Платон и Аристотель – систематизаторы накопленного до них философского знания



Платон (427-347 гг. до н.э.) родился в Афинах в знатной, аристократической семье. При рождении ему было дано имя Аристокл. Платон – прозвище (от древнегреческого «platos» – широкий, широколобый). Имя Платона сопровождали многочисленные легенды. Согласно одной из них, отцом Платона назывался бог Аполлон, который призвал мудрых пчёл, наполнивших уста младенца Аристокла мёдом, как предзнаменование его будущего сладчайшего словесного дара. Платон получил прекрасное образование. Уже в юности он поражал всех своим поэтическим и литературным даром. В 408 г. до н. э. произошла встреча Платона с Сократом, перевернувшая жизнь молодого человека. Сократ тоже высоко ценил Платона. Рассказывают, что он предчувствовал появление среди своих учеников необыкновенного таланта: перед встречей с Платоном, во сне, Сократ видел у себя на коленях молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком (лебедь – птица-символ Аполлона). 

Несправедливое осуждение Сократа на смерть так потрясло молодого философа, что он покинул Афины и пустился в странствия. Он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, Египте, может быть в Индии. В 389 г. до н. э. Платон оказался в Сиракузах (о-в Сицилия), где пытался побудить тамошнего тирана Дионисия Старшего к преобразованиям государственного управления в соответствии со своими политическими представлениями. Двухлетнее пребывание в Сиракузах закончилось охлаждением отношений между философом и тираном, в результате чего Платон был продан в рабство. И только усилиями друзей, которые выкупили его, Платон был спасён от неволи. Платон возвратился в Афины и вскоре, в 386 г. до н. э., основал школу. Эта школа располагалась в роще, посвящённой герою Академу, и потому стала называться Академией. Платоновская Академия просуществовала 915 лет – до 529 г. В Афинах Платон прожил до конца своей жизни, за исключением ещё двух поездок в Сиракузы (367, 362-361 гг. до н.э.) к сыну Дионисия Старшего – Дионисию Младшему. Попытки оказать влияние на молодого тирана также окончились неудачей. Умер Платон в день своего рождения на пиру и был похоронен в Академии. По преданию, на его могиле была выбита надпись:

Двух Аполлон сыновей – Эскулапа родил и Платона,

Тот исцеляет тела, этот целитель души.

Платон считается первым в европейской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы – с позиции своих философских взглядов он разработал учения чуть ли не обо всех сторонах человеческой жизни: о бытии (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (теология), об обществе (социология), о нравственности (этика). Философия Платона в целом – это необъятное поле знания. Поэтому мы остановимся лишь на наиболее важных моментах платоновского учения.

Главная составляющая философии Платона – учение об эйдосах (идеях). Слово «эйдос» имело в древнегреческом языке до Платона много значений – вид, внешность, образ, облик. Но именно Платон придал этому понятию философское звучание. Поэтому он считается создателем первого в истории идеалистического учения. Идеализм – учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания (идеи) по отношению к бытию. Как мы различаем вещи? Например, стол и стул могут быть сделаны из одного материала, иметь примерно равные физические параметры. Но, тем не менее, человек вполне определённо отличает одно от другого. Благодаря чему? Благодаря тому, что стол и стул имеют разное предназначение. Образно говоря: это стул – на нём сидят, это стол – за ним едят. Следовательно, все вещи имеют своё предназначение. Но откуда оно берётся? Оно не заложено в материале, из которого сделан тот или иной предмет. Дерево, металл или камень, пошедшие на изготовление стола, сами по себе не определяют его предназначение. Иначе говоря, причина появления стола и его предназначение – не имеют материального характера. Материал лишь средство для осуществления вещи. Главная же причина, по мнению Платона, в том, что человек в своём сознании всегда имеет некий образ стола, так и всех вещей вообще. В соответствии с этими образами люди и творят окружающий мир. Эти образы Платон и назвал «эйдосами», или «идеями». Идея вещи – вот истинная причина рождения вещи, сделанной из какого-либо материала. Идея вещи, соединяясь с тем или иным материалом, рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу – идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свойствами. При этом идея вещи – причина, материал – средство, а вещь – лишь следствие взаимодействия идеи и материала. Диалектическое мышление Платона позволило ему увидеть, что соединение двух противоположных, обладающих разными свойствами начал – идеи и материала, рождает некий новый феномен – вещь. Поэтому каждая вещь, с точки зрения Платона, внутренне противоречива – идеальна и материальна одновременно, при этом «идеальность» как бы испорчена материальностью. Какими же свойствами обладает идея? Прежде всего, (1) идея – это смысл вещи. Познать идею вещи, означает познать, чем одна вещь отличается от другой. Зная идею стола и стула, мы знаем смысл их существования, их предназначение. (2) Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. Неважно, из какого материала сделан стол – из дерева, камня, металла. Неважно, какую форму имеет конкретный стол – круглый он, квадратный или прямоугольный. Идея стола включает в себя все проявления стола как такового и определяет общую природу всех столов. (3) Идея вещи сама по себе невещественна. Стол может быть изготовлен из любого материала. Но это совсем не значит, что сама идея обладает какими-то вещественными характеристиками. (4) Идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи – идея стола предшествует созданию конкретного стола, является причиной, законом его проявления. (5) Идея вещи, несмотря на свою не вещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своём мире. Платон назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания – это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Гиперурания – образ умопостигаемого мира, образ мифологический. Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь в нем живут абсолютно истинные, прекрасные и благородные идеи вещей. Реальный мир вторичен. Как возникает реальный мир? Здесь Платон приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое явление материального характера. Платон использовал для его обозначения понятие «хора», а также понятие «необходимость». Позднее, когда языком науки стал латинский язык, это явление стали называть «материей». «Хора-материя» противостоит миру идей, не обладает творческим характером и не имеет никакой формы. Она – материал для воплощения в физическую реальность идей, живущих в своём мире. Поэтому рождение реального мира – это соединение идеального и материального. «Хора-материя» – косное, неподвижное и даже грубое явление. Соединение идей и «хоры-материи» ведет к тому, что материя как бы «портит» прекрасные идеи, огрубляет, искажает их истинность и красоту. Следовательно, и реальный, вещественный мир – лишь глупая, искажённая копия мира идеального. И все вещи реального мира – «тень», искажённое отображение своих идей. В силу этого, Платон называл реальный мир кажущимся бытием.

Определение причин рождения реального мира, поставило перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в движение и сотворили мироздание? Поэтому наряду с миром идей и «хорой-материей», Платон выделил третье начало, назвав его Демиургом. Демиург – это платоновский бог, своей энергией приводящий изначально покоящиеся два других первоначала в движение и тем самым творящий мироздание. Бог-демиург не просто перводвигатель. Своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как Душа Мира. Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в неё божественную энергию, одушевляет всё живое, выступает источником движения в реальном мире. По мнению Платона, мир в целом – живое существо в форме шара, имеющее душу и тело (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха). Человек – продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир из души и тела. Тело человека – бренно, смертно, преходяще. Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Тело – это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего и чувствующего человека. Мы вновь встречаем диалектическую логику и орфическую триаду – душа и тело, соединяясь, порождают новый феномен – живого человека. Душа, являясь источником жизни человека, обладает собственной жизнью и бессмертием, ибо она – остаток, частица Мировой Души. Поэтому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку. Исходя из идеи метемпсихоза (переселения душ), Платон объясняет познавательные возможности человека. По его мнению, процесс познания – это процесс припоминания. Душа вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. По ходу жизни в конкретном теле, душа хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему и получает знания о мире. Чем больше человек занимается воспитанием собственной души, тем больше раскрывает ее возможности. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире.

Отдельный человек живёт в обществе и зависит от общества. Следовательно, способ воспитания наиболее приближенных к идеалу людей – создание идеального общества, или, как говорил Платон, идеального государства – аристократической республики. Управлять таким государством должны философы. Он выделил четыре формы несправедливого государства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев), олигархию(власть богатых),демократию (власть толпы), тиранию (власть тирана). Самыми плохими считались демократия и тирания. Платон утверждал, что благодаря демократическим процессам к власти приходят не наиболее мудрые, а субъекты, именуемые им трутнями.Трутни громко кричат и ничего не умеют делать. «Самые ядовитые из трутней произносят речи, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе». Демократические трутни разрушают все нравственные основы жизни – честь, стыд, умеренность, потакая при этом всему низменному. «Наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством», – говорил Платон. Безграничная демократия, по мнению Платона, непременно приведёт к самоотрицанию, что создаст предпосылки для перехода к тирании. «Чрезмерная свобода, а свобода – это главный принцип демократии, – и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в рабство».


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!