Психологическая характеристика воображения



Воображ — особый психич процесс, кот выражается в воссоздании и преображении представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструир-нии новых связей и отнош, отсутствующих в реальности. В этом отнош воображ мб отнесено к интелл-позн проц. Воображ обеспеч предвидение будущ результ активности, в измен в окруж мире и себе, позволяет построить прогу поведения и поэтому мб отнесено к интегр проц.

Процесс воображ всегда протек в неразрывной связи с 2мя др психич проц – памятью и мышл. Благодаря этому образы воображения создаются путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Виды воображения:

1. активное (творческое — самостоятельное создание новых образов, связано с творческой деятельностью; воссоздающее — возникает на основе описаний, чертежей и схем, которые выполнены другими);

2. пассивное (преднамеренное — когда возникновение новых образовсвязано с наличием определенных намерений вообразить что-то конкретное. Не связано с волей (грезы); непреднамеренное — происходит при ослаблении деятельности сознания (во сне-сновидения). Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат -пассивное воображение. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Такого рода образы и фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь называют грёзы.пассивное воображение может возникнуть и не преднамеренно, главным образом при ослаблении сознания, в полудремотном состоянии, при временном бездействии, в состоянии аффекта и т. д. Активное воссоздание воображение имеет в своей основе воссоздание образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Фантазия — отражение окружающей реальности в новых неожиданных связях и отношениях.

Основные этапы формирования воображаемых образовОбразы, воссоздаваемые в процессе в-я, форм-ся на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов в-я проходит 2 этапа. На 1 этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. 1 этап форм-я образов в-я хар-тся анализом получ-х от реальности впечатлений или сформир-х в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолир-м от других объектов, при этом также происходит абстраг-е частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деят-ти в-я, являются 2 этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны

Механизмы воображения:

1. Агглютинация (склеивание) — соединение различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (образ русалки)

2. Гиперболизация — характеризуется не только преувеличением или преуменьшением предмета или явления (дюймовочка, великан), но и изменение количества частей предмета или их смещение.

3. Схематизация — вывод на план определенных черт и их подчеркивание.

4. Типизация — выявление существенного, повторяющегося в однородных фактах, воплощение этого в конкретных образах.

5. Акцентировка закл-ся в подчеркивании наиболее сущ-х, ти­пичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании худ-х образов.

Особым видом воображения является мечта – как создание будущего. Она не всегда реализуется полностью.


 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!