Вклад Аристотеля в развитие философии и науки



Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) И если Платон создал Академию, то Аристотель считается основателем Лицея. Аристокл получил прозвище Платона (от древнегреческого «platos» – широкий, широколобый), а Аристотеля называли Стагиритом (от древнегреческого «stager» – ум). Кроме прочих заслуг ему было доверено воспитание и образование Александра Македонского. Аристотель учился у Платона, но не стал его учеником, так как по ряду принципиальных вопросов расходился с ним, что нашло выражение в следующих словах мыслителя: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине», более упрощённый и употребляемый вариант «Платон мне друг, но истина дороже». Прежде всего, Аристотель критиковал теорию идей Платона. Он считал, что последний совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать, не может. Несмотря на критику платонизма, Аристотель во многом обязан своим философским учением именно Платону. Задачу философии Аристотель видел в постижении всеобщего в самом мире. Предметом её, по мнению мыслителя, являются первые начала и причины бытия. Аристотель ранее всех античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую и вторую философии. Объект исследования первой философии, исторически получившей название «метафизика», – не природа, а то, что существует над ней – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Физика, или учение о природе, в понимании Аристотеля, тоже была философией, но второй.

В центре внимания аристотелевской метафизики стояли проблемы бытия. Он разработал учение о четырёх первоначалах или первопричинах всего существующего:          «О причинах, – читаем мы в «Метафизике», – говориться в четырёх значениях. Одной причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи…, другой – материю или субстрат, третьей – то, откуда начало движения, четвёртой – то, ради чего, или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)». Первая причина – формальная. Для её обозначения Аристотель употребляет тот же термин, что и Платон – «эйдос», но уже в другом смысле. Эйдос вещи, её идея, форма, согласно Аристотелю, вовсе не занебесная сущность, она находится в ней же самой и без неё нельзя понять, что такое данная вещь. Таким образом, формальная причина (эйдос) обусловливает «суть бытия» (первую сущность), то без чего вещи нет. Вторую, материальную причину, Аристотель обозначил не латинским термином «материя», поскольку он его не знал, а греческим словом «хюлэ». Оно имеет двойной смысл: чисто житейский – лес, кустарник, строевой лес и более общий – то, из чего состоят вещи. Аристотель придал этому понятию философское значение. Материальная причина рассматривалась им как: 1) первоматерия, неопределённая и бесформенная, но обладающая способностью принимать любые очертания, стать всем;                   2) уже оформленный материал. Материя и форма – два вечных начала – взаимосвязаны таким образом, что форма является сущностью материи, а материя – субстрат, в котором эта форма запечатлена. Третья причина – движущая, столь же необходимая для полного определения вещи, как и две предыдущие. Аристотель подходит к проблеме движения не только и не столько естественнонаучно, как философски. Логика рассуждений Аристотеля следующая: если рассматривать в качестве причины движения какую-либо вещь, то мы обязательно придём к бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, её способность воплотиться в материи. Ни бытие вещи, ни её движение не возможны без четвёртой причины – целевой.  Все процессы, по Аристотелю, обладают внутренней направленностью и определённостью через цель. Всякая потенция (возможность) желает реализовать себя, стать полномерной, а посему цель – это стремление к благу. Завершает аристотелевскую концепцию четырёх первопричин учениеоб абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя: «…есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность».

Философское учение о высшем бытие Аристотель называет теологией (учение о Боге). Бог, по Аристотелю, – не персонифицированный личный Бог религиозных позднейших доктрин, а безличностный божественный Ум, пребывающий в постоянном труде, в самой лучшей вечной жизни, что для Аристотеля как истинного древнегреческого философа было деятельностью мышления: мысль о мысли. Являясь высшим бытием, божественный Ум выступает в качестве триединой формально-движущей целевой причины. Как формальная причина Ум есть «форма всех форм», предельное понятие о бытии; как движущая – перводвигатель, который движет решительно всем, но сам неподвижен; как целевая – всеобщая цель, являющаяся в то же время и высшим благом. Из понимания высшего начала как высшей цели вытекает такая важнейшая характеристика философского мировоззрения Аристотеля, как телеологичность, или представление о целесообразности всего сущего, начиная от явлений природного мира и заканчивая жизнью человека и полиса. При телеологическом взгляде на мир объяснение строится не как ответ на вопрос «Почему?», а как ответ на вопрос «Для чего?», «Для какой цели?» Божественный Ум, будучи не только источником и причиной движения, но и его целью, обусловливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.

На основе объективной телеологии, охватывающей весь космос, строятся у Аристотеля этика  и политика. Нравственность понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью человека, связанной с его разумом. Согласно Аристотелю, назначение каждого индивида – разумная деятельность. Жизнь, стремящаяся к высшему благу должна быть не просто деятельной, а добродетельной. Добродетельная человеческая жизнь – это жизнь счастливая. Настоящая цель бытия людей, как её определяет Аристотель, – не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной части души. Людям свойственно считать, что счастье есть нечто, чего, мы достигаем – определённая фиксированная цель (богатство, слава, путешествие в Париж и т.д.). Однако именно это Аристотель отвергает. Счастье не является целью в таком смысле. Скорее, это нечто, что сопровождает  какую-то деятельность. Например, индивид, добивающийся чего-либо настойчиво, вовсе не достигает цели, называемой настойчивостью. Последняя есть способ что-то делать, в данном случае не идти наповоду у обстоятельств. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления». В «Никомаховой этике» (а у Аристотеля есть ещё две работы «Большая этика» и «Эвдемова этика», раскрывающие его нравственное мировоззрение) Аристотель даёт определение счастью. «Счастье, – пишет он, – это деятельность души в соответствии с высшей добродетелью». Аристотель создал доктрину «золотой середины». Добродетель, по Аристотелю, есть: 1) мера или «золотая середина» между двумя крайностями – избытком и недостатком; 2) способность человека поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий. Аристотель иллюстрирует это следующим примером: «Счастье подобно хорошему питанию. Сколько нужно человеку есть, чтобы быть сытым?» – спрашивает Аристотель. Он считает (и здесь можно увидеть, чем философия морали Аристотеля отличается от платоновской), что на подобный вопрос не может быть общего ответа в смысле фиксации некоторого количества, например, один килограмм мяса в день. Это зависит от веса человека, характера его трудовой деятельности, самочувствия и т.д. Правильное количество пищи, по мнению Аристотеля, находится где-то посредине между тем, когда мы недоедаем, и тем, когда объедаемся. Важным следствием аристотелевской доктрины для этики является то, что для разных людей существуют различные способы правильной жизни. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путём созерцания истины. Смысл и цель жизни, по мнению Аристотеля, определяется душой. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремлённостью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, объективно наблюдаемого поведения. Душа – энтелехия тела. Аристотель определяет энтелехию следующим образом: это целеустремлённая энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него – к обобщённому представлению; от мнения через понятие – к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания к разумной воле. Душа различает и познаёт сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Специальный трактат Аристотеля «О душе» – это гениальный кладезь мудрости, сохраняющий величайшую ценность до сих пор.  

Человек, по Аристотелю, существо, не только наделённое душой и разумом, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима. Человеческое общежитие начиналось с семьи, через род и селение находит полное своё развитие в государстве. Как высшее сообщество последнее направлено к величайшему благу. Аристотель ещё не отделял идею общества от идеи государства. Анализируя проблемы экономики, Аристотель показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что явилось существенным вкладом в политическую экономию. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государства, а оценивает, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели – благой жизни. Он выделяет такие формы государственного правления, как монархия, аристократия, полития. Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и создал фундамент для развития многих научных направлений. Аристотель был первым античным учёным, открывшим систематическую науку о природе – физику; науку о добродетелях – этику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

В своей философии Аристотель оперирует такими категориями, как сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время, каждая из которых выступает у него в трояком виде: 1) как род бытия;  2) как форма мысли; 3) как высказывание. Анализируя высказывания, Аристотель выводит три закона логики, которыми определяются отношения между ними: 1. Закон тождества (А есть А),                  т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении; 2. Закон исключённого противоречия (А не есть не А); 3. Закон исключённого третьего (А или не А истинно, третьего не дано). На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме (буквально: о сочетании высказываний). Смысл силлогизма состоит в том, что в нём два крайних высказывания S и P соединяются посредством третьего M, общего обеим посылкам. В итоге получается определение (вывод, заключение). Пример: S: Все граждане греческого полиса имеют право участвовать в государственных делах; P: Сократ – гражданин греческого полиса; M: Сократ имеет право участвовать в государственных делах. Данный метод сегодня является одним из самых известных типов дедуктивного умозаключения. Сам же дедуктивный метод познания был разработан Декартом в XVII веке. Всё это ещё раз подтверждает мысль о том, что образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у Аристотеля философской культуре.

Учеников и последователей Аристотеля часто называют перипатетиками (от греч. “peripatio” – крытая галерея). Именно крытая галерея была местом, где Аристотель вещал свои лекции.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 3865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!