Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре



К странам, представляющим эту культуру, относятся Китай и Япония. Прежде всего стоит отметить, что дальневосточная правовая культура характеризуется идеократичностью, и ни одна из колонизаций или модернизаций не подорвала этот характер восточной культуры.

Идеократичность в этом случае означает приоритет, преимущество идеального, метафизического перед материальным, профанным. Несмотря на сложную историю и частую смену династий, китайская цивилизация (история которой насчитывает более 5 тыс. лет) показывает удивительную способность к органичному развитию и сохранению своей цивилизационной идентичности.

Особенно сложный период традиционный Китай пережил в эпоху воюющих царств (Чжаньго) – 7-3 вв. до н. э. История Китая подтверждает существование следующей закономерности: наиболее глубокие религиозно-этические учения возникают в период кризиса. В это время как раз и сложилась определенная система ценностей, которая до сих пор определяет особенности китайской и японской правовых культур.

Известный компаративист Рене Давид утверждает, кто китайское право носило космогонический характер, т.е. представления о законе непосредственно определялись представлением о строении вселенной. Центральная категория – «Дао» - мировой закон, который определяет гармонию не только вселенной, но и общества, и внутреннего мира каждого человека.

Социальный мир – органичная часть окружающего мира. Социальная жизнь соответствует Дао, если в ней преобладают принципы «Жень» и «Де» - человеколюбия и добродетели. Триада регуляторов человеческого поведения «закон-справедливость-милость» имеет своеотражение и в китайской правовой культуре:

1) «Чинг» - чувства.

2) «Ли» - рассудок. Предполагает соблюдение по своему внутреннему убеждению определенных внешних правил поведения;

3) «Фа» - закон, самый примитивный, нежелательный регулятор поведения.

В целом, в дальневосточной правовой культуре закон рассматривается и выступает как крайнее средство воздействия. С помощью закона невозможно достичь социального мира. Закон необходим лишь в отношении явно порочных и невоспитанных людей. Лао-Цзы, основателю даосизма, принадлежат фразы: «Чем больше законов, тем больше воров и разбойников». Между прочим, созвучные мотивы мы можем встретить и в творчестве Ф.М. Достоевского, является известной фраза которого: «Я хотел бы жить в обществе, где люди могут совершать преступления, но не совершают их».

Вообще, китайская традиционная культура с недоверием относится к юристам. Если в обществе расширяется применение закона, то это явный признак болезни этого общества. Если, например, применяется возмещение вреда, то оно не должно приводить к разорению семьи. Закон должен иметь возможность его широкого толкования. Если возник социальный конфликт – прежде всего обвини себя. Китайская пословица гласит: «Выигранный судебный процесс – потерянные деньги».

При идеократичности китайской правовой культуры она в целом носила рациональный характер и предполагала значительную формализацию общественных отношений. Кроме того, в Китае не сложилось особого сословия жречества, функции религии выполняли философско-этические учения, а роль религиозно-интеллектуальной элиты играли чиновники. Установка на некоторую рационализацию и формализацию общественной жизни не приобрела юридической формы, а проявилась в культе «Ли» - ритуал. Склонность китайской культуры к ритуалу проявилась в выделении пяти видов отношений между людьми: отец-сын, правитель-подданный, муж-жена, брат-брат, друг-друг, исходя из которых и сформировались пять образцов поведения, пять ритуалов. Ритуал обязательно должен быть искренним. Такого рода представления получили оформление в политико-правовом учении конфуцианства, до сих пор не утратившем влияния на социально-политический строй Китая.

«Суть социального порядка, опиравшегося на сформулированный им моральный идеал, Конфуций видел в том, чтобы в обществе всё было прочно и стабильно, чтобы все находились на своих местах и каждый знал свои права и обязанности. Этот принцип в учении Конфуция имел целью укрепить расшатавшиеся устои и восстановить опирающуюся на ритуал формализацию отношений… Главное – это всегда стоять на правильном пути (дао), т.е. твердо держаться истинного принципа, быть бескомпромиссным в основном, решающем… Ритуал-ли в доктрине Конфуция и как основа правосознания. То, что соответствует ли – соответствует справедливости, правде, праву, санкционированным в конечном счёте волей или установлениями Неба, а также нормами истинного пути – Дао. Итак, Небо и Дао как высшие источники естественного права с помощью этического детерминанта формируют основные нормы поведения, нормы правового регулирования – правила-ли. Правовой аспект этих правил заключается прежде всего в их глобально-всеобъемлющей функции социального контроля и повседневного строгого регулирования поведения. Этого, по мнению Конфуция, было вполне достаточно для нормального существования общества и успешного управления государством. Больше того, это исключало необходимость официального законодательства, обезличенный текст которого способен лишь подорвать те личностные основы, на которых зиждилось управление с помощью правил-ли, четко различавших статус и функции, права и обязанности старших и младших, высших и низших. В рамки конфуцианской доктрины с её подчеркнутой ставкой на примат морали и норм обычного права, основанных на ритуале и церемониале, обезличенный и обязательный для всех закон не вписывался…». Отсюда следует вполне обоснованный вывод о том, что право (позитивное), являясь исключительный продуктом западной цивилизации, не обладает таким свойством, как универсальность, поскольку «право и его институты сыграли центральную роль в специфической исторической действительности Запада, в то время как в других обществах эта роль принадлежала другим принципам»425. Применительно к китайской правовой культуре уместно также привести высказывание Конфуция, иллюстрирующее наглядным образом отношение к позитивному праву (закону): «Если управлять с помощью законов и обеспечивать порядок посредством наказаний,  люди будут стараться избежать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними».

При этом в истории Китая известен эксперимент – попытка построить общественные отношения на началах «фа». Родоначальником такого движения выступила школа «фа цзя» - законники, легисты. Основатель – Шан Ян (400-338 гг. до н.э.). Характерная черта этого периода – строгие законы, суровые наказания. На основании его учения в 3 в. было организовано устройство княжества Цинь, которое затем огнем и мечом объединило все другие княжества на территории Китая в империю Цинь – единое централизованное государство. Примечательно, что эта империя Цинь, основанная на принципах легизма, просуществовала лишь несколько десятилетий, и после очередной гражданской войны утвердилась новая династия – Хань, в которой официальной идеологией было признано конфуцианство (существовала около 500 лет). Эти исторические события свидетельствуют о том, как не прижилась в Китае попытка изменить уже укоренившуюся правовую культуру и построить государство и общество на иных, не присущих этой культуре началах.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!