ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 14 страница
В конце занятия педагог помещает детские рисунки на стенд, готовит фигурки сказочных персонажей: царя, царицу, царевичей и царевен.
— Давайте, дети, поиграем в сказку. Представьте себе, что
в далекие-далекие времена вы были зодчими. Так раньше на
зывали архитекторов. И жили вы в тридевятом царстве, в
тридесятом государстве. А правил царством царь Салтан (бе
рет фигурку царя), у которого были три сына-царевича и три
дочки-царевны. Выросли царские дети. Призвал к себе царь-
государь зодчих и велел им придумать и нарисовать дворцы
для своих детей. Да и ему самому с царицей не мешало бы
127
переехать в новый дворец. Поклонились царю зодчие и вскоре принесли на его суд свои проекты — вот эти нарисованные дворцы (указывает на стенд с рисунками). Позвал царь царицу и своих детей: Ивана-царевича, Василису Прекрасную, Марью-красу — длинную косу и т.д. Спрашивает царь зодчих: «Кто придумал этот дворец? (Ставит фигурку возле какого-либо рисунка.) Расскажи-ка нам, добрый молодец (красна девица), чем хорощ твой дворец. (Ребенок называет те или иные особенности архитектуры, украшений, цвета дворца.) Кто же, по твоему разумению, будет жить в нем? (Ребенок указывает на какой-либо персонаж.) Согласен ли ты, Иван-царевич (Василиса Прекрасная), жить в таком дворце?»
Если персонаж дает согласие, ребенок помещает его возле своего рисунка. Таким же образом обыгрываются еще два-три рисунка. Царь благодарит зодчих: «Спасибо, добрые молодцы и красные девицы, за вашу работу, угодили вы всему царскому семейству. Приедут заморские гости, увидят такую красоту и разнесут славу о вас по всему белому свету».
|
|
ЗАНЯТИЕ 13
РИСОВАНИЕ. «НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПРО КАКУЮ ХОЧЕШЬ СКАЗКУ»
Программные задачи.
Учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок; использовать разнообразные технические приемы рисования красками.
Предварительная работа.
Вне занятий познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Рассказать, чем отличаются сказочные картины Васнецова от книжных иллюстраций художников, например В.Конашевича и Н.Кочергина, специально нарисовавших иллюстрации к определенным художественным произведениям. Рассказать, что живописец В.М.Васнецов написал на больших холстах масляными красками много картин на былинные и сказочные темы: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке», «Аленушка» и многие другие.
|
|
Рассказать детям о предстоящем занятии, на котором они будут рисовать картинки к любым сказкам, которые
128
им нравятся. Нужно заранее выбрать сказку и эпизод, который можно изобразить. Побеседовать с каждым ребенком о его замысле, о том, как он думает его осуществить (о персонажах, предметах, композиции будущего рисунка). Дать детям возможность рассмотреть иллюстрации в книгах, обратить внимание на те или иные особенности рисунков, которые могут помочь в осуществлении замысла. Подобрать для рассматривания достаточное количество иллюстрированных книг, сказок для детей разного дошкольного возраста («Курочка-ряба», «Колобок» и т.п.). Дети могут принести из дома любую книгу.
Матери ал.
У воспитателя изображения отдельных старинных предметов быта (печи, ухвата, костюмов и др.), старинных строений, некоторых сказочных персонажей. У детей заранее подготовленные листы бумаги, которые они закрасили в соответствии со своими замыслами, краски гуашь, кисточки мягкие и щетинные.
Ход занятия.
Воспитатель обращается к группе: «Дети, вы скоро уйдете из детского сада в школу. Я предлагаю вам сделать на память детскому саду альбом, который будет называться «Сказки-загадки» . Пусть дети, которые останутся в детском саду, рассматривают ваши рисунки и отгадывают, к каким сказкам вы их нарисовали. Каждый из вас уже решил, к какой сказке нарисует иллюстрацию. Хорошо бы, чтобы в нашем альбоме были рисунки к разным сказкам, в том числе и к тем, к которым мы не делали рисунков на занятиях. Когда вы кончите рисовать, мы сначала сами попробуем отгадать, кто к какой сказке сделал иллюстрацию».
|
|
В процессе рисования не следует оказывать детям помощь прямыми советами или указаниями. Желательно применять лишь косвенные методы воздействия. Например, если ребенок будет испытывать затруднения в изображении какого-нибудь предмета, надо показать ему соответствующую иллюстрацию или задать наводящий вопрос.
В конце занятия педагог раскладывает все рисунки на сдвинутых вместе столах. Предлагает детям отгадать сказки, к которым нарисованы иллюстрации. Спрашивает:
— Есть ли среди рисунков иллюстрации к одной и той же сказке? Чем они отличаются друг от друга? Есть ли рисунки к сказкам, которые мы не иллюстрировали на занятиях? Остались ли у нас неузнанные иллюстрации к сказкам?
129
Авторы неузнанных рисунков называют сказки. Если дети не узнают рисунок к знакомой сказке, воспитатель объясняет авторам, почему ее не узнали и как следовало бы нарисовать эту иллюстрацию. Далее рассказывает детям, как оформить альбом «Сказки-загадки», страницами которого будут их рисунки. Говорит, что в свободное время тот, кто захочет, может нарисовать еще странички для альбома или закончить свой сегодняшний рисунок. К оформлению обложки альбома педагог привлекает желающих детей после рассматривания нескольких красиво оформленных обложек книг. Альбом группа дарит детскому саду на выпускном утреннике.
|
|
VII ЦИКЛ
рисование штрихами
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ
1.Знакомство с искусством — рассматривание гравюр, ил
люстраций, выполненных штрихами.
2. Рисование. «Опушка зимнего леса».
3. Рисование. «Ежиха в ельнике».
4. Рисование. «Совушка-сова».
5. Рисование. «Расцвели красивые цветы».
6. Рисование. «Одуванчики в траве».
7. Рисование. «Пушистые детеныши животных».
8. Тематическое занятие. «Нарисуй штрихами, что хочешь»
(карандашами, красками, мелками или фломастерами).
В цикле:
4занятия по рисованию карандашами, 2 занятия по рисованию красками,
1 тематическое занятие (карандаши, мелки, краски, фломастеры).
1 занятие — знакомство с искусством.
ЗАНЯТИЕ 1
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ ГРАВЮР И ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ ШТРИХАМИ
Программные задачи.
Познакомить детей с жанром изобразительного искусства — графикой, объяснить, чем она отличается от живописи; познакомить с одним из технических приемов изображения в графике — штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного характера.
Материал.
Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецова, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный материал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; иллюстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные
131
штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; таблица со штрихами, где каждый вид штрихов обозначен цифрой (см.: Дошкольное воспитание. — 1997. — № 10). У детей листы бумаги, разграфленные на полосы, карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения.
— Вспомните, дети, как называют художников, которые
пишут свои картины масляными красками на холсте (живо
писцами). Вы знаете некоторые произведения художников-
живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар
тины «Три богатыря», «Аленушка» художника В.Васнецова
и многие другие. Эти картины художники написали очень
давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А
мы рассматривали с вами репродукции — цветные фотогра
фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар
тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина.
Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает:
— Но многие художники рисуют не масляными красками
на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма
териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными
красками, разными специальными красочными палочками,
которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел
ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя
их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна
комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар
тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками
гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто — акварель
ными красками, как художник Е.Рачев, кто — карандаша
ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун
ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако
вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге
разными материалами, называются графикой. А художников
называют художниками-графиками. Художники-графики
рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель
ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр из
книг.) Многие художники-графики делают свои картины од
ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем
или карандашами.
Воспитатель раздает детям для рассматривания одноцветные иллюстрации и рисунки.
132
— Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Крас
ками или какими-то другими изобразительными материалами?
Почему вы считаете, что рисунки выполнены пером или каран
дашом? (Растения, животные или другие предметы нарисова
ны короткими линиями.)
Подтверждает, что эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Показывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внимание детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко.
Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая названия каждому виду штрихов: короткие равномерно расположенные штрихи (вертикальные и горизонтальные) и др. (см. таблицу). Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи.
— Я буду называть вид штрихов, а вы их рисовать. Нари
суйте неотрывные наклонные штрихи (проверяет у каждого ре
бенка правильность выполнения задания). А теперь нарисуйте
штрихи разной длины... И т.д.
Детям, допустившим ошибки, педагог показывает изображение штрихов на таблице.
Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает снова рассмотреть иллюстрации и найти в изображениях предметов те или иные штрихи, а затем назвать, что изобразил художник.
133 |
В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами.
ЗАНЯТИЕ 2
РИСОВАНИЕ. «ОПУШКА ЗИМНЕГО ЛЕСА»
Программные задачи.
Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. Материал.
У воспитателя несколько одноцветных гравюр и иллюстраций с зимними пейзажами; таблица с изображением штрихов, неполные изображения ели и сосны (без хвои); силуэты зимних деревьев, кустов, листы бумаги с закрашенным серым небом (для составления композиций). У детей листы шероховатой рисовальной бумаги, примерно в 1/2 альбомного листа, прямоугольной или овальной формы, черные карандаши или черные восковые мелки (на выбор). Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей рассмотреть несколько гравюр и иллюстраций с зимним пейзажем. Спрашивает, что особенного они заметили на этих картинках (картинки одноцветные, нарисованы штрихами пером или карандашом). Обращает внимание всех на разную композицию зимних пейзажей. Сравнивает расположение деревьев на гравюрах (ближе, дальше, группами и т.д.). Помещает на середину двух сдвинутых столов листы бумаги в вертикальном положении и выкладывает на поднос силуэтные изображения деревьев, кустов, зубчатой полоски дальнего леса и т.п.
Предлагает подгруппам детей по че-
тыре-пять человек выложить на лис-
тах зимние пейзажи. Помогает сове-
тами по поводу того, где и как лучше расположить большие и маленькие деревья, дальний лес. Попутно обращает внимание детей на разную интенсивность цвета. Так, деревья и кусты, расположенные близко, нарисованы более сильным нажимом, а отдаленные — не так четко.
Все вместе любуются полученны
ми пейзажами, отмечают их разли-
Рис. 34 чия в композиции.
134
Затем каждый ребенок выбирает себе лист бумаги определенной формы, карандаш или мелок, садится за стол. Педагог показывает детям незаконченные изображения ели и сосны, поясняет, что хвою на этих деверьях следует рисовать разными по характеру и расположению штрихами.
Вывешивает таблицу со штрихами, показывает и объясняет приемы рисования хвои: «Хвою на ели начинаю рисовать наклонными штрихами, вот такими (показывает на таблице). Около ствола ели штрихи становятся прямыми, затем снова наклоняются к концу противоположной ветки. А хвою сосны изображу горизонтальными неотрывными штрихами, вот такими (показывает на таблице). Сосна светолюбивое дерево. Ее крона расположена вверху ствола. Нижние ветки отпали, когда им не стало хватать света» . Далее педагог обращает внимание детей, что и кора сосны нарисована штрихами. Спрашивает, какими, и предлагает показать их на таблице. Подтверждает, что это вертикальные штрихи, нарисованные неотрывно сверху вниз по стволу. Напоминает, что сюжетный рисунок следует начать с изображения линии горизонта, чтобы отделить пространство земли от неба. Затем надо нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, потом дальние предметы.
— Если вы уже придумали свою композицию рисунка, то начинайте рисовать зимний пейзаж, на котором обязательно изобразите и хвойные деревья.
В процессе рисования педагог интересуется композицией рисунков детей. Можно еще раз показать некоторым детям гравюры, чтобы помочь продумать композицию их рисунков. Поощряет внесение в рисунки интересных дополнений (сороки на тропинке, на дереве следы зверей, снег на деревьях и др.).
В конце занятия воспитатель выставляет на стенд один из рисунков и предлагает детям, у которых другая композиция зимнего пейзажа, по очереди помещать их рисунки рядом. Говорит, что интересны те работы, которые отличаются друг от друга. Можно предложить одному из детей сравнить композицию его рисунка с композицией любого другого. Затем поискать на рисунках ели и со- сны, хвоя которых заметно отличается характером и расположением штрихов, с помощью которых она изображена.
135
ЗАНЯТИЕ 3
РИСОВАНИЕ. «ЕЖИХА С ЕЖАТАМИ В ЕЛЬНИКЕ»
Программные задачи.
Учить передавать в рисунке связное содержание — изобразить эпизод из жизни ежей через соответствующее замыслу расположение персонажей и соблюдение пропорций между предметами; развивать умение рисовать штрихами хвою молодой елочки — короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа — неотрывными штрихами в несколько рядов. Материал.
У воспитателя — сюжетная картина «Ежи» из серии «Дикие животные», незаконченные изображения елочки и ежа (без хвои и иголок). У детей небольшие листы рисовальной бумаги, примерно 16—18 см х 11—12 см, цветные карандаши, простой карандаш.
Ход занятия. Педагог вывешивает картину.
— Про кого эта картина? Что можно узнать, рассматривая ее? (Дети рассказывают о том, что делают ежи, о месте их обитания.) Посмотрите на ежиху и ежат и расскажите, какие они, чем взрослое животное отличается от детеныша. (Не только величиной, но и пропорциями тела. У ежихи тело более длинное, овальное, а у ее детеныша тело почти круглое, похожее на колючий шарик.) Сегодня я вам предлагаю изобразить какой-нибудь эпизод из жизни ежихи с ежатами. Придумайте сами, что может случиться, когда ежиха выведет своих ежат весной погулять среди молодых елочек. С кем они могут встретиться и что увидеть.
Педагог спрашивает нескольких детей об их замыслах. Говорит, что при рисовании молодых елочек и ежей можно использовать разные штрихи, так как и елочки, и ежи колючие, а колючки лучше всего изобразить штрихами.
Помещает перед детьми неоконченные изображения елки и ежа. Объясняет и показывает, как нарисовать иголки на елочке:
— У молодой елочки ветки
«смотрят» вверх, потому что на них
Рис. 36 еще мало выросло ответвлений и
136
они не тяжелые, как мохнатые ветви старых елей. Хвою следует рисовать очень короткими штрихами, отрывными, чуть отступя от веточек и ствола. Тогда елочка получится пушистой. А иголки у ежей можно нарисовать короткими густыми неотрывными штрихами в несколько рядов.
Перед началом работы воспитатель спрашивает детей, с чего следует начинать рисунок, на котором нужно изобразить какое-либо событие, эпизод, т.е. и место действия, и персонажей (отделить линией горизонта широкое пространство земли от неба). Что нужно изобразить сначала — елочки или ежей (елочки, так как они более крупные). В процессе рисования напоминает, если нужно, что простым карандашом слабым нажимом можно сделать вспомогательный рисунок — изобразить линию горизонта, наметить, где будут расти елочки, нанести контуры ежихи и ежат. Интересуется замыслами детей (где они хотят расположить те или иные растения, животных и другие предметы). Уделяет внимание технике штрихового рисунка. Советует детям не торопиться при нанесении коротких штрихов при изображении хвои, чтобы не исказить их направление по отношению к веткам, неотрывные штрихи при рисовании колючек ежей рисовать в более быстром темпе. Подчеркивает, что направление штрихов к концу тела меняется, они становятся наклонными. Может еще раз привлечь внимание детей к своим рисункам.
В конце занятия следует собрать детские рисунки на от
дельном столе или поместить их на стенде, подозвать детей
подойти поближе для рассматривания. Сказать: «Интересно,
научились ли вы понятно для тех, кто смотрит ваши рисун
ки, изображать, где, с кем и что произошло. Давайте рассмот
рим несколько рисунков». Предложить одному из детей
объяснить содержание какого-либо рисунка, а автора спро
сить, согласен ли он с таким объяснением. Рассмотреть еще
несколько рисунков с другими сюжетами. Спросить, есть ли
рисунки, на которых штрихами
изображены не только хвоя и Л
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1917; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!