Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.)



В Англии идеалы Просвещения распространились уже во второй половине XVII в. и во многом были обязаны философскому творчеству Дж. Локка (1633 – 1704). Социально-политическая концепция Дж. Локка содержится в «Двух трактатах о правлении» (1690). Опровергая утверждение о божественном праве короля на абсолютную власть, мыслитель разработал учение о конституционной парламентарной монархии. Свое представление о справедливом общественном устройстве он обосновывал посредством теории естественного права. Социальные порядки и гражданское законодательство должны опираться на «закон природы», согласно которому благо человека предполагает отсутствие страданий. Стремление к счастью есть основание всякой свободы, а потому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рассматриваться как неотъемлемые, естественные права человека. Защита этих прав, согласно Дж. Локку, является важнейшей задачей государства. Именно для этого оно создается в процессе заключения между людьми «общественного договора».
В отличие от абсолютистской социально-политической концепции Т. Гоббса, правительству передается только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия) ради эффективной защиты всех остальных (свободы слова, вероисповедания, и, прежде всего, собственности). В модели общественного устройства Дж. Локка появляются первые черты правового государства. Он считал разумным отделение исполнительной власти (включая судебную) от законодательной и федеративной, выполняющей функцию внешних сношений, а также отстаивал приоритет закона над всеми ветвями государственной власти. При этом народ рассматривался Локком как безусловный суверен, имеющий право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.
Учение Дж. Локка оказало мощное влияние на политическую и философскую мысль Европы. Оно сыграло важную роль в становлении взглядов французских просветителей и материалистов XVIII века. Кульминацией просветительского движения по праву считается французская философия. Плеяда выдающихся мыслителей, в которой наряду с Ф. М. Вольтером и Ш. Л. Монтескьё почетное место занимают Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. де Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, произвела весьма эффективную идеологическую подготовку Великой французской революции. Возглавляемая известным французским философом Д. Дидро, «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780) стала мощным рупором разрабатываемого просветителями мировоззрения. Она способствовала систематизации и распространению передовых научных знаний, побуждала осмысливать жизнь и действовать в ней, руководствуясь философскими принципами. Отмечая, что роль просветителей, идеологов и интеллектуалов того времени выполняли именно философы, Ф. М. Вольтер с гордостью писал: «Философия сделала столько чести Франции в Энциклопедии. lt;…gt; Никогда философия не причиняла вреда государству; фанатизм же, сопряженный с корпоративным духом, причинял ему неисчислимый вред во все времена».[xxxvi]
Характерной особенностью французской философии этого периода стала ее направленность против метафизики XVII в. На смену спекулятивно-умозрительному теоретизированию приходит философия «здравого смысла», опирающаяся на достижения естественных наук, а также историю, психологию и педагогику. Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений, среди которых особое значение имел философский материализм Ж.О. де Ламетри, Д. Дидро, К. А. Гельвеция и П. А. Гольбаха. Термин «материализм» появился в философии с начала XVIII в., после того, как Лейбниц и Беркли обозначили им концепции, утверждавшие объективное, вечное и независимое от человеческого сознания существование материи. Ламетри был первым из философов, кто с гордостью назвал себя материалистом.
Исходным пунктом французского материализма XVIII в. явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению, легло в основание материалистической концепции природы («Система природы» П. А. Гольбаха, «Философские основания материи и движения» Д. Дидро). Были выдвинуты решающие аргументы против креационизма и телеологической трактовки устройства Вселенной.

В философии Просвещения особую роль играли концепции исторического развития человечества. В соответствии с рационалистическими установками классической философии, разум, способный построить систему объективного, истинного знания о природе, обществе и человеке, является основанием духовной свободы человека. Он раскрывает глубинные законы общественной жизни, опираясь на которые, человек конструирует социальный мир на принципах справедливости, равенства и братства. Вера в существование субстанциальной основы универсума, в наличие вечных и неизменных оснований бытия привела философов Просвещения к утверждению сущностного единства законов природы, общества и его истории.
Становление светской концепции истории в Новое время было связано с творчеством английских философов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. С.-Д. Болингброка, Б. Спинозы, а также итальянского философа Дж. Вико. В учениях данных мыслителей социальный прогресс тесно сопрягается не только с развитием научного знания, но также с духовно-нравственным совершенствованием человека, с прогрессом морали и права, развитием гражданского общества, расцветом образования, воспитанием людей в духе уважения к законам государства, на принципах справедливости, гуманности, умеренности и трудолюбия.

Важнейшей заслугой философии Просвещения можно считать преодоление средневекового провиденциализма в объяснениях общественного развития. В век Просвещения социально-исторические концепции ориентированы на рационализм натуралистического толка, согласно которому законы мышления раскрываются на основе познания законов природы. В философско-исторических концепциях французского Просвещения была высказана идея «естественного порядка», который воспроизводится в развитии всех живых форм, включая человека, его сознание, деятельность и исторический опыт. В социальной сфере «естественные законы» проявляют себя как законы моральные.

Человек – существо, созданное природой, а потому он подчиняется ее законам, подобно всем другим физическим телам, и его разум, позволяющий ему господствовать над стихийными природными силами, ограничен чувственностью, подвержен ошибкам и заблуждениям, источником которых в немалой степени являются человеческие аффекты. Природные слабости человека, его страсти порождают разнообразные конфликты между людьми, которые человек стремится разрешать при помощи силы. Так, согласно логике просветителей, стихийно формируются неразумные, несправедливые формы социальной жизни.
Естественным стремлением человека является стремление к сохранению жизни, к счастью и миру. Реализовать его можно лишь на пути приведения принципов общественного устройства в соответствие с законами природы. История как наука призвана установить в многообразии исторических и этнографических фактов фундаментальные закономерности, которые можно будет рассматривать в качестве основы объяснения последовательности исторических событий и предвидения их последствий. Философия истории, выясняя эти разумные («естественные») основания социального порядка, определяет препятствия на пути к достижению Царства Разума, в котором каждый человек может быть счастливым.

Все многообразие исторических событий философы-просветители рассматривали с позиций движения общества от неразумного состояния к разумному. Девиз знаменитого деятеля французского просвещения Ф. М. Вольтера – «Разум, Природа, Человечность» – можно считать краеугольным камнем просветительской философии истории.

Французские мыслители стремились определить движущие силы истории, выявить скрытые пружины, действие которых производит смену исторических эпох, изменяет формы государственного устройства.
Мыслители Просвещения обратили внимание на такие факторы социально-исторического процесса, как природно-климатические условия, характер географической среды, специфика законодательства и сам «дух законов» (Монтескье), а также идеология народа («мнения людей правят миром» Вольтер), наука и просвещение, труд (особенно, земледелие и торговля), свобода, предоставляемая обществом человеку и охраняемая законами.
Однако основной движущей силой истории французские просветители считали идеи, которые формируются в процессе обобщения разумом исторического и духовного опыта человечества, и которые, становясь убеждениями и принципами народов, подвигают их на радикальные социальные сдвиги.
Согласно концепции Ж.-Ж. Руссо («Об общественном договоре»), такой идеей является свобода, которую он определяет как абсолютную, неотчуждаемую от личности ценность, неотъемлемое, естественное право человека. Прогресс свободы, как моральной, так и политической, выступает у Руссо стержнем исторического развития человечества, той ключевой идеей, которая с необходимостью направляет ход истории.
Таким образом, общественно-исторический прогресс мыслился в эпоху Просвещения как прогресс разума и свободы. Убеждение в этом сочеталось с верой в особую миссию философа, который призван своей интеллектуальной деятельностью приблизить грядущее «Царство Разума» как конечную цель человечества.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!