Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки



Сложность анализа проблематики истории отечественной юриспруденции и своеобразия её методологии связана с тем, что современная российская юридическая наука в наиболее фундаментальных вопросах – в вопросах правопонимания, оснований права, в области гражданско-правовых отношений, - в подавляющем большинстве случаев опирается на зарубежные концепции и разработки, так, среди традиционных типов правопонимания только психологическая теория Л.И. Петражицкого имеет отечественное происхождение и то только потому, что этот учёный изначально получил мировое признание. Та же часть современной юридической науки России, которая покоится на фундаменте, сформированном советской юриспруденцией, также в глубинных масштабах вытекает в значительной мере из юридического и социологического позитивизма, и в некоторой степени – из марксистско-ленинского понимания права. Понятно, что эти высказывания звучат достаточно резко, и во многом больше напоминают публицистический памфлет, нежели сугубо научные рассуждения, но для их аргументации достаточно обратить внимание на любую серьёзную работу по правопониманию или по истории правовых учений, чтобы убедиться в том, какие подходы и концепции там освещаются наиболее подробно и в первую очередь. Те немногие труды, которые посвящены русской политико- юридической мысли, теряются в обширном «море» литературы, посвящённой анализу западных теорий и концепций.

Причин такого рода подражательного, рабьего характера русской юриспруденции несколько:

1. Первоначально, преподавание и исследование права в России вели приглашенные иностранцы;

2. В программе обучения в Академии и университете отсутствовало преподавание истории русского права и действующего законодательства. Первые студенты изучали римское право и лучшие образцы европейского права;

3. Активная европеизация русской жизни, в том числе преклонение перед римским гением

и европейской юриспруденций в верхах русского общества.

4. Наконец, такой ученический характер русской юриспруденции обусловлен замеченной особенностью российского менталитета – податливостью, открытостью, всемирностью русской культуры. Особенно, российское сознание легко усваивает и преклоняется перед европейской цивилизацией.

Вне всякого сомнения, в таких условиях российская юриспруденция не могла создать чего-либо оригинального и нового по сравнению с европейской юриспруденцией. Хуже того, что отечественная правовая наука сторонилась собственных правовых традиций. Изначально, российская юриспруденция получила оторванный от русских правовых традиций заряд, от которого до сих пор не освободилась. Такой подражательный стиль правоведения ведет к тому, что совершенно очевидные особенности российского правового быта и менталитета не принимаются во внимание наукой и попросту отвергаются как косные порядки, не соответствующие высоким правовым идеалам Европы.

Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта.

Безусловно, прежде чем говорить о влиянии зарубежных стран на становление юриспруденции в Российском государстве, необходимо отметить, что российская юриспруденция в начале своего становления также как и другие страны прошла те этапы, которые были присуще ранней юриспруденции, т.е. первым этапом являлся этап символической юриспруденции, на смену ему пришла юриспруденция словесная, а далее право стало писанным и основу его стали составлять юридические термины. Именно на этом этапе начинает прослеживаться влияние не многих западных стран, а конкретно одной страны, Византии. Об этом свидетельствует дошедший до нас договор Руси с Византией заключенный в 911 году киевским князем Олегом с византийскими императорами Львом и Александром. В нем не однократно упоминается "закон русский. Как было сказано выше, западные страны перенимали вместе с правовыми идеями и сам язык, совершенно иная ситуация складывалась на Руси. Языком юриспруденции изначально был язык народный. Правовые тексты мало отличались от текстов фольклорных. Русская юриспруденция была тесно связана в своем становлении и развитии с русской народной культурой. Воздействие Византийской юриспруденции на русскую было не таким глубоким и всеобъемлющим, каким являлось влияние на средневековую западноевропейскую юриспруденцию элементов правовой культуры Древнего Рима.

В эпоху же, предшествовавшую принятию политической элитой древнерусского общества христианской религии, воздействие правовой культуры Византии на русскую правовую культуру было минимальным. Оно распространялось разве что на внешнюю форму правовых актов, на их структуру расположение правового материала. Содержание же правовых норм соответствовало обычному праву древнерусского общества, а не византийским законам.

Значительным событием в истории древнерусской юриспруденции стало принятие великим князем Владимиром и его боярами христианства, а следовательно вместе с религией на Руси появились византийские священники, сборники церковного законодательства - "номоканоны" и "синопсисы", это все создало на Руси новые условия для развития юриспруденции. Христианское духовенство стало выступать в роли носителей не только богословских, но и юридических знаний с этого момента влияние Византии стало более заметным.

Из вышеизложенного следует сделать вывод, о том что:

Предпосылкой возникновения юриспруденции являлась "философия права", т.е. юриспруденция и в теоретическом и в практическом смысле базируется на философском знании.

Юриспруденция (в широком смысле) - это деятельность по обслуживанию механизма формирования, функционирования и развития права. Юриспруденция (в узком понимании) - это совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формирования и толкования правовых норм.

Следует различать термины "юриспруденция" и "юридическая наука".

Становление юриспруденции в Западных странах проходило несколько этапов: I. Символическая юриспруденция. II. Этап устной юриспруденции. III. Этап письменной юриспруденции. IV. Университетская юриспруденция.

Отличия западноевропейской юриспруденции от древнерусской состоят в следующем: а) правовое наследие Византии, было воспринято в древнерусском обществе не так как в обществе западноевропейском. Так, если с XII века в западноевропейских странах восприятие, изучение и усвоение древнеримского правового наследия совершалось в рамках юридических факультетов университетов, то на Руси, влияние проходило не через светскую, а через церковную сферу, т.е. имело идеологическое значение, нежели играло роль регулятора общественных отношений. б) в отличии от западноевропейских стран широкое изучение византийско-древнеримского юридического наследия, на Руси не было, в этом заключается еще одно отличие. На наш взгляд, данная особенность объясняется двумя главными обстоятельствами: во-первых, византийско-древнеримское правовое наследие не имело на Руси такого большого значения, какое было придано ему в Западной Европе, а во-вторых, переработка этого наследия происходила в процессе перевода византийских юридических текстов на церковно-славянский язык.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1509; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!