Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре



Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Переход из одной касты в другую невозможен, несмотря на служебные успехи, богатство и политическую власть. Касты образуют иерархию, подкрепляемую идеей о том, что каждая из них обладает своей «чистотой», которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст.

Нарушение этих правил на протяжении длительного времени влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судах. Главная особенность классического индусского права – тесное сплетение с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является по сути своей неотъемлемой частью индуизма – своеобразнейшего феномена, в общем представлении – некой синкретичной, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верования и обряды, моральные, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организацию и структуру. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Дальнейшее развитие классического индусского права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известным ученым. Дхармашастры, пишет О.А. Жидков, представляли собой своеобразную ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются не государственными установлениями (законами), а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Из этих творений особенно хорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II в. до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. В дхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которые можнр назвать юридическими.

Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет «священные», «брахманские». Дхармашастры – это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но вместе с тем и сборники, имеющие практическое значение, включающие нормы действующего обычного права. Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а, как правильно пишет НА.

15.  Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре.

Мусульманское право показывает сложную диалектику соотношения прав и обязанностей: первичной провозглашается обязанность человека перед Аллахом, реализации которой никто не должен препятствовать, в том числе и государство. Возложение фундаментальной обязанности и позитивной ответственности закономерно предполагает наделение целым комплексом прав и свобод.

К характерным чертам мусульманской правовой доктрины необходимо отнести:

1. Мышление мусульманских юристов, создаваемые ими нормы права и юридические конструкции имеют источник в религии – исламе, по содержанию должны основываться на предписаниях Корана и сунны. Поэтому мусульманская правовая доктрина целью права признаёт создание условий для духовного, нравственного совершенствования личности мусульманина, соблюдения им религиозно-правовых норм и создания в мирской земной жизни подобия райской, загробной жизни. То есть, в мусульманском мире, право, хотя и воспринимается как благо, тем не менее, не рассматривается как абсолютная ценность как в ряде европейских государств. Более того, право для исламских юристов является нерасторжимым с религией, нравственностью, традицией и культовыми правилами.

 Мусульманское право обязательно только для верующих мусульман, тогда как немусульмане не обязаны следовать предписаниям ислама, даже проживая на территории исламских государств.

2. Религиозная природа мусульманского права выражается в особом механизме действия шариата и своеобразии сознания мусульман. Божественное происхождение и непререкаемость мусульманского права обусловили добровольный механизм действия мусульманского права. Соблюдение мусульманского права зиждется на религиозных убеждениях и чувствах верующих. Естественно, что в случае нарушений права к виновному будут применены государственные меры принуждения.

3. Мусульманское правоведение отличается приверженностью традиции, порядку жизни предков, преклонением перед древними священными текстами, и в то же время юристы не пренебрегают скрытой возможностью – гибкостью доктрины, её возможностью приспосабливаться к новым социальным отношениям.

4. Своеобразие исламского правоведения выражается в существовании доктринально допустимых и соответствующих религии способов обхода буквы закона, хитростей и уловок– стратагем и хийала.

5. В мусульманских странах допускается существование разных и противоположных школ права – мазхабов, один из которых волен выбирать верующий, а глава государства устанавливать как обязательный. При этом мусульманская юридическая доктрина разработала теорию соотношения различных учений, устранения противоречий между учёными и классификацию муджтахидов, а также правила применения источников права.

6. Мусульманская правовая доктрина является преобладающим и, по сути, главным источником мусульманского права после Корана, поскольку все остальные источники права были разработаны и применялись правоведами, в том числе тексты сунны, составленные учёными. Иджма в настоящее время представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права. Коран и сунна – это только его исторические источники. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборник традиций, а в книгах, в которых изложены решения, освящены иджмой. Иджма – имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанным в иджу, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению».

7. Мусульманское правоведение как источник права получила государственное санкционирование путём применения религиозными судами и верующими мусульманами, а также официального публичного акта одобрения. Кроме того, в арабских государствах правовая доктрина как источник права имеет и другую форму – разработки нормативно-правовых актов.

8. Мусульманская правовая доктрина как источник права имеет три формы проявления:

- Иджму – единодушное мнение мусульманской общины или учёных-юристов. Иджма как выражение господствующей исламской доктрины основывается на общепринятости, общепризнанности и единодушии среди мусульманских юристов, приобретая тем самым черты общеобязательности в обществе.

- Кияс – умозаключение по аналогии – распространение положений Корана, сунны, доктрины на отношения, ими прямо неурегулированные, но совпадающие, подобные по своему характеру и природе;

Фетва – заключение авторитетных богословов и юристов по конкретным юридическим делам, напоминающее римское.

9. Наконец, своеобразием отличается язык мусульманского правоведения, который, пренебрегая абстрактными теоретическими конструкциями и понятиями, в то же время пронизан метафорами, аллегориями и поэтическими выражениями и приёмами. В отличие от европейского мышления склад ума мусульманских учёных гармонично сочетает философию, богословие, правоведение и поэзию. Во всём мире известны неповторимые по стилю и смыслу стихи Омара Хайама.

(Дополнительно):

Корни мусульманской правовой семьи, распространённой в более 50 государствах мира и объединяющей приблизительно миллиард верующих, восходят к периоду формирования самой молодой из мировых религий – исламу в VI – VII вв. н.э. на территории Аравийского полуострова436. Самобытность и уникальность мусульманского права и юридической доктрины обусловлена историей исламских духовных и нравственных идей и ценностей.

Духовной основой создания единого арабского государства стал ислам – религиозное откровение, которое бог (Аллах) передал пророку Мухаммеду (570 – 632 гг. н.э.).

Следствием теократии было слияние воедино понятий о праве и богослужении, которые черпались из одного итого же источника, а именно из священных книг, так что юристы должны были до некоторой степени быть в то же время богословами, а богословы – юристами».

К концу 630 гг. Аравия признала власть пророка Мухаммеда и, в конце концов, жители Мекки перешли в ислам. Мухаммед провозгласил Мекку центром арабского теократического государства. После смерти пророка его последователи стали вести завоевательные войны на территории соседних государств. В VIII веке Арабский халифат занял территорию от Испании и Марокко на Западе до Средней Азии и Индии на Востоке.

Проповеди Мухаммеда, отражавшие волю Аллаха, произносились им нараспев и не были при его жизни отражены на письме. Откровение заучивалось наизусть сподвижниками пророка – хафизами. После смерти Мухаммеда его преемник – первый халиф, ставший главой арабского государства, Абу Бекр решил собрать все существующие тексты проповедей и привлечь оставшихся в живых Хафизов для подготовки сборника откровений. Первый вариант писаного священного текста мусульман получил название «листов» и не был признан в качестве обязательного для верующих мусульман. Лишь вторая редакция книги под названием Мусхаф (свиток) стала канонической и вошла в историю под именем Корана.

В структуре Корна выделяется 114 сур (вероятно, «откровений») и 6000 стихов (аятов). По своему содержанию и природе в Коран входят религиозные, нравственные, культовые правила, а также нормы права. Собственно правовыми в Коране выступают не более двухсот стихов. Так, Рене Давид отмечает: «Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (в количестве 30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные строфы» (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)445. Кроме того, в тексте Корна юристы и богословы вскрыли около 225 противоречий.

Поэтому справедливы слова М.С. Хайдаровой: «В Коране имелось сравнительно немного определённых положений, вошедших в шариат, но их оказалось далеко недостаточно для удовлетворения потребностей мединского общества (ещё при жизни Мухаммеда), а тем более для потребностей огромной империи, населённой народами, отличавшимся друг от друга социально-экономическими и культурными особенностями».

В силу противоречивости и недостаточности предписаний Корана для упорядочения жизни мусульманского общества появилась потребность в создании необходимых правил поведения, опиравшихся на религиозный авторитет пророка. Данные правила стали сподвижниками и последователями пророка, богословами и юристами собираться в сунны – предания (обычая, традиции), которые отражали слова и поступки пророка и его сподвижников. «В настоящее время нам доступно огромное количество собраний хадисов (рассказов о поступках пророка), однако, главные из них шесть собраний, составленных известными авторами в X веке: Сахим (истинные) Бухари, Сахим Муслим, Сунан (сборник хадисов) Абу Дауд, Сунан Тиршизи, Сунан Хасан и Сунан Ибн Шадма»448. Сунна по своему юридическому действия близка к правовому обычаю, поскольку реализация хадисов представляет повторение (воспроизведение) поступков пророка и его сподвижников как идеальной нормы.

В сунне различают три группы хадисов: 1) действительные; 2) слабые; 3) сомнительные. Обязательными для мусульман признаются лишь действительные хадисы. Ряд арабских богословов предпринял работу по разделению хадисов на действительные, слабые и сомнительные. Наиболее авторитетными и аутентичными являются сборники хадисов имама Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари (VIII в.), включающего 7563 хадиса и Муслима ибн аль-Хаджджафта (VIII в.), содержащего 7433 хадиса.

Тем не менее, по причине разнообразия авторов правовые хадисы были противоречивы. Исламские богословы и правоведы разработали правила разрешения противоречий между хадисами. Отечественный специалист по мусульманскому праву указывает: «Если два предания противоречат друг другу, то кади (мусульманский судья) должен решать на основе более достоверного… Если по достоверности оба хадисы равны, то предпочтение отдаётся тому, который содержит позднейшее действие, или изречение пророка, а также то, при котором число присутствовавших было больше».

В VII веке среди мусульман появилась группа верующих, считавших после Корана сунну главным источником права – хадиситы. Основоположником данной школы стал Малик ибн Анас, предпринявший попытку кодификацию мусульманского права на основе хадисов. Естественно, что в случае противоречия Корана и сунны, приоритет отдаётся предписаниям Корана.

До VIII века мусульманское право действовало в виде Корана, сунны и решений по конкретным делам халифов и кади (судей). Поскольку писаное мусульманское право было пробельным, появился институт «раи – свободного усмотрения судьи при решении конкретного казуса при молчании Корана и сунны.

 

16. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.

Китайская культура оказала огромное влияние на Японию. Так, О.А. Омельченко пишет, что «формирование письменного права в Японии началось не путем записи обычного права (как это было у большинства восточных и средневековых народов), а путем создания особого законодательства о системе и деятельности органов государственного управления – своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая».

Право в Японии также развивалось традиционно. 8 век (702 год) – сборник права «Тайхо-рицурё» (запреты и правила поведения). Этот акт был синкретичным, носил религиозный характер и преследовал цель просвещения народа. При этом в литературе отмечается, что если последующие редакции названного свода включали довольно сильные заимствования из китайского права, то первоначальный его вариант содержал правила японского происхождения и отражал основные черты древнего японского права.

В Средние века (к 15-му веку) наблюдается ослабление центральной власти, и в социальной жизни стало преобладать среднее и мелкое дворянство – самураи, которые составили свой кодекс – «Бюниё-Хо» (памятник корпоративного права), который затем пробрел общегосударственное значение. Контакты с европейцами. Португальцы и голландцы. Немалая часть японцев приняла христианство, хотя для Японии было характерна собственная религия – синтоизм. Произошедшее в 17-м веке восстание христиан, было подавлено, Япония закрывается на практически 300 лет от внешнего мира. Под влиянием Китая в Японии развился культ ритуала – «Гири».

В 1860-70-х годах в японии происходит революция Мэйдзи (реставрация, если говорить точнее), серия буржуазных реформ. В ходе этой революции было осуществлено возвращение к власти императора (свержение сегуната как формы правления). Возобновляются контакты с Западом, принимается Конституция 1889, кодексы по западному образцу, предпринимаются попытки изменить образ жизни, производятся индустриализация, вестернизация. Однако все эти изменения носили внешний характер, «начинка была собственная». Например, индустриализация осуществлялась через корпорации (цзай-пацу), которые основывались на началах конфуцианской и самурайской этики. Предпринимательство – не прибыль, а обретение доверия своей корпорации. Действовали особые Правила чести и престижа, дисциплина требовалась от всех.

В.Н. Ерёмин выделяет следующие особенности эволюции японского государства и общества, оказавшие в конечном счёте влияние на правовую культуру этой страны:

1) до конца XIX века страна практически не вела войн с внешними противниками;

2) характерной чертой японской истории является фактическое отсутствие революционных скачков в развитии общества, развитие социальных отношений шло эволюционным путём;

3) японское феодальное общество не знало гипертрофированной роли церкви, абсолютной монополии какой-либо религии, сколько-нибудь стойкого религиозного фанатизма;

4) государственное руководство Японии неустанно принимало меры, направленные на заимствование достижений общественного развития других стран и на внедрение их в местную практику, при этом важно подчеркнуть, что заимствование осуществлялось не механически, а на основе строгого отбора.

Приведенные соображения В.Н. Еремина позволяют утверждать, что применительно к Японии, так же как и к Китаю, речь идёт о правовой культуре, сохранившей свои традиционные основы, где разного рода заимствования производились исключительно с целью сохранения и улучшения уже существующих достижений. Это определило в том числе и значительные темпы развития этих государств, этих культур в XX веке и в начале XXI века.

 

17. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции.

Раскол первобытного общества на классы и появление государства привел к необходимости создания собственно права. В основу его первоначально было положено обычное право. Развитие общественных отношений, распространение рабства, укрепление и рост государственной организации находило отражение в эволюции римского права. В конечном итоге оно получило такую совершенную разработку, что стало образцом юридической мысли в последующие столетия.

В своем развитии римское право прошло несколько этапов:

 архаическое римское право, или квиритское право, - от зарождения -римского государства до конца IV в. до н.э.;

 римско-италийское, или доклассическое право, -с III в. до н.э. до установления Империи;

универсальное, или классическое, римское право, когда Римское государство охватывало все Средиземноморье, а рабовладельческие отношения достигли своего наивысшего уровня. Именно в этот период (от Августа до Диоклетиана) римское право получило самую полную и законченную разработку. Право поздней Римской империи называют послеклассичсским правом.

Источниками римского права, как уже упоминалось, было обычное право, или, по выражению римлян, установления предков. Сохранились свидетельства о царском законодательстве, т.е. законодательстве последних римских царей, правивших в VI в. до н.э. В середине V в. до н.э. появились знаменитые законы XII таблиц - в течение нескольких столетий важнейший источник и основа римского права. Источниками римского права были законы, принимаемые на народных собраниях (центуриатных и трибутных комициях). Основным положением римского права, особенно ранней эпохи, была незыблемость установлений предков, поскольку они считались божественными установлениями. На первых порах существования римского города-государства не проводилось различия между правом и религией, а юридические и религиозные нормы считались одним целым. Отражением религиозной основы римского права была привилегия коллегии понтификов вплоть до III в. до н.э. толковать не только религиозное, но и светское право. Однако в V-IV вв. до н.э. божественное право отделяется от светского права. Архаическое право развивалось в тесной связи с раздиравшей римское общество борьбой плебеев и патрициев. На первой фазе борьбы плебеи требовали записи правовых норм. чтобы воспрепятствовать злоупотреблениям коллегии понтификов, которые толковали право в интересах патрициев. Законодательство XII таблиц было победой плебса. Затем плебеи добивались полного равноправия, что завершилось признанием решений плебейских собраний законами, обязательными для всех, в том числе и патрициев. Эти законы, плебисциты, становятся также одним из источников права.

Уже в архаический период начинается отделение публичного права от частного права. Если публичное право своим объектом имело все государство, всю общину как целое, то частное право регулировало отношения между отдельными гражданами. Из публичного права начало выделяться уголовное право, т.е. совокупность принципов о наказании за нарушения общественного порядка. На первых порах всякие тяжбы между частными лицами велись самими частными лицами без всякого вмешательства со стороны государственных органов. Однако это приводило к нескончаемым частным процессам, что нередко нарушало общественный порядок. В связи с этим подобного рода процессы было поручено регулировать специальному магистрату, который разъяснял заинтересованным сторонам принципы права и назначал им судей для решения дела. Таким магистратом стал городской претор, его должность была установлена в 366 г. до н.э. Из разъяснений правовых норм и установления порядка судопроизводства со стороны претора постепенно возникала такая ветвь римского публичного права, как гражданское процессуальное право.

1. Публичное право– совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

 

18. Периодизация истории римской юриспруденции.

Периодизация римского права – выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.

1. VIII-HI в. до н. э. – период древнего, или квиритского права – период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право – цивильное (или квиритское) право.

2. III–I в. до н. э. – предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных |граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисак-ционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.

3. I в. до н. э.-IH в. н. э. – классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права – сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

4. IV–V в. н. э. – постклассический период. характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм – закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана. Правовые институты изменились незначительно.

 

19. Древнеримское право. Формы юридической деятельности.

Первый период (VIII в. — III в. до н.э.) характеризуется как период начального формирования римского права. Все его принципы и институты подчинены традиции медленно ломающегося в социальном смысле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и вместе с тем привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания знаменитых Законов XII Таблиц, которые на долгие века стали отправными для всех областей римского права. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — т.н. квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только во­енно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии и власти вождей — царей.

Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости. По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах:

В течение долгого времени на само судебное заседание адвокаты и иные представители сторон не допускались, т.е. стороны должны были представлять свои позиции самостоятельно. Также юристы формально не нанимались за деньги (это считалось недостойно), их гонорары считались подарками.

Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме:

1. Agere - дача советов при ведении судебного процесса, но не вести дело в качестве адвоката.

2. Cavere - составление договоров (по определенным формулам).

3. Respondere - ответы на вопросы граждан, консультационнаяф работа римских юристов.

4. Scribere - составление ходатайств, заявлений и прочих письменных документов.

Юристы занимали высокое положение в обществе, со временем они своей фактической деятельностью стали создавать правовые нормы.

Позже обучение праву стало осуществляться в частных школах. Классическими стали такие труды римских юристов, как «Институции» Гая и «Сентенции» Павла.

Римская юристпруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало в свою очередь не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов.

Адвокаты выступали в процессах и приобретали большую популярность, ораторы в судах пользовались известным уважением, часть из них становились магистратами, нарадными трибунами. Имелось немало продажных стряпчих, в их числе бывшие адвокаты, которые в целях наживы выступали с ложными, сфабрикованными обвинениями. Их усердие оплачивалось четвертой частью имущества осужденного.

 

20. Предклассическое римское право и возникновение юриспруденции.

Второй период (III в. — II в. до н. э.) — переходный, предклассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унификация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период происходит закрепление в тради­ции начал деятельности всех институтов римской государственности и судебной системы, наряду с общенародным государственным законода­тельством определяющую для движения права роль стало играть судейское и магистратское правотворчество, практически разорвавшее связи с понтификальной юриспруденцией и религиозным толкованием. На место строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости, что позволяет делать судебное правоприменение более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий. Формируется система и практика гарантирующих исков, которые включают в себя конкретные требования с подразумением пока собственно материального права. На требования права начинают оказывать существенное влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. К этому же периоду относится и начало будущей знаменитой традиции римской юриспруденции и связанной с нею частной практики, судебного красноречия.

Юриспруденция (от лат. выражения Juris prudents – «знатоки (мудрецы) права», затем преобразованного в Jurisprudentia – «правоведение», «правовая наука») как относительно самостоятельное знание возникает в Древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности. Однако изучение ее долго оставалось привилегией жрецов. Высший жрец, Тиберий Корунканий в 254 г. до н.э. заявил о своем желании преподавать право любому желающему, тогда же он начал проводить публичные лекции.

В I веке н.э. Сабин организовал частное юридическое общество. Там читались лекции, проводились диспуты, обсуждались вопросы права. Уже к IV-V веку н.э. было создано несколько таких школ в крупнейших городах того времени: Афинах, Риме, Бейруте, Александрии, Константинополе, Цезарее. Обучение в этих заведениях длилось 4 года, изучались Институции Гая, сочинения Папиниана и Павла. В 533 г., императором Юстинианом была издана конституция о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

При этом римскую юриспруденцию правильнее было бы рассматривать в широком смысле этого слова, а точнее с учетом ее соединенности с юридическим учением о государстве.

Но римская юриспруденция не стала еще наукой: она носила слишком практический, конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора варианта поведения в той или иной ситуации. Римлян в меньшей степени интересовала теория права (в ее современном понимании) и ее философские основы. В то же время именно прагматическая направленность римской юриспруденции послужила основой возникновения и развития европейского права, в ходе формирования которого пришлось воспользоваться римскими разработками.

Новый импульс юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья. Точнее, свое продолжение история развития юриспруденции получила уже в Х веке. В Павии была открыта школа, в которой преподавали лангобардское право. В ХI столетии в Болонье открыли школу права, а затем и в других городах Италии возникают первые университеты, в составе которых были юридические факультеты, на которых изучали римское право. Возникновение и распространение самой системы университетского образования непосредственно связано с появлением первых юридических школ, ставивших целью изучение римских юридических текстов, их толкование и обсуждение (диспуты). Именно в это время были заложены основы современной западной юриспруденции как самостоятельного научного направления, сформированного на основе философских обобщений и схоластических рассуждений и разработавшего общие для всего юридического сословия Европы понятия, принципы, категории права, а также их определения. Правда, только в ХVIII веке в университетские программы стали включать изучение национального права.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!