Сказ как повествовательная форма. Приемы организации сказового повествования. Виды сказа. Сказ и несобственно-прямая речь



Сказ- от "сказывать". Имеет несколько значений:

1. Сказ- "это название повествовательного произведения русского фольклора, выдержанного в форме бытового говора".

2. Сказ- "речетативная манера исполнения сказителями русских былин".

3. Сказ- "особая форма авторской речи, проводимая на протяжении всего художественного текста, в духе языка и характера того лица, от имени которого ведётся повествование". Данное повествование основано на стилизации подставного рассказчика, как привило, это представитель какой-либо общественно-исторической или этнографической среды.

Сказ предполагает собой звучащую речь, поэтому он использует различные "сигналы", способные вызвать у читателя ассоциацию, что речь именно произносится, а не создается литературно-письменным путем. В речи рассказчика могут отражаться различные внешние условия (мимико-произносительные, эмоциональность образа, обстановка говорения), которые создают особую экспрессивно-смысловую окрашенность речи. Более того, звучащая речь (как ее воспринимает читатель) переносит в обстановку говорения, воспроизводит ее детали. В сказе возможна речь "вне-литературной" речевой среды и даже за пределами литературного языка. Это объясняется тем, что речь персонажа-рассказчика рассчитана на свой круг слушателей, а не на читателя. К примеру, речь пасечника Рудого Панька, ("издателя" "Вечеров на хуторе близ Диканьки") рассчитана на знакомых, людей из Миргородского повета, но при этом с целью "подвергнуться восприятию постороннего читателя". В данном случае следует ожидать комического эффекта стилевого воздействия сказа, достигаемый путем несовпадения двух плоскостей восприятия: заданной (слушателя) и данной (настоящего читателя).

Возможен вид сказа, когда писатель "запросто" общается с читателем, как со "своим сватом или кумом", имитируя речь, например, на "чиновничьем" или "фамильярно-соседском" диалекте или жаргоне (ранние новеллы Гоголя, Достоевского, Григоровича).

В сказе чужая словесная манера используется автором, как точка зрения, необходимая ему для ведения рассказа.

Перед читателем предстает актер в маске речевой, поведенческой. В повествовании возникают две разные смысловые направленности: одна – от автора, другая – от повествователя.

Сказ – двухголосое повествование, потому что сказ вводится именно ради чужого голоса, социально-определенного, приносящего с собой чужие оценки.

Сказ – тип повествования, ориентированный на чужую, резко отличную от авторской, точку зрения. Обычно сказ стилизуется под устный монолог, носящий характер интерпретации.

 

Черты сказа:

· Двухголосие (настоящий автор и имплицитный автор)

· Ограниченность кругозора (автор знает больше)

· Диалогичность

· Нарраториальность

 

Приемы организации сказового повествования.

1) "потолок громкости". Сказ - это не только устный рассказ, "это всегда негромкая беседа, и уловить ее можно косвенно. Думается, что такими косвенными приметами негромкости сказового повествования служит и разговорная интонация, и ее ритм"

2) средства и приемовы: риторические вопросы, конструкции с усилительными частицами и междометиями, использование форм фамильярности для выражения своего отношения.

3) речевое поведение рассказчика. В сказовом монологе, в процессе повествования, рассказчик часто обращается к своим слушателям, выражая собственное отношение к сообщаемому. На присутствие собеседника могут указывать обращения, а также местоимения второго лица.

4) установка на устную речь. Если сказ рассматривается как "форма повествования", то идет установка на устный монолог повествующего типа как один из жанров эпической прозы, т.е. установка на чужое слово.

 

Композиционные формы использования сказа:

1) Произведение полностью построено в сказовой форме;

 

2) Произведение имеет лишь минимальные авторские сигналы, которые говорят об отдельности автора от рассказчика (подзаголовок "Происшествие. Рассказ ямщика" Чехова или краткое изъяснение "издателя");

 

3) В произведении сказ обрамляется предисловием и послесловием от автора, в таком произведении могут содержаться большие части авторского текста (совмещение разных форм в "Сказе о Косом Левше", в "Воительнице" Лескова).

 

К форме сказа прибегали такие русские писатели как: Н.С. Лесков ( "Левша", "Очарованный странник" и т.д.), И.С. Тергенев ("Первая любовь"), Н. В. Гоголь (" Вечера на хуторе близ Диканьки"), А. Белый ("Петербург"), Л. Н. Толстой ("Народные рассказы")

Виды сказа:

§ "однонаправленный", при котором оценки автора и рассказчика лежат в одной плоскости или близко соприкасаются

§ "двунаправленный", при котором оценки автора и рассказчика лежат в разных плоскостях, не совпадают

 

Несобственно-прямая речь - это отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причем передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами).

Несобственно-прямая речь сохраняет полностью или частично лексические, стилистические и грамматические особенности речи говорящего лица, но синтаксически она не выделяется из авторской речи (сливается с ней).

В косвенной речи структура сложноподчинённого предложения, наличие в главном предложении глаголов речи или мысли отчётливо показывают, что автор выступает здесь только как передатчик чужой речи, чужих мыслей. Несобственно-прямая речь слита с авторской в одно целое: в несобственно-прямой речи автор, по существу, не передаёт речи или мыслей своего персонажа, а говорит или думает за него.

Общим признаком для них является отображение действительности через мировосприятие вымышленного лица. Однако между сказом и несобственно-авторской речью есть и существенные отличия, которые заключаются в том, что в сказе повествование опосредовано рассказчиком, а в несобственно-авторской речи изложение ведется

непосредственно от автора. Таким образом, в несобственно-авторской речи «снимается та внешне выраженная субъективность, которая в той или иной мере всегда обязательно присуща рассказчику сказовому.

 

14. Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.

Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое предназначение и функции, которые они исполняют. Традиционно выделяют главных, второстепенных, эпизодических и внесценических героев.

Обычно выделяются:

1. главные персонажи (например, Базаров в "Отцах и детях" И. С. Тургенева),

2. второстепенные (Аркадий, Одинцова, Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы)

3. эпизодические (Ситников, Кукшина).

4. внесценические( княгиня Марья Алексеевна)

 

С главным героем обыкновенно связана основная проблематика произведения. Главные герои всегда «на виду», всегда в центре произведения. Они обладают твердым характером и сильной волей. И потому активно осваивают и преображают художественную реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги. Главным героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся «рупором» автора.

Количество персонажей, находящихся в центре литературного повествования может быть разным. У И.А. Бунина в «Жизни Арсеньева» мы видим только одного главного героя. В древнерусской «Повести о Петре и Февронье» в центре - два действующих лица. В романе Дж. Лондона «Сердца трех» главных героев уже трое.

Второстепенные персонажи помогают ее раскрыть, вступая в различные отношения (часто конфликтные) с главным героем, активно участвуя в сюжете. Второстепенные герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их, на заднем плане художественного изображения. Героями второго ряда, как правило, являются родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда. Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее - проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие действия.

Такова, например, мать бедной Лизы в одноименной повести Н.М. Карамзина. Таков Казбич М.Ю. Лермонтова из повести «Бэла».

Персонажи эпизодические составляют фон происходящего, расширяют рамки изображаемого, помогают оттенить те или иные стороны авторской позиции и т.п. Эпизодические герои находятся на периферии мира произведения. Они не совсем имеют характеры и выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные. Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники, возчики, случайные знакомые в литературе XIX века.

 В системе персонажей особенно важны взаимоотношения героев, вступающих друг с другом в идейный или бытовой конфликт (Катерина — Кабаниха в "Грозе" А. Н. Островского, Раскольников — Соня в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского и т. п.). При анализе системы персонажей следует обращать внимание на своеобразие ее построения: например, в "Горе от ума" стержнем является противопоставление Чацкого всем остальным персонажам.

Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж, способный явить человека с предельной полнотой и широтой. В качестве синонимичных данному термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Однако эти выражения несут в себе и дополнительные значения: слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека, а словосочетание «действующее лицо» — тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков.

Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования:

1) Лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях; тогда понятию персонаж более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли.

2) Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь «чистому» субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин персонаж неприменим к т. н. «лирическому герою»: нельзя сказать «лирический персонаж».

Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин персонаж соотносится с суженным значением термина герой—  центральным лицом или одним из центральных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение «эпизодический персонаж».

Персонаж — это плод чистого вымысла писателя.

Персонажихарактеризуются с помощью совершаемых ими поступков (едва ли не в первую очередь), а также форм поведения и общения (ибо значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом себя ведет), черт наружности и близкого окружения (в частности — принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений.

Способы изображения персонажа – изображение внутреннего мира персонажа, его портретное описание и описание обстановки и окружения персонажа, используя диалоги, монологи, а также ремарка автора.

Характер - (от греч. - отпечаток, признак, отличительная примета) – образ человека в литературно-художественном произведении, через который автор раскрывает свои нравственно-эстетические представления, а через определенные поступки, мысли, переживания, речь вырисовывает исторически обусловленный тип человеческого поведения. Художественный характер – это единство общего и индивидуального, объективного и субъективного. Характер в литературе создается изображением внешних и внутренних проявлений личности героя, авторскими и другими характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета произведения.

15. Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.

Принципы классификации:

1. Принадлежность к роду (эпический, драматический,лирический)

2. Ведущее эстетическое качество (трагический, комический, элегический, сатирический, идиллический)

3. Объём и структура (лирика-невелико, драма –сценические условия, эпос – большой (роман), средний (повесть), малый (новелла)

4. Содержание: (РОМАНЫ: исторические, научно-фантастические, на военную тему, приключенческие)

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ:

·   ЭПОС - автор-рассказчик объективно повествует об окружающем внешнем мире, раскрывает характеры, широко охватывая действительность. ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

 В.Г.Белинский: “В эпосе господствует событие, герой эпоса - происшествие”

·   ЛИРИКА - автор субъективно изображает внутреннее состояние, вызванное различными жизненными обстоятельствами и отражающее общественные настроения или духовный мир автора. ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

В.Г.Белинский “В лирике господствует внутреннее выражение самого поэта, его личность выставлена на передний план”

·   ДРАМА - автор раскрывает характеры и изображает действительность в процессе действия, через речь, поступки и взаимоотношения героев, позволяя себе лишь ремарки (замечания). ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

В.Г.Белинский: “Драма является высшим родом литературы, синтезом эпоса и лирики, где героем является не событие, а человек”

ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ:

Э П И Ч Е С К И Е:

- Эпопея (монументальное по охвату изображаем. событий произведение, отображающее действительность с позиций народных интересов).

- Роман (прозаическое произведение, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни и изображающее человеческие характеры в их сложных взаимоотношениях).

- Повесть (прозаическое произведение, изображающее историю одной человеческой жизни во взаимосвязи с другими характерами).

- Рассказ (прозаическое произведение, изображающее один-два эпизода из жизни человека, раскрывающих его характер).

- Новелла (рассказ с острой интригой и занимательным сюжетом).

- Очерк (прозаическое произведение, описывающее реальные события, имеющие злободневное значение, освещенные достоверно и документально).

- Басня (сатирическое нравоучительное стихотворение, высмеивающее человеческие пороки и поступки и носящее аллегорический характер).

- Эссе (прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету).

 

 

 Л И Р И Ч Е С К И Е:

- Гимн (хвалебная песнь в честь чего-либо).

- Дума (размышление на исторические, философские, нравственные и другие темы).

- Идиллия (картинка, изображающая безмятежную жизнь на лоне прекрасной природы).

- Мадригал (короткое обращение к женщине, содержащее похвалу, комплимент).

- Ода (торжественное стихотворение в честь важного события, лица или на значительную тему).

- Послание (стихотворное обращение к лицу или группе лиц).

- Элегия (лирически окрашенное грустное размышление).

- Эпиграмма (короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

- Эпиталама (лирическое прославление новобрачных и бога Гименея).

- Эпитафия (стихотворная надгробная надпись).

 

Л И Р О Э П И Ч Е С К И Е:

- Роман в стихах (произведение, где эпический способ отражения действительности сочетается с глубоким лиризмом и субъективной авторской оценкой происходящего).

- Баллада (краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера с лирически окрашенным сюжетом).

- Поэма (стихотворная повесть, в основе которой лежит рассказ о каких-либо важных для автора событиях и присутствует открытая авторская оценка изображаемого и непосредственное выражение авторских чувств).

Д Р А М А Т И Ч Е С К И Е:

- Трагедия (пьеса с глубоким неразрешимым общественным конфликтом, имеющим общечеловеческий смысл и ведущим к гибели героя).

- Драма (пьеса с острым жизненным конфликтом, не ведущим к катастрофе, но часто заканчивающимся гибелью героя в результате напряженной борьбы).

- Комедия (пьеса, обличающая и высмеивающая пороки людей или отрицательные стороны явлений социальной действительности).

- Трагикомедия (пьеса, в которой комедийный конфликт приобретает черты глубокого драматизма или драматический конфликт разрешается комически).

- Мелодрама (пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла).

- Водевиль (комедия положений с танцами и куплетами).

- Фарс (водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами).

 ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ:

Литературные жанры— группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

Конкретное воплощение вида, помогающее понять замысел автора и смысл всего произведения в целом, например:

Роман – социально-психологический, бытовой, исторический, научно-фантастический, философский, исповедь, дневник, путешествие, роман в письмах…

Повесть – автобиографическая, биографическая, мемуары…

Рассказ – юмористический, сатирический, приключенческий…

Поэма – романтическая, эпическая и т.д.

Род лит-ры - ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания.

Жанр – группа произведений внутри литературного вида, объединенная общими формальными, содержательными или функциональными признаками. Для каждой литературной эпохи и направления типична своя определенная система жанров.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 5846; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!