Атомизм. Понятие пустоты и атома



Последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции философии «физиса» (натурфилософии) были Левкипп и Демокрит. С именами этих двух философов связывают рождение материализма – философского учения, признающего первичность бытия по отношению к мышлению, первичность материи по отношению к сознанию. Впрочем, древнегреческий атомизм нельзя считать вполне материалистическим учением, в том смысле как говорят о материализме XIX – XX вв.

О Левкиппе известно, что он жил в V в. до н. э., бывал в Элее, где познакомился с учением элеатов, а затем переселился в г. Абдеры (милетская колония на Фракийском побережье) и основал там философскую школу. Самым талантливым учеником Левкиппа стал уроженец Абдер Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.). Выходец из богатой семьи, ещё в юности Демокрит решил посвятить себя науке. Отказавшись от значительной части наследства, Демокрит отправился в путешествие на Восток, стремясь изучить восточную мудрость. В отличие от Гераклита, «плачущего философа», который каждый раз выходя из дома и видя вокруг себя множество плохо живущих людей, плакал, жалея всех, уже в древности Демокрит получил прозвище «смеющегося философа», ибо считал достойным смеха все человеческие дела. Демокриту обычно приписывается множество сочинений – около семидесяти, посвящённых моральным, естественнонаучным, математическим и техническим темам. Но, вполне возможно, наряду с его собственными трудами, в этом перечне работ есть и сочинения как Левкиппа, так и учеников самого Демокрита. Принято говорить не просто об учениях Левкиппа или Демокрита, а о философии атомистов. В своих философских размышлениях атомисты отталкивались от идей, высказанных элеатами. Атомисты также признавали, что главными философскими категориями являются понятия «бытие» и «небытие». Но, в отличие от элеатов, атомисты считали, что небытие существует также как и бытие: «Небытие существует нисколько не менее, чем бытие», а «бытие существует нисколько не более, чем небытие» (Левкипп). Небытие – это пустота, неподвижное, беспредельное, бесформенное, не имеющее плотности и единое пространство. Бытие же, как раз множественно и состоит из неделимых частиц – атомов. Слово «атом» произошло от древнегреческого «атомос», что дословно переводится как «неделимое», «то, что не делится». Атомам присущи все качества и свойства парменидовского бытия. Они обладают абсолютной плотностью (не содержат пустоты), непроницаемы, неделимы, вечны (не рождены и не подвержены гибели). Атомы – это мельчайшие частицы бытия, и в силу своей малости не могут восприниматься человеческими чувствами. Атомы не могут превращаться в пустоту, как и пустота не может обращаться в атомы. Следовательно, переход бытия в небытие, и небытия в бытие невозможен.

Если элеаты утверждали идею неподвижности бытия, то атомисты, как раз говорили об обратном. По их мнению, атомы находятся в постоянном движении, а само движение является таким же необходимым их свойством, как и плотность, непроницаемость, неделимость и вечность. Движение атомов возможно потому, что они находятся в пустоте и, следовательно, между атомами всегда есть пустое пространство. Поэтому атомы не могут сталкиваться друг с другом и тем более превращаться друг в друга.

 Атомисты часто полемизируют с Анаксагором, и даже критикуют отдельные моменты его учения. Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) родился в Ионии, в г. Клазомены. Ещё в молодости, отказавшись полностью от наследства, он решил посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближённых Перикла – фактического правителя этого города-государства. Однако в конце жизни подвергся судебному преследованию и едва не был приговорён к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государственным преступлениям не почитание богов и объяснение небесных явлений естественным образов (довольно распространённое обвинение для того времени, по этому же закону был осужден Сократ). Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины и вернуться в Ионию, где вскоре умер. Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием «О природе».

Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий, о чём говорил Эмпедокл. Первоначала – это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы «семенами всех вещей». Впоследствии Аристотель назвал эти семена «гомеомериями». Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества – земли, воды, огня, дерева, золота и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Более того, в каждой вещи, в каждом веществе существую и все гомеомерии: «Во всём, – говорил Анаксагор, – содержаться все вещи». Качественное существо той или иной вещи возникает в том случае, если гомеомерии одного рода преобладают над гомеомериями других родов. Например, золото является золотом потому, что в нем преобладают гомеомерии золота. Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опираясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто возникнуть из ничего: «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос, из не-плоти – плоть». Первоначальное состояние мира – это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум – понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей. Демокрит высмеял Анаксагора, считавшего, что первоисточником всякого движения является мировой Ум (Нус). Для атомистов был неважен источник движения, так как движение атомов существует изначально и как бы само по себе.

Выявляя «болевые точки» апорий Зенона, атомисты пришли к выводу, что вещество, пространство, время нельзя делить до бесконечности, есть их мельчайшие, далее неделимые фрагменты – атомы. Существуют атомы вещества, атомы пространства (амеры), атомы времени (хрононы, кванты). Атомы различаются по внешним качествам – прежде всего, по форме и величине. Левкипп заявляет Зенону – стрела летит, так как движение есть преодоление определённого расстояния, состоящего из конкретного числа амеров; за определённое время, состоящего из конкретного числа квантов (хрононов).

Атомисты признавали реальность мира вещей и явлений, состоящего из атомов и пустоты. «Складываясь и сплетаясь», атомы, говорили они, «рождают вещи». В этом случае определённое сочетание атомов приводит к появлению определённого вещества. Причём сами атомы не обладают качествами какого-либо вещества – в этом их отличие от гомеомерий Анаксагора. Качество возникает лишь при сочетании тех или иных атомов. Если сами атомы вечны и неизменны, то вещи, по мнению атомистов, преходящи и изменчивы. Это связано с тем, что атомы, находясь в постоянном движении, создают новые свои сочетания, уничтожая старые. Демокрит приводит пример с монетой, которая стирается от долгого хождения по рукам. Стирание монеты объясняется тем, что постепенно происходит распад сочетания атомов, ее составляющих.

Рождение мироздания атомисты также раскрывали с позиции атомистического понимания бытия. Они считали, что мироздание в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, ибо они образованы бесконечным количеством атомов разной формы. Плотность атомов в пустоте также различна. Там, где атомов много, из совокупного движения атомов возникает «вихрь» – кругообразное движение всех атомов. В процессе вращения вихря одни атомы смещаются в центр и образуют землю, другие отбрасываются на периферию и создают небо, огонь, воздух, небесные светила. Вселенная строится по геоцентрическому принципу – все видимые человеком небесные тела расположены вокруг Земли, которая является центром Вселенной. Атомисты утверждали, что все явления природы и общества имеют свою причину, поэтому в мире царит необходимость. Даже случайные события можно объяснить определёнными причинами. Демокрит приводит следующий пример: «На человека неожиданно с неба падает черепаха и убивает его. Что это? Случайность? Нет, отвечает Демокрит, это орёл, схватив черепаху, бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь, но попадает в голову человека, которую орёл принял за камень». Иначе говоря, у любой случайности можно найти причину. Случайность – это тоже своего рода необходимость, причины которой людям ещё неизвестны или они не хотят их понять. Демокрит говорил: «Люди сотворили себе богов и кумиров из случая как прикрытие для присущего им недомыслия». Естественными причинами атомисты объясняли и возникновение живого на Земле. По их мнению, живое возникает из неживого без участия каких-либо сверхъестественных сил. Когда образовалась земля, она поначалу была тёплой и грязеобразной. Под воздействием теплоты, на земле возникли пузырьки, в которых стали зарождаться живые организмы. Со временем пузыри лопались, а из них выходили люди, животные и растения.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 905; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!