Список литературных жанров(типология литературных жанров)



По форме: видения, новелла, очерк, рассказ, ода, повесть, пьеса, роман, скетч, эпопея, эпос, эссе

 

По содержанию: комедия, фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия характеров, трагедия, драма

 

По родам:

Эпические:басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман – эпопея, сказка, фэнтези, эпопея

Лирические: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма

 

Драматические: драма, комедия, трагедия

Внеродовые формы в неполной мере обладают свойствами эпоса, лирики или драмы, а то и лишены их вовсе.

 

1. очерки – внимание автора сосредотачивается на внешней реальности, эпическое, но доминируют описания («Хорь и Калиныч» Тургенева)

 2. лит-ра потока сознания, где преобладает не повествовательная подача событий и нескончаемые цепи впечатлений, воспоминаний, душевных движений ностителя речи. (Пруст, Джойс, Белый).

3. Эссеистика. Эссеистическая форма – это не принудительно свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней.

16. Эпос как род литературы. Жанровая эволюция эпических произведений. Основные эпические жанры.

Эпос- (гр.рассказ, повествование) – один из трёх родов литературы, повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса: сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк, роман и т.д. Эпос как род литературы воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в её объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Эпические жанры обогащаются и совершенствуются. Развиваются приёмы композиции, средства изображения человека, обстоятельств его жизни, быта, достигается многостороннее изображение картины мира, общества.

Эпос –«слово», цепь словесных сообщений складывающийся в сюжетное действие, внутри которого формируется судьба и характеры персонажей. Орг. началом явл. – повествование.

Всё рассказанное даётся только через повествование. Эпос как литературный род очень свободно осваивает реальность во времени и пространстве. Он не знает ограничений в объеме текста. К эпосу также принадлежат романы-эпопеи.

Эпос изначально существовал в виде героических эпопей («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде», «Манас», «Калевала»), воссоздающих историческую память народа о былых исторических подвигах и странствиях по миру.

Эпопея - монументальное по форме произведение общенародной проблематики (напр. "Война и мир" Л. Толстого, "Тихий Дон" М. Шолохова)

По мере усложнения личностного сознания эпический герой выделялся из родового или национального коллектива, не подчиняясь року и долгу, как это было у Ахиллеса («Илиада») или Зигфрида («Песнь о Нибелунгах»). Герой становился творцом собственной личности, а время действия конкретизировалось в датировке события. Соответственно возникает и развивается новый вид эпоса, пришедший на смену эпопее, – роман.

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни" (напр. "Обломов" А. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева).

Жанр романа прошел долгий путь становления и развития и далеко не сразу стал полным и законченным выражением искусства эпической прозы. Однако с момента своего зарождения в античности и до настоящего времени роман является наиболее энциклопедическим литературным жанром. На основе принципов построения образа главного героя выделяют основные типы (или жанровые разновидности) романа: роман странствований, роман испытания, роман биографический (автобиографический), роман воспитания и т.п.

Эпическая поэма - поэтическое, в некоторых случаях прозаическое произведение, обладающее сюжетностью, как правило, произведение воспевающее славное прошлое народа, его дух и проч. (напр. "Полтава" А. Пушкина, "Мёртвые души" Н. Гоголя).

К средним эпическим жанрам относятся житие и повесть

Житие, агиография (греч. hagios – святой, grapho – пишу) – один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Жанровые признаки жития используются и в светской литературе Нового времени: произведении А.Н. Радищева «Житие Федора Ушакова», романах «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского и «Соборяне» Н.С. Лескова, повестях «Отец Сергий» Л.Н. Толстого, «Жизнь Василия Фивейского» Л.Н. Андреева, «Мастер и Маргарита» М А Булгакова и т.п.

Повесть - "средний" жанр эпического рода литературы. По объёму как правило, меньше романа, но больше рассказа, новелы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п

Повесть занимает промежуточное положение между романом и рассказом или новеллой. В большинстве европейских литератур ее не выделяют, употребляя термин «повесть» в значении «повествование». А в русском искусстве слова повесть – традиционный жанр.

К малым эпическим жанрам относятся: новеллы, рассказы, сказки, басни, апологи, притчи, очерки, эссе.

Наиболее распространенными среди них являются новеллы и рассказы.

В отличие от романа и повести предмет новеллы и рассказа – это какая-то одна сторона действительности и рожденное ею противоречие

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. (напр., рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, "Тёмные леса" И. Бунина).

Есть мнение, что в поле зрения авторов рассказа – один эпизод из жизни человека, один конфликт. Но, как и в романе и повести, в рассказе подчас показывается изменение характера героя на протяжении длительного времени («Ионыч» А.П. Чехова). Но внимание прозаиков в таком случае направлено не на процесс, а на узловые моменты эволюции. В рассказе может воссоздаться и вся человеческая жизнь или несколько ее этапов («Легкое дыхание» и «Чаша жизни» И.А. Бунина, «Коновалов» и «Мальва» М. Горького, «Матренин двор» А.И. Солженицына), но при этом жизнь героя берется под определенным углом зрения. Такие произведения называют рассказами романного типа.

В литературоведении выделяют множество разновидностей рассказа, основанных на жанрово-родовом принципе (лирический, драматический, эпический), тематике (охотничий, исторический, производственный и т. п.), проблематике (социально-бытовой, нравственно-психологический), характере художественного обобщения (сатирический, фантастический и др.)

Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

 

17. Драма как род литературы. Драма и театр. Слово и действие в драматургическом произведении. Основные драматические жанры.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом.. Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

Драма– одно из литературных течений. Драма воспроизводит, прежде всего, внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.

В драме единая пространственно-временная ситуация.

§ Воспроизводимое действие = ведение речи (реплики героев)

§ Художественное время = время изображаемого

§ Мы знакомимся с самим фактом, а не с сообщением о нем

§ Монологи и диалоги – функции действий герой

§ Речь передается речью, жест-жестом, мимика-мимикой, предмет-предметом

§ Преобладание прямой речи, словесного действия

Из эпоса в драме: авторские ремарки, афиша, реплика в сторону, название пьесы.

§ Система ограничений ( объем, пространство, вещный мир, изображение психологического мира героя.

§ Максимально интенсивные эмоции, смешанные эмоции

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 806; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!