени зре­лости или натуральные помидоры; два бумажных квадрата для показа приемов вырезывания кругов; игровой персонаж Незнай­ка. У детей по три квадрата зеленого, желто-розового и красного цветов, отличающихся друг от друга на 1—1,5 см по величине; небольшие темно-зеленые полоски бумаги для вырезывания че­решков и чашелистиков, лист бумаги в виде вытянутого прямо­угольника (примерно 7—8 х 20—22 см) для наклеивания изоб­ражений; ножницы, клей, низкие коробочки для обрезков.

Ход занятия.

Постановка цели занятия и объяснение, как выполнить за­дание, проводятся в форме диалога с игровым персонажем.

Появляется Незнайка с тремя изображениями помидоров на картонных карточках или тремя натуральными помидо­рами в сумке.

Воспитатель. Что ты принес нам, Незнайка?

Незнайка. Мой друг Карандаш дал мне три картинки с овощами разного цвета и сказал, что это один и тот же овощ. (Вы­ставляет картинки на стенд.) Но ведь они совсем разные и отли­чаются друг от друга не только по цвету, но и по величине. Дети, вы же сами видите, что этот овощ зеленый и маленький, а этот... (Дети продолжают характеристику второго и третьего овощей.)

Воспитатель. Дети, вы догадались, что это за овощи? Как они называются? Почему они разные и по цвету, и по величине?

После ответов детей подтверждает, что на картинках изоб­ражены помидоры в разной степени зрелости: маленький зеле­ный помидор — незрелый, желто-розовый помидор только на­чинает созревать, а большой красный помидор — зрелый.

Воспитатель. Незнайка! Хотя все помидоры разные по цвету и величине, но у них есть что-то общее. Что это?

Незнайка затрудняется ответить, что для всех помидоров общей является их одинаковая форма. Дети помогают Незнай­ке заметить это. Педагог предлагает им показать, из какой ис­ходной формы (заготовки) они вырежут маленький помидор, помидор побольше и большой помидор.

Напоминает и показывает приемы вырезывания кругов из квадратов. При этом подчеркивает, что нужно использовать всю поверхность квадрата, чтобы помидоры получились нужной величины. Обращает внимание детей и на плавность закругле­ния уголков у квадрата. Указывает на необходимость согласо­ванной работы обеих рук.

Для повторного показа способа вырезывания круга можно пригласить ребенка.

Незнайка говорит: «Когда дети вырежут все три помидора, пусть они наклеят их на эту широкую полосу бумаги так, что­бы было видно, как постепенно растут и созревают помидоры» (проблемная задача).

В процессе занятия педагог оказывает индивидуальную по­мощь в овладении приемами вырезывания кругов. Тем, кто хо­чет, предлагает вырезать из темно-зеленой полоски чашелис­тики с черешками для помидоров.

Дети самостоятельно располагают помидоры в ряд в нужной последовательности.

В конце занятия Незнайка предлагает детям поместить на верхний ряд стенда (верхняя полочка доски) те аппликации, где помидоры наклеены так, как они созревают на огороде. За­тем просит найти среди этих аппликаций такие, где помидоры правильно расположены не только по цвету, но и по величине.

Далее дети выставляют остальные аппликации (с неправиль­ным расположением помидоров) и ищут среди всех работ са­мые круглые и гладкие изображения.

Следует сказать, что некоторые дети уже научились делать плавный закругленный разрез, а другие тоже обязательно этому научатся. Незнайка благодарит детей за то, что они помог­ли ему разобраться, какими бывают помидоры от начала созревания до полной спелости.

ЗАНЯТИЕ 4

АППЛИКАЦИЯ. «ЯБЛОКИ И ГРУШИ»

Программные задачи.

Формировать умения передавать различие в форме яблока и груши; вырезать груши, передавая особенности их формы (вни­зу слегка закругленные, к верхней половине суженные, вер­хушка сильно закругленная); закрепить в речи детей названия оттенков зеленого и желтого цветов (светло-зеленый и темно-желтый); в совместной работе со взрослым упражнять в раз­ной компоновке (размещении) фруктов в вазах.

Материал.

У воспитателя вырезанные из бумаги яблоко и груша; пря­моугольник темно-желтого цвета для показа способов вырезы­вания груши. Для каждой группы детей из трех-четырех чело­век лист картона с наклеенной на него низкой вазой, верхний край у которой не заклеен. У детей на выбор красные, желтые и светло-зеленые квадраты (примерно 5x5 еж) для вырезыва­ния яблок и светло-зеленые и темно-желтые прямоугольники (примерно 7x5 см) для вырезания груш; ножницы, клей, кис­точки; дополнительный материал: узкие зеленые полоски бу­маги, коробочки для обрезков.

Ход занятия.

 «Слыхали новость? — спрашивает педагог. — Наши куклы и мишка решили открыть магазин «ФРУКТЫ». Они уже завезли товар. Но не могут открыть магазин, так как еще не оформили витрину. Попросили меня помочь им. Я вырезала и наклеила большие низкие вазы для фруктов. Вот такие. (Показывает.) А вас, дети, прошу сделать самую важную часть работы — вы­резать фрукты: яблоки и груши. Как вырезать яблоки, вы, ко­нечно, сами догадаетесь, а как вырезать грушу, надо поучить­ся. Давайте сначала сравним форму яблока и груши».

Педагог показывает вырезанные яблоко и грушу, проводит сравнение фруктов по форме. Отмечает, что нижняя половина груши похожа на яблоко, а верхняя постепенно сужается. Вер­хушка груши закругленная. Спрашивает, из какой исходной формы — квадрата или прямоугольника — следует вырезать грушу; какой цвет у груши. Предлагает детям показать исход­ную форму, из которой они будут вырезать этот фрукт.

Воспитатель показывает и объясняет приемы вырезывания груши: «Начинать вырезать грушу следует с нижней полови­ны. Закруглить два нижних уголка у прямоугольника (начи­ная с левого уголка), затем постепенно сужать и вести разрез к середине верхней стороны прямоугольника. Вверху сделать закругление и расширять форму книзу (можно показывать вырезывание груши начиная сверху)».

Показ повторяется два раза. Первый раз приемы вырезывания демонстрируются в замедленном темпе, второй раз — в обычном. Далее педагог просит детей пальцем или обратным концом кисточки показать, как они будут ножницами вырезать грушу. Это можно делать под хоровое проговаривание вместе с воспи­тателем: «Начинаем закруглять нижний левый уголок...» и т.д. Затем педагог спрашивает, какого цвета бывают яблоки и гру­ши, и предлагает, чтобы каждый ребенок вырезал по несколь­ко фруктов (от двух до пяти).

В ходе занятия основное внимание следует уделять технике вырезывания закругленных форм. Одобрить тех детей, которые вырежут несколько груш. Сказать, что эти дети стараются на­учиться вырезать фрукты сложной формы. Следить, чтобы ре­бенок использовал всю поверхность исходной формы. Напоми­нать, что вырезать следует над низкой коробочкой, чтобы об­резки бумаги не засоряли рабочее место.

К концу работы можно положить на стол для трех-четырех детей вазу, чтобы они вместе красиво разместили в ней выре­занные фрукты. Предупредить, чтобы они не спешили сразу на­клеивать фрукты, а прежде попробовали несколько вариантов расположения. Принять активное участие в обсуждении ком­позиций с группами детей, но не подавлять их инициативу.

 Рис. 1

Перед началом работы надо обратить внимание детей на то, что верхний край вазы не заклеен, и сказать, что нижние фрук­ты надо слегка задвинуть за этот край вазы и расположить близ­ко друг к другу; неважно, что отдельные фрук­ты могут частично загородить рядом лежащие. Если будет нужно, следует помочь детям распределить между собой работу. Одни могут намазывать формы клеем, другие — наклеи­вать, а третьи — вырезать несколько зеленых листиков, нарисовать фломастерами черешки. В конце занятия можно «пригласить» ку­кол и вручить им витрины для магазина. При этом подчеркнуть коллективный характер       труда детей — каждый сделал часть работы: вместе поработали над расположением фруктов в вазах, и в ре­зультате получились большие красивые витрины.

ЗАНЯТИЕ 5


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!