Объем дисциплины и виды учебной работы



 

Вид учебной работы

Трудоемкость

 

зач.

ед.

 

 

час.

 

по формам обучения

Очная ЮФ (час)

Заочная ЮФ

(ГВД)

(час)

2-е высшее   Заочная (класс. ГВД.) на базе СПО (час) Очно-заочная (на базе СПО) (час) Очная ФНО (на базе СПО)  (час)
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану   3   108   108

 

108

  108   108   108   108
Аудиторные занятия     54

10

  4 8 34
Лекции       18

8

  4 8 18
Семинары или практические занятия     36

2

      16
Самостоятельная работа(СРС)     54

98

  32 28 20
Переаттестация      

 

108 72 72 54
Форма итогового контроля     Экзамен

Экзамен

  Экзамен Экзамен Экзамен
                   

Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества

Тема 1.1Философия, круг ее проблем, функции, структура;

Типология философского знания

 

Проблема происхождения философии. Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения и их особенности, философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия; типы философского мировоззрения.

Примеры философствования. Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм; монизм, дуализм и плюрализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм; рационализм и сенсуализм, рационализм и иррационализм. Аксиологический, этический, эстетический и другие возможные подходы.

Структура философского знания: предмет и важнейшие проблемы разделов философии: онтологии, гносеологии, логики, аксиологии, философской антропологии, социальной философии, этики, эстетики и других.

Основные функции философии. Социальное назначение философии: осмысление человеком сущности бытия и всех наиболее важных его проявлений – природы, общества, знания, а также места и роли самого человека в мире, обеспечение его совершенствования, концентрированное выражение отношения человека к окружающей действительности. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Место философии в культуре современного общества.

Раздел II. История философии

Тема 2.1Становление и развитие классической философии

(с Древности до Просвещения)

 

Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Космоцентрический тип философствования.

Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов Древней Индии. Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Индии. Основные философские идеи веданты, буддизма. 

Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Социально-философская и нравственно-правовая проблематика философии Древнего Китая; конфуцианство, легизм.

Характерные черты античной философии. Досократический период; проблема первоначала. Классический период греческой философии. Софисты. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля; его онтология, логика, этика и учение об обществе. Сократические школы эпохи эллинизма: киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни, неоплатонизм.

Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки.

Апологетика; Тертуллиан, Ориген. Патристика. Августин Блаженный и его учение о "двух градах". Христианская догматика и философская мысль. Принципы теоцентристской философии: креационизм, супранатурализм, сотериология, провиденциализм, и др. Схоластический реализм и номинализм. Проблема соотношения истин веры и истин разума. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его принцип экономии мысли.

Предпосылки эпохи Возрождения в странах Западной Европы. Ренессансное мировосприятие; гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек – хозяин своей судьбы. Гуманизм. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Социально-философская проблематика Возрождения. Пантеизм как философское миропонимание. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н.Коперник. Дж. Бруно. Г.Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на последующее развитие европейской культуры.

Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Рост и формализация научного знания. Эмпиризм и рационализм.

Ф. Бэкон и его учение о методе. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти государства естественными законами. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Сенсуалистическая трактовка опыта и "чистый разум". Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества.

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д.Юма.

Рационализм Р.Декарта. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины; механистичность материального мира. Пантеизм Б.Спинозы; Бог – природа – субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф.Лейбниц и его монадология. Основные характеристики монады; трактовка пространства и времени. Истины факта и метафизические истины.

Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества. Ш.Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Французский материализм XVIII в. Природа – причина самой себя; вечность и самодвижение материи. Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах.

Тема 2.2.От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).

Завершенность, диалектика, взаимосвязь философских систем представителей немецкой классической философии.

Критическая философия Канта. "Вещь в себе" и явление. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Идеи чистого разума. Этика Канта; категорический императив. Свобода и долг. Проблема Бога. Философия истории Канта.

Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Основания "наукоучения" и диалектика Фихте.

Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы.

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. Система и метод. Гегель о тождестве мышления и бытия. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа. Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля.

Материализм Л.Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Антропологический принцип философии Фейербаха.

Многообразие западной философии XIX – XXвв.;рационализм и иррационализм – закономерный результат развития неклассической философии.

Первые формы европейского рационализма XIX в.: кантианство, гегельянство.

Философия марксизма: материализм и диалектика, две стороны основного вопроса философии; проблемы теории познания, учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории: общественное бытие и общественное сознание,материализм – основа понимания исторического процесса, роль способа материального производства в жизни общества; производительные силы и производственные отношения, классы и классовая борьба, общественно-экономические формации; учение о диктатуре пролетариата; роль научного знания в социальной эволюции, общественный прогресс и его критерии. Западный марксизм: К.Каутский, Р.Люксембург, Д.Лукач, А.Грамши, Ж.Бодрийяр.

Позитивизм в XIX веке. О. Конт: философия и наука, проблема предмета философии, классификация наук, три стадий развития человеческого духа; социология в системе наук. Эмпириокритицизм: гносеология Э. Маха – элементы опыта, экономия мышления, описательность; теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Неопозитивизм: Марбургская школа, Баденская школа неокантианства. Аналитическая философия; Дж. Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Р.Карнап. Постпозитивизм и философия науки; К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд о развитии научного знания.

Прагматизм: истина как целесообразность, практическая обоснованность в контексте американской духовной традиции: Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи. Структурализм К. Леви-Строса.

Иррационализм как попытка преодолеть противоречия классического рационализма. Волюнтаризм А. Шопенгауэра; мир как воля и как представление. Философия Ф.Ницше: критика коллективистской морали, нигилизм, воля к власти и идеал сверхчеловека. Интуитивизм А. Бергсона: жизнь как поток переживаний субъекта, жизненный порыв, интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Экзистенциальная философия: экзистенция, уникальность человеческого бытия, свобода и поиск смысла бытия; М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс. Герменевтика как феноменология человеческого бытия; проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре ХХ в. М.Хайдеггер, Г.Гадамер. Западная религиозно-философская мысль XX в.: неотомизм, протестантская философия,

Фрейдизм как философское мировоззрение: психоанализ З.Фрейда, и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Понятие постмодерна. Ж.Ф.Лиотар, Ж.Дерида, М.Фуко, Ж.Делез; философский плюрализм, стремление найти культурные основы современного общества.

 

Тема 2.3Основные этапы и особенности развития русской философии

Основные источники и особенности русского типа философствования; влияние византийской и западноевропейской культуры, религии, философии; слитность с общественной психологией и культурой. Проблемы периодизации русской философии.

Зарождение русской философской мысли на Руси в XI-XVII вв. Развитие христианско-религиозного мировоззрения; социально-философская проблематика авторов древнерусских текстов. Учение Илариона о законе и благодати, осмысление идеи богочеловечества. Русский вариант "исихазма". Различия в позициях нестяжателей и "иосифлян"; Филофей: "Москва – третий Рим".

Становление русской философии XVIII – начала XIX в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии, европеизация, секуляризация. М.В.Ломоносов: философия и естествознание, механицизм, атомизм. А.Н. Радищев – просветитель, гуманист, критик российской политической системы; трактовка естественного права и общественного договора. Социально-философские взгляды декабристов.

Русская философия XIX в. Формирование русского национального самосознания. П.Я. Чаадаев; оценка исторического прошлого России и размышления о проблемах ее настоящего и будущего. Западничество и славянофильство 30-50-х гг.; полемика о своеобразии исторических судеб России.

Русский материализм второй половины XIX - начала XX вв. Философия русской демократии 50-60-х гг. А.И.Герцен; Н.Г.Чернышевский; Д.И.Писарев. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Анархизм М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Естественнонаучный материализм Д.И.Менделеева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова.

Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. Теория систем А.А.Богданова.

Русская религиозная философия конца ХIХ – начала XX вв. В.С. Соловьев. Критика философии "отвлеченных начал". Программа "цельного знания". Философия всеединства, соборность. Философия истории и моральная философия. Основные идеи философии С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Софиология. Тождество знания и веры. Экзистенциально-религиозная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм.

Русский космизм. Н.Ф.Федоров и его "Философия общего дела". К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский: учение о ноосфере.

Советская философия; А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, В.С.Степин. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца ХХ - начала XXI вв.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!