ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 15 страница



иголки ежей, но и другие предме­
ты (трава, цветы, оперение птиц и
т.п.). Сказать, что на следующем
занятии дети изобразят штрихами
интересную птицу, которую рань­
ше не рисовали, — ночного круг-
логлазого хищника с бесшумным
полетом.                                                           ■Рис. 37


137


ЗАНЯТИЕ 4РИСОВАНИЕ. «СОВУШКА-СОВА»

Программные задачи.

Учить изображать сову карандашными штрихами, переда­вать разные позы совы (сидит, взмахивает крыльями, летит), рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с рас­положением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строе­ния птицы, придавать выразительность образу птицы через на­несение штрихов разным нажимом карандаша для получения различной интенсивности цвета и разного положения глаз (смотрит в сторону, вниз или вверх).

Материал.

У воспитателя два-три реалистических изображения совы, таблица со штрихам разного характера (см. занятие 1), штри­ховые изображения головы трех сов с разным положением глаз. У детей листы слаботонированной бумаги овальной или пря­моугольной формы (примерно 12x16 см), цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия.

— Дети, сегодня мы будем продолжать учиться рисовать
штрихами. А кого рисовать — вы узнаете, отгадав эту загадку:

Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло, Спать летит в дупло.

— Что это за такой ночной хищник? Про сову и потешки
есть:

Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит.

138


— А вот фотографии и рисунки с изображениями совы. Рас­
смотрите их и расскажите, какая сова, какой формы у нее го-


лова, какие глаза, какой клюв. Сравните величину головы и тела. Обратите внимание на ее когти, крылья.

После анализа внешних признаков совы педагог предлагает изобразить ее карандашными штрихами.

— Посмотрите на расположение перьев на голове, теле и кры­
льях и скажите, как вы будете наносить штрихи на голове совы
(кругами вокруг глаз), на теле (вертикальными короткими
штрихами от головы к хвосту), на крыльях (можно — штриха­
ми-зигзагами, внизу крыла — крупными штрихами).

Педагог помещает перед детьми таблицу с образцами штрихов под номерами и просит назвать номера штрихов, которые они бу­дут использовать при рисовании той или иной части совы. Гово­рит, что рисунок можно сделать одноцветным. Например, нари­совать сову только черными штрихами на желтоватой или розо­ватой бумаге или разноцветными карандашами, кто как захочет. Можно изобразить совушку-сову по-разному: сидящей на ветке с опущенными крыльями, взмахивающей крыльями или летящей.

Помещает перед детьми свой рисунок с изображением трех голов птиц с разным положением глаз и спрашивает, чем отли­чаются рисунки друг от друга (одна сова смотрит вверх, другая — в сторону, третья — вниз). Подтверждает:

— Одна сова, наверное, услышала какой-то шорох наверху
и подняла глаза, другая что-то заметила сбоку, а третья уви­
дела, как что-то промелькнуло внизу. То или иное положение
глаз придает сове выразительность. Разное положение глаз
показывает или ее настороженность, или любопытство.

Далее педагог разъясняет детям, что простым карандашом они могут легкой линией сделать вспомогательный рисунок, передать только контуры частей совы: голову, тело, крылья. Спрашивает нескольких человек, в каком движении они на­рисуют сову. В процессе рисования советует не торопиться, чтобы взятое направление штрихов не искажалось. (Голову совы можно начать с рисования крупных круглых глаз, а по­том накладывать штрихи вокруг них.) Напоминает, что выра­зительным рисунок делает смена нажима на карандаш, когда более светлый тон чередуется с более темным. Хорошо, когда более темный цвет отделяет одну часть тела от другой. Воспи­татель может указать на край головы совы на своем рисунке.

Важно поощрять детей, которые вносят в рисунки инте­ресные дополнения. Например, изображают мышку в когтях летящей совы и др.

В конце занятия надо рассмотреть работы детей. Отобрать наиболее интересные и выразительные рисунки для альбома.

139


ЗАНЯТИЕ 5РИСОВАНИЕ. «РАСЦВЕЛИ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ»

Программные задачи.

Учить рисовать букет цветов с зубчатыми или узкими лепе­стками в плетеной корзине; помочь овладеть рисованием штри­хов в разном направлении и в несколько рядов.

Материал.

У воспитателя открытки или иллюстрации с изображением васильков, клевера, астр, люпина, букета цветов в корзине, таблица с тремя видами штрихов, неоконченные рисунки (стеб­ли с листьями) для показа изображения головок цветков.

У одних детей листы бумаги, по форме близкие к квадрату, у других — листы бумаги овальной формы, цветные каранда­ши или фломастеры, простые карандаши для некоторых вспо­могательных рисунков.

Ход занятия.

Педагог помещает перед детьми иллюстрации с изображе­нием васильков, клевера, астр, люпина.

— Весной и летом на лугах, в лесу, в саду расцветают разные
цветы. Среди ржи синеют васильки с зубчатыми лепестками, на
лугах заметны розовые головки цветков клевера, состоящие из
множества очень узких лепестков, возвышаются и высокие стеб­
ли, на которых плотно сидят фиолетовые цветки люпина, а на
клумбах все лето и в начале осени цветут разноцветные астры с
узкими лепестками. Как вы думаете, дети, можно ли эти цветы
нарисовать штрихами? Интересно, какие же штрихи по форме и
расположению подойдут для изображения, например, василька?

Вывешивает таблицу и незаконченные рисунки.

— Вот стебли и листья василька. Посмотрите на таблицу и

назовите номер штрихов, которыми можно нарисовать его цветки. Да, штрихи, нарисованные под цифрой 1, по своей форме подходят для изображения лепестков василька.

При рисовании воспитатель обра­щает внимание детей, что штрихи из одной точки расходятся в разные стороны.

— А какие цветы можно изобра­зить узкими закругленными штри­хами, расположенными в несколько

Рис. 39                       РЯДОВ?

140


Рис. 40

Показывает приемы рисования этих цветов.

— А махровые астры с узкими лепестками изобразим... (дети называют штрихи, расходящиеся по кругу от середины в не­сколько рядов).

Далее педагог говорит, что дети могут нарисовать и другие цветы, у которых узкие лепестки. (Дети могут назвать ромаш­ку, календулу.) Говорит, что цветы не всегда ставят в вазу. Кра­сивы букеты цветов в плетеных корзинах. Такие корзинки с цветами преподносят артистам на концертах, писателям на юбилеях и т.д. Показывает изображение корзины с цветами и приемы рисования корзины для цветов на незаконченном ри­сунке. Вертикальными и горизонтальными штрихами закра­шивает клетки в шахматном порядке (можно ограничиться двумя-тремя рядами).

Предлагает детям нарисовать штрихами букет цветов в корзи­не. Начать рисование надо с корзины, которая должна занять (без ручки) не более половины листа. Кор­зина может быть широкой и низкой (как на рисунке) или высокой и уз­кой. Форма корзины зависит от фор­мы листа бумаги. Затем рисуют го­ловки цветов. Мелкие цветы лучше нарисовать ближе к краю букета. Все пространство между головками цве­тов заполняется листьями.

В ходе работы педагог советует
слабым нажимом простого каранда­
ша нарисовать контур корзины и
разделить его на клетки. А потом
обвести коричневым или светло-ко­
ричневым карандашом и штрихами
изобразить плетение.                                       Рис. 41


141


ЗАНЯТИЕ 6

РИСОВАНИЕ. «ОДУВАНЧИКИ В ТРАВЕ»

Программные задачи.

Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его опи­санием в стихотворениях поэтов; закрепить навыки рисования штрихами полусухой жесткой кистью — прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка и вертикальными («выбива­ние») при изображении пушистой белой головки одуванчика.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением одуванчика и листок бумаги для показа расположения штрихов при рисовании жел­той головки одуванчика. У детей голубые листы бумаги по фор­ме, близкой к квадрату, краски гуашь, жесткие и мягкие кисточ­ки, маленькие листки бумаги для снятия лишней краски.

Ход занятия.

Представьте себе, что вы художники-иллюстраторы. Одно издательство решило выпустить книгу для детей «Весенние цветы» со стихами разных поэтов про одуванчик и обратилось к вам с предложением нарисовать иллюстрации к этим стихам. Послушайте стихи и обратите внимание, как поэты описыва­ют этот цветок. Поэтесса О. Высотская написала так:

Уронило солнце             У него чудесный

Лучик золотой.               Золотистый цвет,

Вырос одуванчик —     Он — большого солнца

Первый, молодой.          Маленький портрет.

А поэтесса Е.Серова сочинила такие стихи:

Носит одуванчик                  В беленькое платьице:

Желтый сарафанчик.           Легкое, воздушное,

Подрастет — нарядится     Ветерку послушное.

Поэт Л. Квитко тоже написал стихотворение «Одуванчик»:

Одуванчик серебристый,                 На своей высокой ножке

Как чудесно создан он:                   Поднимаясь к синеве,

Круглый-круглый и пушистый,    Он растет и на дорожке,

Солнцем теплым напоен.                И в ложбинке, и в траве.

— Вы, конечно, заметили, что поэты восхищаются красотой этого цветка. Послушайте, какие слова, какие сравнения нашли поэты для описания одуванчика: «Он — большого солнца малень­кий портрет», или: «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Или про белое «платье» одуванчика: «легкое, воздушное, ветерку по­слушное». А поэт Лев Квитко написал: «Как чудесно создан он: круглый-круглый и пушистый» и еще: «На своей высокой ножке поднимаясь к синеве...». Вот такой одуванчик, который описали

142


поэты, вам нужно изобразить на своих иллюстрациях. Желтую и белую головки одуванчика будем рисовать не карандашными штрихами, а красками жесткой кисточкой. Вспомните, как вы осенью жесткой кисточкой изображали листву, черные пятна на белом стволе березы, траву, хвою ели. Скажите, что вы будете делать с жесткой кисточкой, когда наберете на нее краску? (Убе­рем лишнюю краску, проведя несколько раз по листку газетной бумаги, пока не появятся штрихи, а не пятна.)

Воспитатель показывает, как штрихами нарисовать желтую головку одуванчика, поворачивая кисть от центра по кругу. У де­тей спрашивает, каким приемом можно изобразить пушистую полупрозрачную белую головку цветка (вертикальными мазками

— «выбиванием»). Помещает перед детьми иллюстрацию с изоб­
ражением одуванчика для напоминания о его строении: светло-
зеленом прямом стебле, резных листьях, напоминающих по очер­
танию контур ели, об их расположении розеткой у самой земли.

В процессе рисования педагог напоминает детям, что они рисуют иллюстрации к стихам об одуванчике, поэтому надо 'постараться, чтобы цветы получились похожими на их описа­ния. Если потребуется, цитирует те или иные строчки стихо­творений. Говорит, что желтые цветки одуванчика можно изоб­разить и в боковом положении. Поощряет желание детей вне­сти в рисунок изображения бабочек, жучков, травы и др.

В конце занятия при рассматривании рисунков обращает внимание детей на то, что рисунки получились веселыми.

— Что их сделало такими? (Весенний цветок, нарисованный яркими и светлыми красками, красивое сочетание голубого фона с ярко-желтыми и белыми головками одуванчиков.) Вы

— художники-иллюстраторы, принесли свои рисунки в изда­
тельство. Редактор попросил вас самих отобрать для книг ра­
боты, наиболее подходящие к тому или иному стихотворению.

Воспитатель читает стихотворение Высотской и вместе с детьми отбирает несколько рисунков к нему. Так же отбирают­ся рисунки к стихам Серовой и Квитко.

ЗАНЯТИЕ 7

РИСОВАНИЕ. «ПУШИСТЫЕ ДЕТЕНЫШИ ЖИВОТНЫХ»

Программные задачи.

Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении; формировать представление, что от­личие детеныша от взрослого животного не только в величине,

143


но и в пропорциях других частей тела: головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи — прямые, волнистые, закругленные и вертикальные («выбивание»).

Материал.

У воспитателя иллюстрации Е.Чарушина и других худож­ников, рисующих в такой же манере, художественные открыт­ки с изображением котят, щенят, ягнят, зайчат, медвежат и одного взрослого животного (кошка, собака или др.). У детей листы тонированной бумаги в форме квадрата, листок для уп­ражнений в рисовании волнистых и закругленных штрихов, жесткие и мягкие кисти, краски гуашь и простой карандаш.

Ход занятия.

Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации.

— Как вы думаете, взрослые или детеныши животных изобра­
жены на картинках? Нет ли среди детенышей взрослого живот­
ного? Как вы отличили его от детенышей? Детеныши отличаются
от взрослых животных не только величиной, но и другими осо­
бенностями. Если, например, измерить какой-нибудь меркой го­
лову собаки и посмотреть, сколько раз мерка уложится на ее ту­
ловище, а дотом то же проделать со щенком, то мы увидим, что у
собаки туловище длиннее, чем у щенка, мерка головы собаки
уложилась на туловище... раз, а мерка головы щенка всего... раз.

Затем педагог предлагает детям определить, чем различа­ются ноги и хвосты у взрослых животных и детенышей. Под­тверждает, что ноги у детенышей толстые и короткие и хво­стики тоже короткие.

— Вот таких забавных головастых, толстолапых с коротень­
кими хвостиками изображал котят, щенят художник-иллюст­
ратор Е.Чарушин, — говорит воспитатель, показывая несколь­
ко иллюстраций к рассказам «Тюпа» и «Томка».

Делается вывод: детеныши отличаются от взрослых живот­ных своими пропорциями. Далее педагог обращает внимание детей на шерсть животных. Задает вопрос, какими приемами можно изобразить шерсть (штрихами жесткой кисти), одина­кова ли шерсть у разных животных. Указывает то на кудряво­го ягненка, то на котенка с гладкой шерсткой и др. Подводит детей к заключению, что шерсть разных животных следует рисовать разными штрихами. Даже у одного и того же живот­ного, например у бельчонка, разная шерсть на туловище и хво­сте. Предлагает потренироваться в рисовании волнистых и за­кругленных штрихов на отдельном листке бумаги. Показывает приемы рисования.

144


— А что у человека можно изобразить такими штрихами? (Волосы.)

Затем педагог говорит детям, чтобы каждый сам выбрал, ка­кого детеныша будет рисовать, взял картинку с его изображе­нием, еще раз внимательно рассмотрел животное и нарисовал его в какой-либо позе или движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать. Например, котенок может лапкой ло­вить бумажку на ниточке, а щенок бежать за мячом. Или мож­но изобразить котенка, который выгнул спину дугой, поднял вверх хвостик и шипит на кого-то.

В ходе занятия воспитатель направляет внимание отдель­ных детей на те или другие характерные особенности животно­го. Например, на расположение глаз, носа на мордочке дете­нышей. (Глаза следует рисовать в нижней половине головы, если голова животного повернута к зрителю, а нос и рот изоб­ражать на конце мордочки.) Спрашивает детей, какими штри­хами они хотят изобразить шерсть у своего животного. Совету­ет предварительно слабым нажимом простого карандаша на­рисовать легкий контур тела. Глаза, нос, когти изобразить кончиком мягкой кисти.

В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что делает, какая шерсть, какими штрихами она нарисо­вана и т.д.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

«НАРИСУЙ ШТРИХАМИ, ЧТО ХОЧЕШЬ»

Программные задачи.

Развивать творческие способности детей — умение самостоя­тельно выбрать содержание рисунка, осознанно подбирать изоб­разительный материал, бумагу для осуществления своего замыс­ла, использовать в рисовании штрихи разного характера.

Предварительная работа.

Накануне рассмотреть книги с иллюстрациями художников, рисующих штрихами, и рисунки детей, выполненные на предше­ствующих занятиях. Побеседовать о том, что или кого еще мож­но нарисовать штрихами. Предложить заранее подумать о содер­жании рисунков для завтрашнего занятия, об изобразительном материале и о бумаге, подходящих для осуществления замысла.

Материал.

Для детей на выбор цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры и др., краски гуашь, жесткие и мягкие кисточки, простые карандаши, листы бумаги разного формата и цвета.

145


Ход занятия.

Воспитатель подзывает к себе детей.

— Я вам приготовила для занятия столы с разным изобра­зительным материалом. А на подносе лежат листы бумаги разной величины, формы и цвета. Каждый из вас заранее подумал, что он сегодня нарисует штрихами. Это могут быть различные растения, животные, птицы. Могут быть и пейза­жи. Например, озеро с заросшими рогозом и камышом бере­гами и на нем утки или летящие чайки над волнами. Одни рисунки лучше нарисовать карандашами или мелками, дру­гие — красками. Для одних рисунков подойдут небольшие листы бумаги, для других — листы побольше, цветные. Сей­час пусть каждый выберет себе лист бумаги и сядет за стол, где приготовлен нужный для задуманного рисунка изобрази­тельный материал.

В ходе занятия педагог интересуется замыслами детей, спра­шивает, какими штрихами ребенок будет изображать предмет или его части. Если потребуется, показывает таблицу со штрихами.

В конце занятия предлагает сначала рассмотреть рисунки растений. Отмечает их разнообразие. Потом рассматриваются рисунки с животными и птицами, пейзажи. Выделяются ри­сунки с интересным и новым содержанием, с хорошей техни­кой рисования штрихами.


VIII ЦИКЛ

Хохломская роспись

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИИ

1. Знакомство с искусством- русское народное декоративно-прикладное искусство.

2. Рисование. «Хохломской узор на миске».

3. Рисование. «Узор на бочонке или вазе».

4. Рисование. «Хохломские ложки».

5. Рисование. «Настенные панно с хохломским узором».

6. Рисование. «Хохломские ковши-птицы».
В цикле:

5 занятий по рисованию,

1 занятие — знакомство с искусством.

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РУССКОЕ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Программные  задачи.

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, пле­тения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содер­жанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

Материал .

Разные предметы декоративно-прикладного искусства фаб­ричного изготовления и предметы народного искусства: жос­товские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные из­делия с резьбой, вологодские кружева и их изображения.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!