Возникновение и деятельность школ глоссаторов и постголоссаторов, стиль и методология их деятельности



Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным из­ложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права (элемент собственно догматический). Римское право из­лагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систе­матический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права.

Особую проблему для глоссаторов составило расхождение междунормой праваи соображениями справедливости. В доглоссаторский период исходили из того, что несправедливая норма может быть отвергнута в процессе применения и заменена пра­вилом, сообразующимся с требованием справедливости. Позднее Ирнерий, глава школы глоссаторов, и Болонская школа требова­ли отказа от "субъективных представлений о справедливости" и возлагали разрешение конфликта между нор­мой закона и справедливостью на усмотрение законодательной власти.

Болонская школа глоссаторов превратилась из городской в общую для всех народов, в Общую школу (так поначалу назы­вали университеты). Начиналось это обучение с богословия и юриспруденции. В XI в. здесь возникло объединение учащихся, прибывших из разных мест для изучения юриспруденции. Болон­ская школа была создана на пожертвования знатного семейства и при поддержке папы римского.
Слушатели получили право на то, чтобы иски и обвинения против них разбирались местным епископом или тем преподавате­лем, у которого каждый из них занимался. У папы университет имел защиту от городских властей. Клирикам поступление в школу было облегчено папой. За счет церковной казны обеспечивались общежития для бедных студентов (их именовали коллегиями и бур­сами): преподавателям, плохо обеспеченным взносами студентов, часто предлагались бенефиции, т.е. определенные доходы с церков­ного имущества.

В университете присуждались различные ученые степени в зависимости от уровня освоения школьной науки. Ректор считал­ся основным духовным наставником. Присуждение ученых степеней производилось по образцу цеховых ремесленников — только после предваритель­ного испытания их познаний. Высшим было звание "доктор" (ученый), оно соответствовало званию "мастер" у ремесленников и давало право преподавать вполне самостоятельно и в свою очередь брать в учение других. Кроме одобрения от товарищей требовалось еще одобрение от духовных властей.

С начала XIII в. папы предоставляют большим ученым возможность преподавать в других высших школах. Лучшие универси­теты Запада стали привлекать еще больше слушателей. Суще­ствовал даже обычай посещать несколько университетов в раз­ных странах.
К концу XIV в. в европейских странах насчитывалось до 50 университетов. Самыми самостоятельными были университеты в Кембридже и Оксфорде.

Постглоссаторы стали в XII—XIV вв. раз­работчиками всеохватывающего критическо-догматического под­хода к праву в двух вариантах:

1. право выводилось из ра­зума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнерим­ского принципа "воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву";

2. сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреж­дений.

Задача юриста, согласно Раймонду Луллию (1234—1315 гг.), заключается в том, чтобы "позитивное право редуцировать к пра­ву естественному и согласовать с ним". На практике это свелось к выработке умения укреплять престиж и властный авторитет права писаного при помощи указания на его близость и согласованность с правом естественным. Для этого приходилось "немало изощрить ум юриста и само профессиональное искусство толкования права" (А. Стоянов).

Некоторые постглоссаторы рассматривали естественное пра­во как одну из "лучших частей римского права" (наряду с пра­вом народов), которая имеет универсальный характер и потому подходит для всех времен и народов. Однако такому восторжен­ному практицизму мешали сами факты реального усвоения рим­ского права. Полной рецепции римского права нигде никогда не было и не могло быть по той причине, что и сам Свод Юсти­ниана не был ни полным, ни полностью адекватным собранием римских узаконений всех времен. Некоторые важнейшие положения римского права были восприняты в сильно искаженном или заново перетолкованном виде. Например, первыми наслед­никами и перетолкователями стали христианская церковь и xpистианские общины, хотя сами они были сообществами, основан­ными не на праве, а скорее на известных моральных заповедях и, кроме того, идеях аскетизма, религиозно-общинной солидар­ности и т.д.

К началу XVI столетия схоластические приемы изучения рим­ского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления — источники права начи­нают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. В отличие от глос­саторов и постглоссаторов гуманисты рассматривали право с фи­лологической и исторической сторон и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступали к систематическому изложе­нию права.

Значение римского права в общественной жизни средневеко­вой Европы можно резюмировать следующим образом. Во-первых, оно позволило раскрыть многие закономерности в эволюции пра­ва, которые не были выявлены в процессе изучения истории права отдельных стран, и, во-вторых, дало возможность понять многое и в самой социальной организации стран Западной Европы. Рим­ское право стало фактором интеграции и гармонизации интересов различных средневековых корпораций (государственных, церков­ных, городских). Оно стало авторитетной системой особого рода мышления и формулирования ценностей духовного и практическо­го назначения. Не менее существенна роль римской юридической конструкции, воспринимающей в качестве субъекта правоотноше­ний абстрактного (внесословного) человека и давшей впоследствии возможность для конструирования неких исходных и "естествен­ных" прав человека в делах и заботах общеустроительных (консти­туционных).

 

31. Изучение римского права в Эпоху Возрождения. Рецепция римского в Германии.

На смену эпохе Средневековья пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса (XIV-XVI вв.), характеризуемая, прежде всего, началом революционной переоценки религиозно-политических ценностей. Новые концепции государства и права исходили из иных предпосылок, чем это было в Средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

Возрождение и Реформация по своим социально-политическим последствиям были настолько масштабными, что многие исследователи относят их к революционным. В учениях мыслителей этой эпохи все более утверждается мысль о том, что только сильное централизованное государство может преодолеть внутреннюю разобщенность общества, а также защитить требования национальной суверенности против католического универсализма.

В эпоху Нового времени произошла радикальная смена приоритетов в философско-правовой проблематике. Соотношение религии и права, церковной и светской власти отодвинулось на периферию научных исследований западноевропейских мыслителей. На передний план выдвинулись собственно проблемы общества, государства и права. Фактически именно в Новое время и сложилось подлинное правосознание, отличающееся от нравственного и религиозного сознания.

Характеристика философско-правовой мысли эпохи Возрождения, периода Реформации в данной теме будет осуществлена через наиболее характерные для этих периодов персоналии:

§ эпоха Возрождения - Н. Макиавелли;

§ Реформация - М. Лютер, Ж. Воден;

§ Современная наука о государстве и праве начинается с прославленного флорентийца Пикколо Макиавелли (1469-1527), ставившего перед собой цель создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации того времени в Европе.

§ Макиавелли выделяет три формы государственного правления — монархию, аристократию и демократию. По его мнению, все они нестойки и только смешанная форма правления дает государству самую большую устойчивость. Примером для него служит Рим эпохи республики, где консулы были элементом монархическим, сенат — аристократическим, а народные трибуны — демократическим. В своих трудах «Государь» и «Суждение о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассматривает причины успехов и поражений в политике, трактуемой им как способ удержания власти

Одним из ярчайших представителей реформаторского движения является Мартин Лютер (1483-1546). Этот немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, импульсивная религиозность его теологии включала в себя философские элементы и идеи.

Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения и усматривает смысл своего учения в спасении силой только одной веры. В личной вере он видит нечто абсолютно противоположное вере в авторитеты.

Жизнедеятельность человека, согласно Лютеру, есть исполнение обязанности перед Богом, которая реализуется в обществе, но не обществом определяется. Общество и государство должно предоставить правовой простор для реализации такой обязанности. Человек должен добиваться от властей священного и непререкаемого права на действия, предпринимаемые во имя искупления вины перед Богом. Исходя из этого, лютеранское представление о свободе совести можно определить так: право верить по совести — это право на весь образ жизни, который диктуется верой и выбирается в соответствии с ней.

Философско-правовая концепция Лютера в целом может быть охарактеризована следующими положениями:

§ свобода веры по совести является универсальным и равным правом всех;

§ правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки;

§ свобода совести предполагает свободу слова, печати и собраний;

§ право должно реализовываться в неповиновении государственной власти касательно ущемлений свободы совести;

§ правового обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.

§ Жан Воден (1530-1596).

§ Ему принадлежит обоснование государственного приоритета над всеми иными социальными институтами, включая и церковь. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. В своей книге «Шесть книг о республике» (1576) Воден проводит идею о суверенном государстве, имеющем возможности защищать права автономного лица и решительно утверждать принципы мирного сосуществования различных социально-политических сил внутри страны.

§ Разрабатывая свою философско-правовую концепцию государства, политической власти, Жан Воден, как и Аристотель, считает основой государства семью (государство Воден определял как правовое управление многими хозяйствами или семействами), признает имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Политическим идеалом Водена было светское государство, имеющее возможности обеспечить право и свободу для всех. Наилучшим способом для поддержания правопорядка он считал сильную монархию, ибо монарх — единственный источник права и суверенности.

§ Под суверенным государством Воден понимал верховную и неограниченную государственную власть, противопоставляя такое государство средневековому феодальному государству с его раздробленностью, социальной неравноправностью и ограниченной властью королей.

§ Воден считал, что основными признаками суверенного государства должны быть: постоянство верховной власти, ее неограниченность и абсолютность, единство и неделимость. Только так власть может обеспечить единое и равное для всех право. Суверенитет для Водена не означает суверенитета самого государства. Для него субъектом суверенитета является не государство, а конкретные властители (монарх, народ в демократических республиках), то есть государственные органы. В зависимости от того, кто является носителем суверенитета, Воден выделяет и формы государства: монархия, аристократия, демократия.

§ В творчестве Жана Водена намечается «географическая типизация государств», то есть зависимость типа государства от климатических условий. Так, согласно его представлениям, для умеренного пояса характерно государство разума, потому что живущие здесь народы имеют чувство справедливости, человеколюбия. Южные народы равнодушны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве. Живущие же в суровых условиях народы севера можно заставить подчиняться лишь сильному государству

Таким образом, философия права эпохи Возрождения и Реформации сделала попытку «очистить» античную философию от схоластических деформаций, сделала более доступным ее истинное содержание, а также в соответствии с потребностями жизни — нового уровня общественного и научного развития — вышла за ее границы, подготовила почву для философии права Нового времени и эпохи Просвещения.

Рассматривая проблемы рецепции римского права в мире, исследователи, прежде всего, акцентируются на рецепции римского права в Германии в Средние века. В литературе отмечается, что все средневековье «видело» в германском императоре преемника римских императоров, властителя западного христианского мира. Императоры и владетельные князья в обоснование своего суверенитета утверждали, что в римской империи продолжает существовать и римское мировое право; римское право пропагандировали итальянские школы права, в него верили образованные люди всей Европы, и кодекс Юстиниана, так же как и законы германских императоров, оберегали как имперское право.[1] При этом многими германскими учеными XIXв. восхвалялась особая его «пленительность» для Германии. Отмечалось, что «гениальное понимание формы, которое отличает древнее искусство, придало также и древней юридической науке ту симметрию, ту прозрачность, ту яркую силу ее понятий, которые пленили умы в Германии тот час, как только римское право появилось на горизонте времени»[2].

История рецепции римского права показывает, что теоретически кодификацию Юстиниана в целом рассматривали как свод, имеющий обязательную силу для Германской империи[3], причем из нее были реципированы были только те части, которые подверглись глоссированию (glossa ordinaria Аккурсия). Это обстоятельство подтверждается правилом XVII столетия: «Чего не знает глосса, то не признает суд». В литературе отмечается также, что реципировалось отнюдь не все греко-римское право. Германским правом было воспринято с существенными изменениями обязательственное право. Так, были устранены римские формальные договоры. Творческая сила идей германского права не простиралась, однако, так далеко, чтобы поставить на место римских вербальных договоров, которые не могли быть реципированы, так как не имели никакой почвы в немецком правовом быту, письменные договоры.[4]

Германский пандектист Барон считает, что рецепция римского права, осуществленная в Германии с половины XV до половины XVI веков, была связана со следующими причинами:

А) Германия в период преемников Карла Великого рассматривалась как продолжение Римской империи;

Б) стремление германских императоров со времен Оттона III прибавить к своему императорскому достоинству права римских императоров (владычество над всем земным шаром);

В) происходило бурное развитие римского права с XII века в университетах Европы;

Г) несовершенство германских источников права;

Д) значение римского права в церковных делах, которые в своих кодексах признавали его действительность и пользовались им в судах;

Е) неспособность германских имперских и местных властей осуществить надлежащим образом правосудие при прежних формах судоустройства. Римское право на территории Германии применялось исключительно как субсидиарное право, т.е. его реализация обуславливалась отсутствием аналогичных положений местного законодательства. [5]

Думается, что проблемы рецепции были, прежде всего, идеологические, сопровождавшиеся кризисом отечественной правовой системы. Способствовало рецепции римского права в Германии не только легендарный авторитет Римской империи, но латынь - язык жрецов религии и юриспруденции, так как «тайна чужой речи скорее содействовала безоговорочности авторитета библейских и светских источников, чем мешала их силе. Духом веры проникнуты в ту пору не одни искания норм, но и формы процесса»[6].

Впоследствии, когда ситуация нормализовалась, с конца XVв. возник ряд законодательных сборников, которые представляли собой компромисс между римским и местным правом. Типичными примерами могут служить сборник г. Нюренберга (1497г.), который соединил местное и римско-католическое судопроизвоство в одно целое. Сборник г. Вормса (1498г.) рецепировал почти все римское право, процессуальное, гражданское и уголовное. Вюртембергское уложение 1555г. также основано на римских началах, но местные порядки отразились в постановлениях по семейным и наследственным отношениям и об отчуждении недвижимости. Саксонское уложение 1572г., заменившее известное Саксонское Зерцало, важнейшие свои постановления черпало из римской доктрины.[7]

Первоначально даже суды не в состоянии были применять римское право. Практическому применению римского права в судах в период с XII-XIVвв., препятствовало назначение на судебные должности необразованных лиц[8], не знакомых не только с основами римского права, но и с латынью. Проблемы образования подчеркивает факт, что еще в пятнадцатом веке в Европе как редкостное чудо демонстрировали монаха, который умел читать про себя, ничего не произнося вслух и даже не шевеля губами.[9]

Вышеизложенное привело к тому, что римское право на территории Германии применялось исключительно как субсидиарное право, т.е. его реализация обуславливалась отсутствием необходимых положений в местном законодательстве[10]. Оно именовалось «общим», действовало на всей территории Священной римской империи германской нации и представляло собой как имперские законы, так и непосредственно пандектное право. Пандектное право вплоть до принятия Уложения оставалось основой и важнейшей частью «Общего права». Складывалось оно постепенно, начиная с XVI века, путем рецепции римского права.[11] Поэтому и сложилось следующее мнение, что римское право в Германии действует не как законодательство, не как акт государственной законодательной власти, не как закон, а только как обычное право. Никакое законодательное постановление никогда не признало компиляцию Юстиниана законом. Римское право, в виде corpus juris civilis, было введено в Германии только обычаем, судебной практикой. [12]

Германские источники, в принципе, зафиксировали сложившуюся ситуацию в действительности, где «пленительность форм» римской юриспруденции столкнулась с германской средневековой повседневностью. Можно констатировать, что «почва», т.е. большинство населения, оказалась не подготовлена к восприятию переработанного римского права. Несмотря на декларируемое победное шествие римского права по средневековой Европе, в литературе все же констатируется факт ожесточенного сопротивления германского народа внедрению в практическую жизнь римского права.[13] Исследователи отмечают победу “докторов” права по вводу римского права, беспощадно попиравших и романизировавших свое национальное право, которое рассматривали как “ослиное право” (Jus asinorum)[14], «мужицкая ошибка», «неразумный обычай». Это право предлагалось в скорейшем времени полностью уничтожить в интересах наиболее успешного развития права

32 Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.

В Англии рецепция права также имела свои особенно­сти. Но на фазе изучения римского права значительных отклонений не наблюдалось. И в Англии в XII в. тоже имело место увлечение римским правом. Некто Вакарий - один из лучших представителей ранних глоссаторов - в 1144 г. по приглашению архиепископа переехал в Англию и начал читать лекции по римскому праву сначала в Кен­тербери, а затем в Оксфорде. С этим фактом нередко и связывают образование Оксфордского университета. По­являются и первые работы с изложением основ римского права — «Книга для бедных студентов» Вакария.
Характерный пример своеобразия рецепции в Анг­лии — работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в). Основное ее содержание состояло в описании общего права (common law), излагались те нормы, содержание и применение которых было установлено ре­шениями королевских судов. Лишь в обширном введе­нии приводились те общие положения римского права,| которые могли содействовать более точной формулиров­ке правовых норм, развитию юридической мысли, а от­части использовались с целью «подправить» нормы анг­лийского материального права.
Несмотря на то, что римское право было хорошо зна­комо английским юристам, учитывалось ими в практике своей работы, не оно все же определяло своеобразие правового развития в Англии.
Особое отношение к римскому праву в Англии связа­но с долгодействующими факторами: относительной гео­графической изолированностью страны, историческими традициями, которые формировались всей ее социаль­но-экономической историей, политическим, культурным развитием. Вот почему ограниченность рецепции в Анг­лии лучше объясняется такими непосредственно действу­ющими на право факторами, как национализм, привер­женность правящих классов к старинным, «исконно анг­лийским» правовым установлениям, их осторожное отношение к абстрактным построениям и нормам обще­го характера, значительный эмпиризм в подходе к праву, использование метода частичных, постепенных измене­ний и доминирующая роль судебной практики в правотворчестве. Названные факторы оказывали сильное воз­действие на английское право и объясняют его своеоб­разие не только в XII—XIII вв., но и в Новое время.
Становится очевидным, что не все в праве определя­ется экономическими причинами, что один и тот же эко­номический базис может породить различные формы права. Здесь можно говорить о вариантности правового развития как результате действия конкретных истори­ческих условий и относительной самостоятельности над­строечных явлений. Именно это мы наблюдаем в различиях рецепции и развития права в Англии и на конти­ненте. В странах Восточной Европы поступательное движе­ние права было тесно связано с взаимообогащением пра­вовых систем, усвоением опыта прошлого. Рецепции под­верглось здесь не чистое римское право, а обработанное и исправленное соответственно феодальным условиям глоссаторами и позднейшими комментаторами. Но и в таком виде оно осваивалось не механически, а приспо­сабливалось к местным условиям. В судебной практике писаное (рецепированное римское) право применялось на Балканах ограниченно и корректировалось принципами местного обычного права.
К более позднему времени (XIII в.) относится зна­комство с римским правом в Польше. Во многом оно шло через Германию. Агрессивная политика германских феодалов затрудняла рецепцию, имела своим следствием отрицательное отношение в Польше к римскому праву. Лишь со времени образования в 1364 г. в Кракове уни­верситета это отношение стало меняться.
В памятниках древнерусского права (Русской прав­де) отсутствует определенное влияние византийских норм. Но в правилах и уставах, содержавших христианские морально-этические поучения, нормы византийского происхождения получили свое отражение. Четко вы­раженное стремление использовать правовое наследие Византии обнаруживается на Руси в XII—XIII вв. Так, Устав князя Ярослава в обработке конца XII - первой половины XIII вв. (Пространная редакция) содержит за­имствование приспособленных к местным условиям норм византийского семейного права.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!