Время в литературе – это не взгляд на проблему эпохи, а принципы художественной организации времени



Литературоведение как наука. Литературоведение и лингвистика. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Литературоведение – это наука, которая изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, художественные литературные произведения в единстве его содержания и формы, закономерности литературного процесса. Это одна из ветвей филологии.   Литературоведение— одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, языкознание, или лингвистика (лат. lingua — язык). У этих наук есть много общего: обе они — каждая по-своему — изучают явления словесности. Поэтому на протяжении последних столетий они развивались в тесной связи друг с другом, под общим названием «филология» (гр. phileo — люблю и logos — слово) Зародилась в Древней Греции. Основоположник – Аристотель. 1-ая книжка – «Поэтика», 4 век до н.э. 18 век – литературоведение стало самостоятельной наукой.   Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Платон создал историю об идеях (идея → материальный мир → искусство). В 17 веке Н. Буало создал свой трактат «Поэтическое искусство», опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука. В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг «Лаокоон. О границах живописи и поэзии», Гербер «Критические леса»). В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.   Современное литературоведение состоит из: · теории литературы - изучает типологические закономерности литературного развития, эволюцию художественных форм (историч. поэтика), разрабатывает методы исследования литературного произведения, принципы и приемы их анализа и интерпретации · истории литературы – изучает предшествующее (прошлое) литературы в связи с историческим развитием общества и человеческого сознания · литературной критики – осмысление и оценка литературных произведений с точки зрения современных представлений о месте литературы в искусстве и жизни ощества Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой.   По существу, литературоведение и лингвистика — различные науки, так как они ставят перед собой разные познавательные задачи. Лингвистика изучает всякие явления словесности, точнее, явления словесной деятельности людей, для того чтобы установить в них особенности закономерного развития тех языков, на которых говорят и пишут различные народы во всем мире. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Тем не менее литературоведение и лингвистика постоянно взаимодействуют между собой и помогают друг другу . Поэтика – изучает состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса изучает закономерности развития родов и жанров. Литературная эстетика изучает литературу как вид искусства. История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту. Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности. С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.   Вспомогательные литературоведческие дисциплины: · текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии. Текстология (лат texturn - ткань, связь и греч logos - слово) - это отрасль историко-филологической науки, которая изучает художественные тексты, сравнивает варианты, очищает от редакторских и цензурных изменений,  восстанавливает авторский текст текстологическая работа важна для издания произведений и для изучения процесса творчества. Нежелательные изменения в художественные тексты вносились еще во времена античности. Задача текстолога установить оригинал произведения, его полноту, законченность, соответствие воли автора и его замысла текстолог может определить имя автора безымянного произведения. · палеография– изучение древних носителей текста, только рукописи. Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей. · библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету. Библиография (греч biblion - книга и grapho - пишу, описываю) - научно-практическая дисциплина, обнаруживает, систематизирует, публикует и распространяет информацию о рукописи, печатные произведения, составляет указатели, списки, которые иногда сопровождаются лаконичными аннотациями, которые помогают выбрать нужную литературу. Есть разные типы библиографических указателей: общие, персональные, тематические Издаются специальные библиографичные журналы-летописи: летопись журнальных статей, летопись рецензий, Летопись газетных статей. · библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги. · историография- описывает историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса». Кроме того, историография занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Серьезные историографические работы позволяют увидеть логику развития научной мысли, не говоря уже о том, что экономят время и силы исследователя. · герменевтика- наука, связанная с исследованием, объяснением, толкованием философских, исторических, религиозных, филологических текстов. Герменевтика использует различные методы толкования художественных текстов: психоаналитический, социологический, феноменологический, сравнительно-исторический, мифологический и т.д.   2. Литература и наука. Литература и искусство. Специфика литературы как вида искусства. Проблема взаимоотношения литературы и науки - проблема не новая. Она не раз вставала и перед теоретиками искусства, и перед философами, разрабатывающими теорию познания, и перед писателями. Однако никогда раньше она не стояла с такой остротой. Гигантские успехи, достигнутые наукой за последние десятилетия, оказывают ныне небывалое влияние на все стороны жизни человека, в том числе и на литературу. Во времена многовековой людской деятельности возникали все возможные искусства и науки: живопись, музыка, скульптура, кино, графика, архитектура, театр...   И наука, и художественная литература делятся с людьми большой познавательной силой, и имеют не мало важное значение посвящения народа в культуру. По своему поучающему значению выдающиеся литературные произведения трудам научным нисколько не уступают. Как заметил в одном из своих писем Ф.Энгельс, из романов Бальзака, писателя Франции, в сфере экономических деталей, он узнал больше, чем из книг экономистов, статистиков, великих историков вместе взятых. Всё же литература и наука имеют свои цели и предмет познания. К науке относятся законы общественные и природные. А к литературе, общественная человеческая жизнь, духовный и внутренний мир. Художественные произведения поучительны и интересны тогда, когда в них изображены истинные люди, находящиеся в поисках справедливости, смысла жизни, добра, с их эмоциональными мыслями. Не с проста в устах М.Горького литература называлась: - «человеко-ведение». Мир людей эмоционально и духовно обширен и богат, а их деятельность разнообразна. По этой причине многосторонне и многогранно в литературе содержание. Литература обладает всеми вторичными признаками, то есть всеми неопределяющими атрибутами науки. Содержание у нее то же, что и у науки: нет, без сомнения, ни одной научной материи, которой не касалась когда-то мировая литература; мир литературного произведения всеобъемлющ и охватывает все виды знания (социальное, психологическое, историческое) - так что литература являет нам то великое единство мироздания, насладиться которым дано было древним грекам и в котором отказано нам из-за раздробленности нашего знания на отдельные науки. Кроме того, литература, подобно науке, методична: в ней есть программы изысканий, меняющиеся в зависимости от школы и эпохи (так же, впрочем, как и в науке), правила исследования, порой даже претензии на экспериментальность. У литературы, как и у науки, есть своя особая мораль - представив себе свою сущность, она выводит отсюда правила для своей деятельности и, следовательно, подчиняет свои начинания известному духу абсолюта.. Для науки язык лишь орудие, и его желательно сделать как можно более прозрачным и нейтральным, поставить в зависимость от субстанции научного изложения (операций, предположений, выводов), которая считается по отношению к нему внеположной и первичной. Литературоведение- многоаспектная наука, в состав которой входит множество спец.дисциплин :   1. поэтика-учение о составе и структуре худ.произведений   Виды поэтики:   · -теоретическая- об общих законах строения и функционирования · -историческая - изучает произведение, исходя из его историч.эволюции · -практическая поэтика - связана с искусством интерпритации и оценки лит.произв.   2. стилистика- теория худ.речи   3. теория композиции - изучает функционирование худ.произв.   4. стиховедение - изучает функции стиха   5. эйдология- теория худ.образа   6. литературная критика- связана с оценкой лит-ры(разделяют на профессиональную и дилетантскую)   7. гносеологическая ф-ция (общая)- познание, постижение чел.бытия   8. эстетика- главная ф-ия лит-ры, наука о прекрасном, эстетич.ф-ия связана с переживанием прекрасного, связана с понятием катарсиса, кот. было определено Аристотелем, произ-ие должно потрести   9. лингвистика-наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание   10. риторика- наука об ораторском искусстве; о функ-ии, создании прозаического текста   11. герменевтика- наука, объясняющая священное писание   Взаимосвязь литературоведения с другими науками: 1. Философия: теоретическая и методологическая база литературоведения. На философской основе решаются проблемы литературоведения: предмет литературы, соотношение формы и содержания. 2. Эстетика: литературоведение – искусствоведческая наука, следующая законам эстетического освоения мира через слово. 3. Психология: художественное творчество – особая сфера психологической деятельности человека, в которой проявляются общие законы мышления и интуиции, взаимосвязь сознательного и бессознательного. 4. Лингвистика: многие явления речевой деятельности изучаются с точки зрения художественной специфики и в качестве языковых фактов (тропы, стилистические фигуры, повествование). 5. История: принцип историзма – ведущий методологический принцип. Изучая художественное произведение, литературовед должен осмыслить историческую действительность, культурную жизнь, воссозданную писателем. 6. Точные науки (кибернетика, теория информации, семиотика – наука о знаковых системах): образ – закодированная знаковая система. На основе взаимодействия с семиотикой сложилось литературоведческое направление 60-х гг. – структурализм.   Вместе с тем неизмеримо возрастает и роль искусства в нашем обществе, усиливаются его познавательные и воспитательные функции, расширяются его возможности в пропаганде научных знаний. Литература и искусство. Литература может найти отражение в таких видах искусства, как: музыка, живопись, архитектура, театр, скульптура и т.д. Литература– изобразительное искусство (за каждым словом стоит определение реальности). Среди выразительных средств – музыка, танец. Среди изобразительных – живопись, архитектура, пантомима и др. Все словесные образы обладают изобразительностью, но не обладают выразительной наглядностью, словесные картины не всегда назывные. Слово всегда апеллирует к воображению, к интеллектуальному изображению. Невещественность словесного образа определяет широту и многообразие явлений, изображающихся в литературе (человеческие эмоции, мысли). Информативная многоплановость литературы не отделима от неопределенности и неоднозначности. Визуальный ряд не обязательно равен (то, что должно быть понятно, не исчерпывается тем, что может быть увидено). Понимание текста обеспечивается интеллектуальной деятельностью читателя, чувственный вид предстает в виде мыслительных образов. Внутренняя форма слова – отношение содержания мысли к сознанию. Внутренняя форма выявляет признак, на основе которого произошло наименование предмета или явления. Автор художественного текста обращается к спящим в мыслях читателя образным представлениям, связывающим акустический образ и явление, обозначенное словом ( контекстуируется наименование предмета). Уникальность статуса литературы среди других видов искусства определяется тем, что она владеет смысловыми возможностями, доступными и ряду других искусств. Это обусловлено особым характером ее материала. Язык как знаковая система, служащая материалом литературы, обладает как изобразительными (ср. с живописью и скульптурой), так и выразительными возможностями (ср. с музыкой и танцем): ведь слову присущи план изображения и план выражения; кроме того, слово имеет как пространственную, так и временную протяженность (ср. слово написанное и слово произнесенное). В то же время литература, являясь одним из видов искусства, обладает специфическим набором эстетических свойств. При выявлении сути художественного образа в литературе следует различать два момента: а) некую внетекстовую реальность, моделью которой и является образ, и б) материал, из которого образ строится, формируется.   Специфика литературы как вида искусства: Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – это эстетическая категория, обозначающая не тождественность искусства действительности. А) первичная (жизнеподобие) Б) вторичная (нарушение принципа жизнеподобия, фантастика). Приёмы создания: гротеск, гипербола, тропы, абсурд, мифологические образы, фольклорные образы. Особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности – художественный образ – способ подражания и преобразования в искусстве. Художественная специфика образа определяется тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность и творит новый, небывалый, вымышленный мир. Структура: 1) объект дествительности 2) сознание художника. Каждый худ.образ включает в себя предметный план, словесно выраженный и смысловой план (подразумеваемый) Обозначим 5 принципов художественности: Принцип целостности, обусловливающий внутреннюю организацию и завершенность литературного произведения.   Принцип условности, предполагающий, что литература моделирует жизнь, но таковой не является, что отражается в специфике эстетического переживания как рефлексивного чувства, «игрового» по своей сути (ср. с определением понятия «эстетическое восприятие», приведенным выше).   Принцип творческого обобщения, означающий выявление в бесконечном разнообразии жизни неких универсальных констант бытия и сознания.   Принцип творческой новизны и уникальности, отличающий истинно художественное произведение от ремесленной поделки или эпигонского подражания.   Принцип адресованности, подразумевающий, что литературное произведение всегда рассчитано на определенную читательскую аудиторию. «Образ аудитории», степень «проявленности» адресата в произведении является важным структурообразующим фактором литературного текста.   3. Художественная условность в искусстве и литературе. Факт и вымысел. Процесс худ. обобщения. Виды условности. Условность – одно из сущностных свойств искусства, присущее всем произведениям. Принцип художественной изобразительности, обозначающий нетождественность художественного образа объекту произведения. Искусство не требует признания его произведения за действительность. Худ. УСЛОВНОСТЬ - изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает дистанцию между действительностью и худ. произведением. Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – это эстетическая категория, обозначающая не тождественность искусства действительности. А) первичная (жизнеподобие) Б) вторичная (нарушение принципа жизнеподобия, фантастика). Приёмы создания: гротеск, гипербола, тропы, абсурд, мифологические образы, фольклорные образы. Первичная условность проявляется в отграниченности художественного объекта от реальности. В живописи – двухмерность трехмерных. В литературе – замена объектов реальности словами. Проявляется в интеллектуальных и мыслительных процессах, происходящих в подсознании. Свободное перемешение. Вторичная условность акценитурет сделанность художественного произведения. Проявляет себя через нарушение соответствующего художественного образа и реального объекта. Всегда деформация(изменение формы). Она пересоздает объект действительности. В литературе – деформация пространства и времени (Набоков «Приглашение на суд», «Лысая певица»). В фантастике, гротеске, вероятностных допущениях, в использовании легенд, мифов, притч, в соединении их с современным материалом, в авторских комментариях и в появлениях фигуры авторавнутри изображаемого мира. Представления об условности в разных культурах резко разнятся. Что для одной первично, для другой – вторично. Канонизированная условность – само собой разумеющееся. Условность — это неотъемлемая черта любого художественного произведения. Художественная условность предполагает использование приемов, которые служат особой формой отображения действительности и помогают глубже понять смысл произведения. Различают два вида условности в литературе.  Первичная (скрытая, неявная) условность не акцентируется автором: произведение создается по принципу жизнеподобия, хотя и действующие лица, и сам сюжет могут быть вымышленными. Автор прибегает к типизации даже в том случае, если у его героев есть реальные прототипы. Примером воплощения такого вида условности можно считать пьесы А. Островского и романы И. Тургенева. Все описываемое в них вполне правдоподобно, могло происходить на самом деле.  К вторичной (открытой, явной) условности автор прибегает, если хочет подчеркнуть абсурдность, фантастичность, неординарность ситуации. Это достигается за счет использования гротеска, фантастики, символов, целого ряда тропов (аллегорий, гипербол, метафор и т. п.) — все это способы деформации реальности, формы намеренного отхода от правдоподобия.   Факт и вымысел. 1) Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Ярко выражен в народных сказках. Художественный вымысел — все то, что создается воображением писателя, его фантазией. Художественный вымысел — средство создания художественных образов. Он основан на жизненном опыте писателя. Но при этом в художественном произведении писатель изображает не то, что случилось на самом деле, а то, что могло бы случиться. Вымысел, творческая фантазия художника не противостоит реальной действительности, а является особой, присущей только искусству формой отражения жизни. Далеко не все события какой-либо конкретной человеческой жизни являются важными и неслучайными, а с помощью художественного вымысла писатель выделяет наиболее значимые события, оставляя в тени не столь существенные. Таким образом, на первый план выходит только самое основное и важное с точки зрения писателя. Благодаря художественному вымыслу писатель настолько вживается в своих персонажей, что для него они начинают словно бы существовать на самом деле. Мера вымысла в художественном произведении может быть различна. Она меняется в зависимости от личности писателя, его творческих принципов, замысла и многих других факторов. Но вымысел всегда присутствует в произведении, поскольку позволяет из множества реальных факторов отобрать только самое значимое и существенное и воплотить в художественный образ. 2) Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию.   Процесс худ. обобщения - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме. ОБОБЩЕНИЕ выбор наиболее важного, существенного с отказом от второстепенных частностей, деталей. Процессы О. происходят и на уровне рисунка, построения художественной формы, и в ходе моделирования, лепки, и на стадии завершения художественных произведений, важнейшая ступень О. — типизация художественного образа. Импульсом художественного О. могли быть стремление приблизиться к классическому образцу (античному, средневековому, ренессансному) и художественная стилизация, и тяготение к простейшим, архаическим формам искусства. Художественное обобщение - восприятие художественного произведения как целостного явления, на уровне единства формы и содержания. Воспринимая художественное произведение, вы определяем его жанровое своеобразие, особенности стиля и др. достаточно точные характеристики, выражаемые суждениями: «Это - комедия, это - реалистическое произведение, это - пейзаж, или это - православная икона и т.д   4. Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа. Образ является содержательной формой. Это понятие ввёл древнегреческий философ Демокрит. Образное мышление человека самое древнее, так как первоначально люди мыслили конкретными образами. Первобытное мышление было конкретным, образным и нерасчленённым. Согласно древним представлениям, все явления действительности могли перевоплощаться друг в друга (всеобщее оборотничество или метемпсихоз). Это явление сохранилось в образе, хотя лишилось магического смысла. Образное отражение и моделирование действительности является основным в художественном произведении. Образспособен претворять жизненный материал в искусство, и этим определяется его ведущее положение в эстетике. Художественный образ является одной из важнейших категорий эстетики, определяющих суть искусства, его специфику. Существуют образы мифологические, религиозные, научные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные. •     Художественный образ – это способ конкретно-чувственного воспроизведения действительности в соответствии с избранным эстетическим идеалом. Цель и назначение образа — передать общее через единичное, не подражая действительности, а воспроизводя ее. •     Специфика худ. образа в том, что он создаёт новый вымышленный мир; •     Художественный образ не только отражает, но прежде всего, обобщает, раскрывает единично, существенно и вечно; •     Худ. образ соединяет в себе единичное, типичное и характерное; Худ. образ связан с проблемой худ. сознания. При анализе худ. образа следует учитывать, что лит-ра является одной из форм общественного сознания и разновидностью практически-духовной деятельности человека. Худ. образ не является чем-то статичным, его отличает процессуальный характер. В разные эпохи образ подчиняется определенным видовым и жанровым требованиям. Вместе с тем, образ является знаком неповторимой творческой индивидуальности. Субъективное, индивидуальное и объективное присутствуют в образе в неразрывном единстве. Действительность является материалом, подлежащим познанию, источником фактов и ощущений, исследуя которые творческая личность изучает себя и мир, воплощает в произведении свои идеологические, нравственные представления о реальном и должном. Худ. образ, отражая жизненные тенденции, вместе с тем является оригинальным открытием и созданием новых смыслов, которых прежде не существовало.  По характеру худ. образы можно разделить на индивидуальные, харАктерные, типические, образы-мотивы, топосы и архетипы. Слово — основное средство создания поэтического образа в литературе. Художественный образ выявляет наглядность предмета или явления. Образность может создаваться не образными средствами. Используя слово-знак (слово в прямом значении), художник создаёт слова-образы. В худ. текстах слова-образы не подчиняются их реальным содержаниям («задумчивая дверь» А. Блок). Каждый художник отображает мир с разных сторон, при помощи разных средств: у одного световые, у другого цветовые, у третьего предметно чувственные. Важная ступень образности – символ. Символы бывают: традиционными(архетип) – они рассчитаны на однозначность восприятия (устойчивые голубь-мир, библейскими Иуда – предатель); Индивидуальными – может создаваться в одном произведении или пронизывать всё творчество автора(Родина – мать, а у Есенина родина – жена). Процесс создания художественного образа, прежде всего — строгий отбор материала: художник берет самые характерные черты изображаемого, отбрасывает все случайное, давая развитие, укрупняя или заостряя те или иные черты до полной отчетливости. Специфика художественного образа:   · Образ рождается в единстве противоположных начал: реальное – вымышленное; рациональное – эмоциональное; отвлечённое – конкретное; объективное – субъективное; · Чувственная конкретность; · Целостность; · Способность к саморазвитию; · Многозначность; · Непереводимость на язык понятий; · Содержательная наполненность; · Бесконечная жизнь в искусстве. Художественный образ — это обобщение элементов реальности, объектированное в чувственно — воспринимаемых формах, которые созданы по законам вида и жанра данного искусства, в определенной индивидуально-творческой манере.   5. Систематика словесно-художественных образов в литературе. Понятие мотива, топоса, архетипа.        Предметная классификация: o -самый нижний слой предметности- деталь. На этом уровне выделяются образы детали(особо значимый элемент художественного образа) , статичные описательные фрагментарные образы: пейзаж, портрет, интерьер   o -второй уровень строится на динамике, событиях. Состоит из образов движений, поступков, действий, событий. Динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности.   o -третий уровень- образы персонажей и героев, Образы характеров и обстоятельств , герои в конфликтах. o -четвертый уровень- образ судьбы и мира (авторский взгляд на мир), глобальные образы бытия вообще в понимании художника.  

Смысловая классификация.

По смысловой обобщенности:

 

1)-образы, которые встречаются в границах одного произведения. Бывают индивидуальными, характерными, типическими.

Индивидуальный образ- созданный воображением художников и выражает меру его оригинальности и неповторимости. Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно явл. плодом воображения писателя, чаще встречаются у романтиков и фантастов ( Квазимодо, Воланд).

 

Характерный образ- образ, раскрывающий закономерности общественно-исторической жизни, запечатляет нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху в данной среде. Характерный образ являются обобщающим. В нём содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям опр. эпохи и ёё общественных сфер (персонажи пьес Островского).

 

Типический образ- высшая ступень проявления характерности, когда образ перерастает границы своей эпохи, обретает общечеловеческие черты. Раскрывает устойчивые свойства человеческой натуры. Типичный образ (вечные герои) – образцовые для опр. эпохи. Могут быть запечатлены соц-истор. приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (Дон Кихот, Гамлет, Обломов).

2)-образы, которые встречаются в произведениях одного или нескольких авторов. Образ мотив, образ-топос.

 

Образ-мотив- образ, повторяющийся в нескольких произведениях одного или разных авторов. Образы-мотивы выходят за рамки индивидуальных образов-героев. Это устойчиво повторяющаяся в творчестве какого-либо писателя тема, выраженная в различных аспектах с помощью значительных её элементов («деревенская Русь» Есенина, «Прекрасная Дама» Блок).

 

Образ - топос- общее место. Образ, характерный для целой культуры данного периода, нации. Топос (от греч. «место») обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не творчество отдельного автора (образ «маленького человека»).

 

Архетип- обозначение наиболее общих и фундаментальных изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческий характер и лежащих в основе любых художественных структур., образ, заключающий наиболее устойчивые схемы или формулы человеческого воображения и мышления.

 

Структурная классификация:

ü Образы автологические

Образы в которых предметное и подразумеваемое совпадает (словесное выражение прямо связано со смысловым). Предметное и смысловое совпадают. О чем говорят, то и имеется ввиду.

ü Образы метологические

Входят все тропы, кроме символа и аллегории. (метафора, эпитет, литота, ирония) Подразумеваемое принципиально не совпадает с предметным

ü Образы суперлогические

Аллегория и символ. Подразумеваемое не противоречит предметному, но превосходит его степенью обобщённости

 

6. Понятие пафоса в литературоведении. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении.

Идейная направленность литературно-художественного произведения определяется в первую очередь тем, как осмысляет и оценивает писатель явления жизни, которые он воспроизводит. Глубокая и исторически правдивая идейно-эмоциональная оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением, является пафосом творческой мысли писателя и его произведения. Но не в каждом художественном произведении есть пафос. Его нет, например, в натуралистических произведениях, копирующих действительность и лишенных глубокой проблематики.

 

Все виды пафоса возникают первоначально в сознании общества, а затем находят выражение в художественном творчестве.Героический, драматический, трагический пафос, сентиментальность, романтика, юмор, сатира в художественном произведении - все это глубокое идейное осознание и правдивая эмоциональная оценка противоречий, существующих в действительности.

 

В художественном произведении в зависимости от его проблематики иногда доминирует один вид пафоса или обнаруживается сочетание разных его видов.

 

Пафос в искусстве создается художественными средствами - изображением персонажей, их поступков, их переживаний, событий их жизни, всем образным строем произведения.

Пафос (греч. πάθος— чувство, эмоция) — риторическая категория, соответствующая стилю поведения, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, страстью.

Пафос – это высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Можно определить как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой. Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация»*. Проанализировать пафос в художественном произведении – значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире.

 

Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой прием, при котором эстетика повествования передается через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей.

В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику, общий настрой произведения. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий. Пафос – идейно-эмоциональная страсть, оценка, выраженная в произведении. Пафос присутствует в литературе, где проявляется сильное чувство автора.

 

Пафос состоит из разновидностей:

Героический- заключает в себе утверждение величия подвига, его значения для народа, нации, человечества. Предметом героического пафоса в литературе является активная деятельность людей, благодаря которой осуществляются великие общенационально-прогрессивные задачи. Пафос героический - воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих национально-прогрессивных стремлений…(можно вспомнить пафос античных мифов и легенд, средневековой рыцарской литературы).

 

Пафос драматизма-противоречия в жизни людей, порождается противоречиями реальной жизни людей - не только общественной, но и частной. Писатель (сказитель, певец) может глубоко сочувствовать персонажам, драматичности их положения, их борьбе за осуществление своих стремлений, за свою судьбу и жизнь. Пафос драматический - возникает в произведении под воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих желаниям, стремлениям и даже жизни персонажей («Бесприданница»- А.Островского и «Анна Каренина»- Л.Толстого).

Трагический- внутренние противоречия в людях, в теориях трагедии и трагического, их определение связывалось так или иначе с понятиями «рока», «судьбы», во власти которых вся жизнь людей, или с понятием «вины» трагических героев, нарушивших какой-то высший закон и расплачивающихся за это. Трагизм положения и переживаний заключается в основном во внутренних противоречиях и борьбе, возникающих в сознании, в душе людей. Пафос трагический - состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления (Гамлет у Шекспира, Доктор Живаго у Б. Пастернака).

Сатирический- сильное, резкое насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни, Сатирический пафос порождается объективными комическими свойствами жизни, и в нем ироническая насмешка над комизмом жизни соединяется с резким обличением, негодованием. Сатира не зависит, следовательно, от произвола писателя, от его личного желания осмеять что-то. Она требует соответствующего предмета - комичности самой осмеиваемой жизни. Пафос сатирический одухотворяет произведения, в которых строй жизни и человеческие характеры являются предметом негодующе- насмешливого освещения («Путешествие Гулливера» Дж. Свивта, «История одного города» С-Щедрина).

Сентиментальный пафос - свойственен, прежде всего литературе 18-ого века и состоит в душевной умилённости, вызванной осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой («Страдания юного Вертера» Гете, «Бедная Лиза» Карамзина).

 

Юмор-смех над безобидными комическими противоречиями, , соединенный нередко с жалостью к людям, проявляющим эту комичность. Настоящий юмор всегда исходит из обобщающего, философского раздумья над недостатками жизни. В русской литературе величайшим юмористом был Н.В. Гоголь, величайшим сатириком - М.Е. Салтыков-Щедрин. Писатели-юмористы и писатели-сатирики обычно почти не раскрывают внутренний мир своих героев (или делают это в слабой степени), но выделяют и усиливают в своем повествовании комизм внешних деталей изобразительности (портретов, речевой характеристики персонажей, сюжетных сцен). Пафос юмористический - возникает в тех случаях, когда автор сознает несовершенство жизни и человеческих возможностей, при этом он такое явление не бичует, а смеется над своими героями и даже жалеет их («Смерть чиновника» Чехова).

 

Романтический- душевная восторженность, основой является высокий уровень развития эмоционального самосознания человеческой личности, рефлективности ее переживаний. Романтический пафос - передает рефлективную душевную восторженность, которая возникает в результате выявления некоего возвышенного начала и стремления обозначить его черты (Байрон, Жуковский, Пушкин).

 

 

Идейно-эмоциональная оценка, всегда зависит от осмысления писателем изображаемых им характеров и всегда тем самым вытекает из его мировоззрения. Идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания. Это та сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и к отдельным его проявлениям, авторская позиция; здесь определенная система ценностей утверждается или отрицается, отвергается автором.

 

1) утверждающая характеры. (идейно утверждать можно только то, что в самой действительности заслуживает утверждения, что достойно его по своим объективным свойствам, это все то, что в том или ином отношении заключает в себе национально-историческую «правду» жизни).

2) отрицающая их (идейно отрицать можно лишь те характеры, действия, переживания, которые по собственным своим особенностям достойны отрицания, это характеры и переживания, в том или ином отношении заключающие в себе «неправду» национально-исторической жизни).

 

Только тогда оказывается внутренне убедительной и по своему содержанию исторически правдивой, когда она соответствует особенностям этих характеров, вытекающим из их объективного места и значения в национально-исторической жизни их эпохи.

 

В этом заключается правдивость идейно-эмоциональной направленности самого художественного произведения. Если писатель идейно утверждает характеры, заключающие в себе так или иначе национально-историческую «неправду» жизни или наоборот, тогда его произведения заключают в себе ложную идейно-эмоциональную направленность произведений, ложную их идею.

 

7. Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.

Событие = факт ( эпос, повеств. Лирика).

Речь идет об изменении сюжетной ситуации, частной или общей, единой для всего произведения. Ситуация неразрывно связана с условиями пространства-времени и является их выражением. Переход от одной ситуации к другой возможен лишь в виде преобразования условий для персонажа — в результате ли его собственной активности (путешествие, новая оценка мира) или « активности» обстоятельств (биологические изменения, природные или исторические перемены).

Сюжет и фабула.

В основе сюжета лежит представление о событиях.

Что считать событием?

Событие (по Лотману)- перемещение персонажа через границу семантического поля. Отступление от сложившегося распорядка действий. Это то, что произошло, но могло бы и не произойти.

В лирике событийность ослаблена (тягота к фиксации переживаний и впечатлений, описывают то, что есть). Нарушение границ семантического поля может быть и в лирике (смена эмоций).

Фабула – совокупность событий в их взаимной внутренней связи (ход событий жизни героев).

Фабула - хронологический порядок событий, фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Сюжет – художественно построенное распределение событий (порядок рассказывания).

Сюжет – художественно обработанная фабула.

 


Хроникальные и концентрические.

Хроникальные (преобладают временные связи). «Василий Теркин». Задачи: показать разнообразие жизненных связей. Он бесконечен. В хроникальных единственный связующий элемент событий- время(гомер- одиссея)

Концентрические (сюжеты с преобладанием причинно-следственной связи). Драма, новелла. Задачи: показать многообразие связи между имеющимися персонажами; содержание отношений между героями. В концентрических важна логика событий, их связь между собой- рассказ, новелла, повести.

Сюжет предполагает точку зрения. Одна и та же фабула, рассказанная с разных точек зрения – это два разных сюжета.

Выбор точки зрения определяет отбор событий, расстановку по отношению друг к другу. Может быть умолчание событий, отбор деталей.

Все основные стадии сюжета строятся на основе конфликта.

В основе сюжета лежит нарушение исходного порядка, которое должно быть устранено, и должен быть создан другой порядок, не дублировавший старый. Мы получаем экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Сюжет- события, развивающиеся во времени и пространстве, вбирающие в себя судьбы героев, обстоятельства их жизни. Это последовательность событий художественного произведения. Развитие сюжета обеспечивается конфликтом. Сюжеты обнаруживают и впрямую создают жизненные противоречия, конфликты. Конфликт- движущая сила произведения. Без конфликта невозможно представить себе выраженный сюжет.

Сюжет выявляет и характеризует связи персонажа с его окружением, место персонажа в образной системе, его судьбу, сюжет отражает авторскую картину мира. Сюжет как элемент произведения тяготеет к драматизму. Чем острее сюжет, тем более динамично произведение.

 

Элементы сюжета:

 

ü - экспозиция-фрагмент текста, предшествующий завязке. Знакомит с обстановкой, временем действия, персонажами, какими-то событиями, предшествующими главному.

 

ü -завязка - событие, которым начинается развитие действия в литературном худож. произведении (определяет возникновение конфликта).

 

ü -развитие действия –система событий, вытекающих из завязки, в процессе которых происходит обострение намечающихся противоречий, развитие конфликта.

 

ü -кульминация - момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении

 

ü -развязка – окончание действия или завершение конфликта между персонажами.

 

Композиция – это соединение частей или компонентов в целое, структура литературной художественно формы.

Композиция – это соединение частей, но не сами эти части. Различают аспекты композиции: расстановка персонажей, событий, детали, описание, диалоги

 

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ - те отрывки лит. произведения, которые не продвигают развития действия. К ним относятся различные описания внешности героя (портрет), природы (пейзаж), описание жилища (интерьер), а также монологи, диалоги героев и лирические отступления автора. Они позволяют детальнее раскрыть характер действующих лиц (т.к. их сущность проявляется не только в поступках, но и в портрете, в восприятии природы и т.д.), создают также фон для происходящего. ( Название, эпиграф, посвящение, пролог, эпилог, вставной эпизод –новелла, афиша, ремарки)

 

Название -строка, содержащая имя произведения.

Эпиграф– цитата из другого текста, предпосланная ко всему произведению или главе.

Посвящение –указание лица, которому предназначается или в честь которого написано произведение.

Пролог– вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие.

Эпилог– заключительная часть, прибавленная к законченному произведению.

Афиша –объявление о действующих лицах драматического произведения.

Ремарки –замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали. Заключается в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования. Имеет прямое или косвенное отношение к изображаемому, дополняя его. Иногда заменяет собой часть сюжетной линии или является альтернативой фактического сюжета.

Лирические отступления -прием, заключающийся в отступлении автора от сюжетного повествования.

 

Конфликт и сюжет.

Важнейшая функция сюжета- обнаружение жизненных противоречий, т.е конфликтов. Конфликтыбывают внешними, внутренними, между героями, конфликт героя с самим собой, конфликт героя с обстоятельствами.

 

Конфликт обычно выражается в сюжетепроизведения, он организует его: неудовлетворенность героев, желание получить что-либо или избежать чего-либо заставляют их совершать те или иные поступки. В каждом произведении складывается своя, порой многоуровневая, система конфликтов, что делает сюжет более сложным.

Конфликт-это столкновение в худ.произведении противоположных сторон.

1) Внешний конфликт (столкновение разных сторон) (герой*герой, герой*обстоятельства)

2) Внутренний конфликт ( духовный мир персонажа)

 

Типы конфликта:

§ Локальный.

-все противоречия, возникшие по ходу сюжета, разрешаются и конфликт исчерпывается. Сказка, классицистическая комедия, боевик, триллеры.

Локальный (разворачивается в границах произв. и в нем же разрешается)

 

§ Устойчивый (разворачивается в границах произв., не разрешается)

Устойчивый фон конфликтности. Проявляется не в открытом столкновении героев, а в неудовлетворении героя окружающим миром, самим собой.

Противоборство сменяется противостоянием, чаще дискуссией. Пьесы Чехова, пьеса Горького «На дне»

§ Отсутствие конфликта -идиллический пафос.

В широком смысле понятие конфликта используется для обозначения любого противопоставления в тексте (в стилистических или тематических объектах, в способах повествования, в позициях элементов текста).

8. Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).

Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог.

 Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.

Завязка — это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета от завязки к кульминации; по ходу развития действия конфликт обычно обостряется, противоречия проявляются все более активно.

Кульминация— это момент в действии, когда острота конфликта достигает максимума, это момент наибольшего напряжения действия.

Вслед за кульминацией следует развязка, в которой разрешается конфликт или показывается его принципиальная неразрешимость.

В некоторых произведениях встречается еще эпилог — короткий рассказ о том, что произошло с героями после окончания основного сюжетного действия.

 

КОМПОЗИЦИЯ – взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т.е. его построение.

 

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

 

Уровни композиции:

§ Композиция точек зрения

§ Сюжет

§ Система образов

§ Композиция деталей

§ Речевая композиция (фонетический уровень, лексический уровень, система тропов и стилистических фигур)

§ Внесюжетные элементы

Уровни текста

В литературоведческом аспекте выделяются уровни:

1) персонажей;

2) фабулы;

3) идей.

При этом учитываются основные компоненты структуры текста:

1) тема;

2) идея;

3) материал действительности;

4) сюжет;

5) композиция;

6) язык;

7) прием

(В.В. Одинцов).

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» экспозиция знакомит нас с семьей Фамусова, отношениями Софьи и Молчалина, предваряет приезд Чацкого разговорами о нем. Завязкой комедии можно считать период, во время которого Чацкий убеждается в холодности к нему Софьи, начинает подозревать в Молчалине и Скалозубе женихов Софьи, вступает в спор с Фамусовым. Далее следует развитие действия, все более углубляющее пропасть между Чацким и фамусовским обществом. Кульминация комедии — в последней ее сцене, когда Чацкий узнает, что «вымыслом» о сумасшествии он обязан Софье. Финальный монолог и отъезд Чацкого являются развязкой.

 

Всякое сопоставление элементов является значимым. Каждый элемент текста соединяется с другим двояким образом.

По горизонтали - элементы одного и того же уровня. По вертикали – соединенные с элементами других уровней.

В прозе гораздо большую значимость имеют связи событий, в поэзии соотнесение ритмико-интонационных метрических и фонетических единиц.

Композиция смещает и расставляет акценты на необходимых автору элементах, маркирует смысловые единицы произведения. Особую значимость в композиции всегда имеют повторы.

В литературе 20 века среди композиционных приемов особое место занимает монтаж, основанный на ассоциативной соотнесенности внешне не связанных событий, герое и т.д.

 

Композиционные каноны:

v Траекторные повторы, счастливый конец

v Четкая соразмерность эпизода

v Три единства (места, времени и действия)

v Внутренняя композиция (архитектоника) – вся система внутренних связей между элементами произведения.

 

 

9. Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.

Художественная литература специфична в освоении пространства и времени. Она принадлежит к искусствам, образы которых обладают временнОй протяженностью – строго организованы во времени восприятия. С этим связано своеобразие ее предмета, о чем писал Лессинг: в центре словесного произведения – действия, т.е. процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временнОй протяженностью.

Вместе с тем в литературу неизменно входят и пространственные представления. Здесь они не имеют непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности и наглядности, остаются косвенными и воспринимаются ассоциативно.

ВременнЫе начала словесной образности имеют большую конкретность, нежели пространственные: в составе монологов и диалогов изображаемое время и время восприятия более или менее совпадают, и сцены драматических произведений запечатлевают время с прямой, непосредственной достоверностью.

Литературные произведения пронизаны временнЫми и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего, будущего.

Не менее разноплановы присутствующие в литературе пространственные картины: образы пространства замкнутого и воображаемого, представления о предметности близкой и удаленной. Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода:

«В Париже из-под крыши

Венера или Марс

Глядят, какой в афише

Объявлен новый фарс». Пастернак

 

ВременнЫе и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое вслед за М.М. Бахтиным принято называть хронотопом. «Хронотоп, - утверждал ученый, - определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности». Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка ( с его монотонным бытом).

Время и пространство запечатлеваются в литературных произведениях двояко. Во-первых, в виде мотивов и лейтмотивов (преимущественно в лирике), которые нередко приобретают символический характер. Во-вторых, они составляют основу сюжетов.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - это важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения. Литературно-поэтический образ, формально развертываясь во времени (как последовательность текста), своим содержанием воспроизводит пространственно-временную картину мира, притом в ее символико-идеологическом, ценностном аспекте, конкретизированы, прерывны и условны.

Понятие хронотопа определяют как существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений. Жанровая специфика произведения определяется прежде всего Х. (например, историческое или фантастическое время и пространство в балладе, эпическое время в произведениях эпических жанров субъективно отраженные время и пространство в лирических произведениях.

Время и пространство подчиняется авторской субъективности.

Время и пространство – условные категории. Любое произведение несет с собой пространственную и временную картину.
Литература имеет максимальную свободу в отношении времени и пространства. Все вещи/предметы локализованы в пространстве.

Условность времени и пространства объясняет их дискретность (прерывность). Не воспроизводится весь поток времени, а воспроизводятся только наиболее существенные моменты. Фрагментарность пространства связана с теми же свойствами.

Отбор деталей – всегда художественно мотивированная вещь.

В лирике близко к условности (может отсутствовать время и пространство). «Я Вас любил, любовь еще, быть может…»

Пространство в лирике может быть иносказательным («Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился»). Пространство может быть и совсем реальным («Но я люблю, за что – не знаю сам, ее степей холодное молчанье».), но не конкретным.

Взаимодействие временных планов (настоящего, прошлого). Время оставляет кольцо из настоящего в прошлое (Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»). Или от далекого прошлого к настоящему (для будущего).

Во всех случаях лирическое время опосредовано внутренним миром лирического субъекта.

Условность времени и пространства в драме тяготеет к замкнутости. Драматическое действие разворачивается на сцене, поэтому сами условия разворачиваемого действия влияют на пространство и время.

У эпоса больше способностей на изображение времени и пространства из-за фигуры повествователя. Он может сжимать, растягивать время, останавливать его.

 Ретардация:

· Описание

· Рассуждение

· Повторы

· Диалоги

 

Принципы организации пространства:

Верх и низ – пространственная оппозиция.

Пространство может быть построено на оппозиции: замкнутое-разомкнутое (маркером является дорога). Может быть направленным и ненаправленным.

Граница делит пространство на подпространства:

  • Свои-чужие
  • Живые-мертвые
  • Богатые-бедные

Границы: порог, лес, река.

За каждым героем закреплен определенный тип пространства. Пространство может быть строго очерченным и недифференцированным, абстрактным и конкретным.

Всеобщее пространство господствует в драматургии классицизма.

Писатели-реалисты делают ставку на пространство как на важное.

Время в литературе – это не взгляд на проблему эпохи, а принципы художественной организации времени.

  • Привязка действия к историческим ориентирам, датам, реалиям
  • Обозначение циклического времени (времени года, суток). Изображение циклического времени сопутствовало изображению действия.

 

10. Точка зрения (повествовательная перспектива) в литературном произведении. Композиция точек зрения в литературном тексте.

Точка зрения говорящего на изображаемое нередко претерпевает изменения даже в рамках небольших произведений. Так, в первой части пушкинского стихотворения «Деревня» лирический герой сосредоточен на том, что впрямую открывается его зрению («Здесь вижу двух озер лазурные равнины»), во второй же части — ракурс восприятия расширяется: лирический герой возвышается до скорбных умозрений («Среди цветущих нив и гор/ Друг человечества всечасно замечает /Везде невежества губительный позор»). Динамика точек зрения (даже при едином, не меняющемся на протяжении всего текста субъекте речи) весьма явственна и активна в эпическом роде литературы. Так, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого повествователь то наблюдает своих героев извне, то таинственным образом проникает в их внутренний мир, то сосредоточивается на широких панорамах и созерцает происходящее издалека (вспомним изображение начала Бородинской битвы), то, напротив, вплотную приближается к какому-то предмету или лицу, рассматривая его в мельчайших подробностях.

Перспектива - точка зрения, из которой воспринимается и рассказывается событие, отношение повествователя, который не должен быть идентифицирован с автором, как медиум к происходящему в

произведении в качестве средства повествовательной стратегии (ведение рассказа).

 

Различают с подвижными переходами между ними:

a) по отношению к пространству-времени: перспектива отдаленности безучастного, объективного наблюдателя уже прошедшего и перспектива близости непосредственного участника во время действия или при взгляде назад

б) по степени широты в ступенчатом расположении: всезнающего, вмешивающегося при случае повествователя, который свободно движется между местами действия, чувствами и мыслями персонажей; частичное знание простого свидетеля, внешнюю перспективу помещенного в круг происходящего рассказчика, который знает меньше, чем персонажи; и персональную перспективу переживающего персонажа, при которой повествователь отступает за него, так что читатель переживает через персонажа (несобственно-прямая речь, внутренний монолог.

в) сменную перспективу

 

Понятие точки зрения используется по отношению к тем видам искусства, которые имеют изображение и изображаемое. Может быть сопоставлено с понятием ракурса в живописи.

Точка зрения – это та позиция, которую занимает говорящий субъект по отношению к объекту изображения.

Б. Успенский «Поэтика композиции»

1. точка зрения в плане идеологии –общая система мировосприятия, прямая идеологическая оценка). В фольклоре выражена в оценочных суждениях. «Добрый молодец» - идеологическая оценка.Форма имени может быть идеологической точкой зрения.

2. т.зрения в плане пространства –равна ракурсу изображения. Вариант 1: точка зрения повествователя привязана к точке зрения героя («Мертвые души»). Вариант 2: несовпадение точек зрения; повествователь имеет возможность описать не только то, что видит герой, но и самого героя («Война и мир» Пьер). Вариант 3: последовательный обзор; движение авторской точки зрения автономно и не обусловлено перемещением персонажа. Вариант 4:обзор с высоты птичьего полета; все изображаемые реалии с одной точки зрения.

3. т.зрения в плане времени – Вариант 1: счет времени ведется с позиции персонажей («Пиковая дама»). Вариант 2: синтез позиции (автор может оставаться в позиции персонажа или забегать вперед).

4. т.зрения в плане фразеологии –несобственно прямая речь; проявляет себя в речевых характеристиках. Несобственно прямая речь – это прием повествования, состоящий в передаче внутренней речи, строя мысли персонажа в речи автора.

-не выделяется кавычками

-не отличается синтаксически

Речь повествователя начинает мимикрировать (приспосабливаться) под речь героя.

Точка зрения - зафиксированное отношение между субъектом сознания и объектом сознания.

1) Точка зрения всевидящего автора – автор знает все события, которые происходят в произведении, может проникать в мысли и чувства героев, стоит будто над героями и обо всем рассказывает читателю откровенно, не скрывая ни одной информации.

Такая точка зрения имеет много преимуществ, но у нее один серьезный минус: читатель лишен возможности напрямую сопереживать героям, не может себя ассоциировать с персонажем в определенных ситуациях.

2) В противовес точке зрения всевидящего автора появился сказ от первого лица, то есть точка зрения, ограниченная пересказчиком. Автор устами пересказчика описывает события, которые якобы с ним состоялись. Именно поэтому и возникает ограничение: пересказчик не может рассказать о том, что с ним непосредственно не происходило и чего он лично не видел. В идеале, в таком произведении идет речь только о том, что пересказчик (главный герой) пропустил сквозь призму собственных чувств.

3) Сказ от второго лица - случается крайне редко. Автор ведет рассказ будто от имени читателя, устами читателя.

4) Самая распространенная точка зрения – сказ от третьего лица

11. Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.

Существенной гранью построения художественного мира произведения является соотнесенность и смена носителей речи, а также ракурсов видения ими окружающих и самих себя. Соотнесенность носителей речи и их сознаний составляет субъектную организацию произведения. Дословно определение субъектной организации произведения, данное Корманом, звучит так: «Субъектная организация есть соотнесенность всех отрывков текста, образующих данное произведение, с субъектами речи – теми, кому приписан текст (формально-субъектная организация), и субъектами сознания – теми, чье сознание выражено в тексте (содержательно-субъектная организация)»

 

Функции субъектной организации:

 

· создание стилевого,

· эмоционально-выразительного единства произведения;

· конструктивная функция,

· "миромоделирующая».

 

Разные виды и подвиды субъектной организации (повествование от имени безличного автора-повествователя, личного рассказчика или лирического героя, их многообразные переплетения) – это кругозоры, которыми определяется и мотивируется горизонт художественного мира произведения, все его пространственные и временные масштабы, все перемещения, интеллектуальный и эмоциональный простор.

В художественном тексте выделяют субъект речи и субъект сознания. Субъект сознания – тот, чье сознание получает отражение в конкретном объекте текста (персонаж, чьи мысли воспроизводятся в данном фрагменте повествования); субъект речи – тот, кто говорит, т.е. обладает определенной речевой манерой. Субъект речи и субъект сознания могут совпадать и могут не совпадать. Часто субъект сознания можно выделить только при анализе произведения («Душечка» Чехова).

o В лирике, как правило, субъект речи и субъект сознания совпадают. Лирический герой – субъект речи, его же сознание и выражено. Так в стихотворении Осипа Мандельштама в одной речевой манере выражено трагическое сознание лирического героя

 

«Я от жизни смертельно устал,

Ничего от нее не приемлю,

Но люблю мою бедную землю

От того, что иной не видал»

o В драме, так же как и в лирике, чаще всего субъекты речи и субъекты сознания совпадают.

o В эпосе, наиболее сложном по организации тексте, запечатлеваются не только различные манеры говорения, но и сказывающиеся в них типы сознания. В таких произведениях отчетливо выделяются речи героев и повествование.

В современном литературоведении нет четкого определения понятия «повествование». Вся совокупность высказываний, имеющих изобразительные задачи, стала называться «повествованием», а «описание» и «рассуждение» (характеристика) превратились в его составные элементы.

В широком смысле повествование – совокупность тех высказываний речевых субъектов (повествователя, рассказчика), которые осуществляют функции «посредничества» между изображенным миром и адресатом всего произведения как единого художественного высказывания (читателем).

 

· Автор – создатель, сочинитель.

· Автор –это реальный человек, который живёт в реальном мире. Именно он продумывает свое произведение от начала до конца. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы. Для него не существует «лишних» деталей.

· Образ автора – условная проекция автора в художественном мире произведения.

o Повествователь – субъект речи, от лица которого ведется рассказ ( в эпическом произведении).

o Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.

o Повествователь может бытьличным и безличным. Личный: является персонажем собственного повествования; ведется от первого лица, субъект речи выявлен повествованием. Например, Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Печорин в последних трех повестях «Героя нашего времени». Повествование от первого лица характеризуется следующими моментами:

1. Усиливает иллюзию достоверности рассказываемого;

2. Часто акцентирует внимание на образе повествователя;

3. Автор почти всегда «спрятан», его нетождественность повествователю выступает наиболее явно.

 

Безличный: не присутствует в тексте, ведется от третьего лица, всеведущий, всезнающий. Повествование от третьего лица – нейтральная форма, характеризуется большей свободой в ведении рассказа.

 

  • Повествователь - это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.

§ Рассказчик– персонаж, которому доверяется повествование о других персонажах и событиях (установка на нормы устной речи; является активным участником (свидетелем) всех изображаемых событий; ограниченность знаний рассказчика). Для него закрыта сфера внутренней жизни других героев.

§ Рассказчик - автор, рассказывающий устами персонажа. Рассказчик живет в каждом конкретном тексте – это, к примеру, старик и старуха, которые жили у самого синего моря. Он непосредственный участник каких-то событий.

§ А повествователь всегда находится над рассказчиком, он историю излагает целиком, являясь участником событий или свидетелем жизни героев.

§ Речьрассказчика ориентирована на формы устной речи, она индивидуализирована.

 

В случае "ненадежного рассказчика" происходит нарушение негласного договора между автором и аудиторией, согласно которому события описываются такими, какие они есть. Чаще, если автор все же предпочитает "сыграть не по правилам", факт обмана известен изначально, как в случае, когда вы берете в руки рассказы Мюнхгаузена или "Записки сумасшедшего". Термин, введённый Уэйном Бутом в книге «Риторика художественной литературы» (1961), предполагает, по мнению исследователей, множество возможностей участия в повествовании такого нарратора.

Один из ранних случаев использования приема в литературе - одна из сказок "1001 ночи" дает нам сразу восемь ненадежных рассказчиков. Куртизанка и семь визирей, изобличившие куртизанку во лжи. (рассказчик – не человек, мёртв или убийца)

 

Примеры использования в литературе:

 

Особенно интересной фигура «ненадёжного рассказчика» представляется в детективном сюжете; яркий пример тому — знаменитый роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда».

 

v Джеффри Чосер «Кентерберийские рассказы» (конец XIV века)

v Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847)

v Уилки Коллинз «Лунный камень» (1866)

v Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда» (1926)

v Уильям Фолкнер «Шум и ярость» (1929)

v Гюнтер Грасс «Жестяной барабан»

v Чак Паланик «Бойцовский клуб» (1996)

v Йен Пирс «Перст указующий» (1997)

v Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» (2012)

 

12. Повествовательные инстанции. Внетекстовые и внутритекстовые повествовательные уровни. Фиктивная коммуникативная ситуация и ее участники.

Нарратология –наука о повествовательных стратегиях, воспринимающая процесс чтения, как цепочку коммуникативных актов.

Нарратология– теория повествования.

 

Ø Исходит из представления о коммуникативной природе литературы (события не могут рассказывать о себе сами, они рассказываются кем-то и для кого-то).

Ø Наличие коммуникативной цепи.

Ø Знаковая природа литературного сообщения.

Ø Система обусловленности в применении знаков (значение текста связано с внелитературной реальностью; связь с художественной традицией, как системой принятых литературных конвенций).

Повествовательная инстанция – члены коммуникативной цепи, по которым передается художественная информация от писателя к читателю. Каждая пара отправителя и получателя художественной информации образует свой повествовательный уровень.

Уровни:

 

o Внетекстовый повествовательный уровень: реальный (конкретный) автор, реальный (конкретный) читатель

o Внутритекстовый повествовательный уровень: абстрактный автор, абстрактный читатель (имплицитный)

o Фиктивная коммуникативная ситуация: нарратор (эксплицитный автор и имперсональный нарратор), наррататор (эксплицитный и имперсональный)

Уровень романного мира

1. Конкретный автор – это реальная, историческая личность, создатель произведения. К самому произведению он не принадлежит, а существует независимо от него.

2. Конкретный читатель, реципиент – также существует вне читаемого им произведения и независимо от него. Имеется ввиду не один читатель, а бесконечное множество всех реальных людей, которые в любом месте и в любое время стали или становятся реципиентами данного произведения (модель внешней коммуникации).

3. Абстрактный автор (имплицитный)скрытый, подразумеваемый – не воплощается в художественном тексте, он воссоздается реальным читателем как образ автора, как подразумеваемый автор. Является точкой интеграции всех повествовательных приемов и свойств текста, тем сознанием, в котором все элементы текста получают смысл.

4. Абстрактный (имплицитный) читатель– инстанция, парная абстрактному автору и отвечающая за декодировку и расшифровку текста, в процессе которой текст превращается в художественное произведение. По сути, это образ идеального читателя, который понимает все смыслы, заложенные автором.

· Образ получателя информации

· Образ идеального реципиента , способного понимать все смыслы текста.

5. Нарратор –субъект речи, ответственный за вербализацию художественной информации.

6. Имперсональный нарратор – безличный, никак не представлен в тексте.

7. Эксплицитный нарратор- выявлен в тексте.

В изображении нарратора присутствуют все приемы изображения повествования.

· Подбор событий, как нарративного материала

· Конкретизация, детализация подбираемых элементов

· Композиция повествовательного текста

· Языковая презентация изображаемого мира

· Оценка подбираемых элементов

· Размышление, осмысление, комментарий, обобщение нарратора

8. Наррататор – разновидность внутреннего явного или воображаемого собеседника, это адресат фиктивного нарратора, та инстанция, к которой нарратор обращает свой рассказ.

9. Эксплицитный наррататор – персонаж в роли пассивного или активного слушателя; грамматическое присутствие наррататора в форме обращений при отсутствии статуса персонажа; обращения нарратора к самому себе. Эксплицитное выражение осуществляется с помощью грамматических форм второго лица или известных формул обращения, как «почтенный читатель», «любезный читатель», «просвещенный читатель».. Созданный таким путем образ читателя может наделяться более или менее конкретными чертами. Возьмем в качестве примера «Евгения Онегина». Когда нарратор, принимающий разные облики, выступает как автор, то его адресат предстает как знаток современной русской литературы и поклонник Пушкина:

«Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас»

Герой, наррататор и нарратор связаны топосом Петербурга: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где может быть родились вы, или блистали, мой читатель; там некогда гулял и я: но вреден север для меня»

10. Имплицитное изображение наррататораоперирует теми же индициальными знаками о основывается на той же экспрессивной функции, что и изображение нарратора. Можно сказать, что изображение наррататора надстраивается над изображением нарратора, потому что первый является атрибутом последнего, подобно тому как абстрактный читатель входит в совокупность свойств абстрактного автора.

 

Абстрактный читатель – это предполагаемый адресат или идеальный реципиент автора, а фиктивный читатель – адресат или идеальный реципиент нарратора.

Все повествовательные инстанции – это только функции («бумажные люди»), величинные переменные в каждом конкретном эпизоде.

 Гомодиегетическое повествование – один и тот же персонаж выполняет двойную функцию: нарратора и в качестве действующего лица.

Гетеродиегетическое повествование – не фигурирует в повествовании актором, повествует от себя. Повествует один – действуют другие.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 751; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!