Особенности традиционных представлений о праве



Традиционные представления о праве

'Теория естественного права(Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, А. Н. Радищев) Кроме позитивного права, которое созда­ется государством, существуют стоящие над ним естественные, неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения (пра­во на жизнь, свободное развитие и т. п.)
Реалистическая школа права (Р. Иеринг) Право есть защищенный государством интерес, оно ничто без государственной власти
Теория солидаризма (Л. Дюги) Обьективное право составляют правила социальной солидарности, которым подчи­нены государство и граждане
Психологическая теория права(Мэрилл, Л. И. Петражицкий) Подлинное право - это переживание лю­дей об их правах и обязанностях; офици­альное право - совокупность норм
Историческая школа права (Г. Гуго, К.-Ф. Савипьи, Г. Ф. Пухта) Право - выражение духа народа, его пра­вового убеждения, формирующегося, подоб­но языку, постепенно, независимо от госу­дарства. Законодатель не может творить нор­мы по своему усмотрению, а должен лишь фиксировать уже сложившиеся правила
Социологическая теория права(Е. Эрлих, С. А. Муромцев, Р. Паунд) Право есть система правоотношений, ре­альное поведение людей
Нормативная теория права (Г. Кельзен, Р. Штаммлер) Право есть иерархия норм и норматив­ный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государ­ство - без права
Материалистическая (классовая) теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) Право «является возведенной в закон во­лей экономически господствующего клас­са, содержание которой определяется ма­териальными условиями его жизни»

Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.

Позитивное право существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.

Оно, с одной стороны, несет с собой груз отрицательных последствий (возможность подчинения права произволу государственной воли, узкоклассовым, групповым, этническим интересам), а с другой – характеризуется определенными достоинствами.

Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно призвано регулировать поведение людей, складывающиеся в обществе отношения. Причем этот регулятор, с одной стороны, имеет нормативный характер, выражающийся в том, что право, состоящее из нормативных средств и механизмов регулирования общественных отношений, предназначено для того, чтобы ввести в жизнь людей начала единой упорядоченности, общепризнанности, а с другой стороны – ценностный характер, ибо право, вводя в жизнь нормативные начала, тем самым дает оценку жизненным явлениям и процессам и потому является основой для того, чтобы действовать «по праву» и признавать те или иные поступки людей в качестве таких, которые совершены «не по праву».

Первостепенное значение принадлежит и такому свойству позитивного права, как государственная обеспеченность, то есть высокая гарантированность действий права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей. Указанные свойства позитивного права дают возможность в той или иной степени исключить из общественной жизни произвол и своеволие, в какой-то мере гарантировать стабильность, социальный мир, исключить хаос в поведении людей, произвол в отношении личности.

Ф. Боас утверждал: «Человеческий род один, цивилизаций же много». Понятия справедливого и несправедливого, доброго и злого, хорошего и плохого относительны. В каждой культуре они имеют свое специфическое содержание и своеобразный смысл. Именно поэтому всякие обычаи, манеры поведения, взгляды на жизнь имеют истинность и силу лишь в рамках ограниченного культурного ареала; за его же пределами они нередко выглядят для представителей других культур непонятными и даже вызывают раздражение. Для западной цивилизации основным принципом социально-правовой организации общества является позитивное право, но этого нельзя сказать о других цивилизациях. В китайской, индийской, японской или африканской культурах центральная роль долгое время принадлежала, да и сейчас еще принадлежит, особенно в частном праве, другой форме права - обычному, которое непосредственно не связано с государством. => юридическая герменевтика.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!