Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права



Юридическая герменевтика универсальный метод познания правовой реальности. Следует различать научную интерпретацию правовых явлений от практически-прикладной их интерпретации.

Юридическая герменевтика как научная методология направлена на тео­ретическое осмысление правовой реальности, с целью создания научных кон­цепций, в рамках которых осуществляется выявление сущности разнообразных правовых явлений, а также форм их существования и развития. Такого рода ин­терпретация предполагает не только смыслопостижение, но смыслопорожде­ние, соответственно, она нацелена, в первую очередь, на преобразование суще­ствующего в обществе правового порядка, т.е. на правотворчество.

Практически-прикладная юридическая герменевтика направлена на ос­мысление правовых явлений действительности применительно к функциониро­ванию действующей в обществе правовой системы. Интерпретация такого рода заключается, главным образом, в выявлении смысла, заложенного законодате­лем в текст нормативно-правового акта, а также выявления юридического смысла конкретной ситуации, конкретных отношений между людьми, которые или урегулированы правом и или требуют такой регуляции. Задача практически-прикладной юридической герменевтики - понять смысл права и соотнести его с данным случаем, казусом. Таким образом, прак­тически-прикладная юридическая герменевтика ориентирована, главным обра­зом, на правоприменение.

Феноменология - учение о явлении. В феноменологии права право рассматривается на уровне явления. Изучается явление права как проявление определенной сущности.

С точки зрения классического легизма специфической феноменологии права как специфической части учения о праве быть не может, так как с точки зрения классического легизма сущность, содержание и форма права совпадают. Сущность и содержание права отождествляются с его формой. Право с точки зрения классического легизма и на уровне сущности, и на уровне явления отождествляется с государственно-властным актом.

В социологическом позитивизме учение феноменологии права возможно в связи с тем, что социологическая юриспруденция занимается правом, поскольку оно воплощается в реальных общественных отношениях. Право, воплощенное в юридических текстах – мертвая форма права, которая приобретает реальное содержание, воплощаясь в общественных отношениях, и в той форме и мере, в которой она в них воплощается. Феноменология права социологического позитивизма – право в действии.

Психологическую теорию права выдвинул Петражицкий. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях.

В экзистенциализме подлинное существование человека противопоставляется его непод­линному существованию в мире объективации - в сфере сло­жившейся культуры, общества, государства, закона и т. д. При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлективное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. Человек, согласно экзистенциализму, - сущест­во одинокое, уникальное и конечное (смертное), которое «за­брошено» судьбой в эту ситуацию (ситуации) бытия, озабочено ею, обречено считаться с ней, найти в ней свое место и сделать свой выбор. Основатели различный направлений философ­ского экзистенциализма М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр.

 

Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки.

В России до сих пор не сложилась развитая политико-правовая культура, несмотря на тысячелетнюю историю. Невысокий уровень развития российской правовой культуры заключается в том, что она ещё не достигла уровня правового и политического самосознания. Многие современные политологи навязывают России имидж цивилизационного банкрота. В истории российской культуры проявляется неравномерность, т.е. в тех сферах, в которых Россия, заимствуя чужой опыт, «не боялась» быть «самой собой», она достигла огромных результатов. Отсталость России в практических сферах общественной жизни объясняется её географической и культурной близостью с Западной Европой и односторонним заимствованием западного опыта.

можно выделить следующие этапы развития российской политико-правовой культуры:

-древнерусский - С IX по XVII вв. Собственно период экстенсивного развития. Освоение «месторазвития» российской цивилизации.

-2-й этап – XVIII век. – Петровские реформы, утверждение компилятивно-подражательного стиля развития русской правовой культуры. Яркий пример – Аритикул воинский 1715 г. – со шведского артикула Карла Густава 1625 г. Первый юрист в России – С.И. Десницкий. Характерно, что именно на этом этапе развития российского общества происходит раскол между высшим его слоем – дворянством, и народом, когда первые всем своим видом, мышлением, языком и образом жизни стараются обособиться от остального общества, отделиться от него.

-3-й этап – XIX – начало XX в. - Попытка поиска самостоятельного пути развития и поражение консервативного движения в России. С начала XIX в. в русской культуре возникает протест против однозначного копирования западной политико-правовой культуры. В рядах русской интеллигенции происходит раскол на течения западников и славянофилов (причем, последних этим термином назвали именно западники). Славянофилы, а вслед за ними и другие представители охранительного направления отечественной политико-правовой мысли, отстаивали право России на оформление собственной политико-правовой культуры. К таковым собственно русским мыслителям можно отнести А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, И.С. Аксакова, И.В.. К концу XIX – началу XX века охранительное направление в России потерпело поражение. В основной части русской интеллигенции в целом преобладала прозападная установка. Однако, внутренний раскол не миновал и западников, разделив их на либералов и социалистов.

-4-й этап – XX век. В рамках этого этапа предпринимаются две попытки реализации западно-европейских вариантов развития, соответственно обозначенным лагерям внутри западнической интеллигенции – сначала, после победы социалистов, с 20-х годов – социалистический вариант, а затем, с середины 80-х, с победой либералов – либеральный. Консервативное направление сохранилось в эмиграции, в лице большинства представителей русской религиозной философии, например, в рамках получившего развитие в течение всего XX века и в начале века XIX движения под названием «евразийство» - Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский, П.С. Савицкий, а также отпавшие от этого течения Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин. Предтечей евразийства называют такого русского мыслителя, как Н.Я. Данилевский, а непосредственным учителем – П.И. Новгородцева. Так или иначе, но именно в рамках консервативного направления отечественной политико-правовой мысли отстаивалось право России на собственный путь развития. Вследствие этого, методологически точным будет считать отечественной, русской (вне зависимости от национальности) именно охранительную правовую мысль – по словам К.Н. Леонтьева, консерватизм у каждого народа свой, в отличие от либерализма, который космополитичен. Однако, для понимания специфики формирования российской правовой культуры, юридической науки и её методологии, есть необходимость в изучении не только охранительного, но и всех прочих направлений государственно-правовой мысли.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!