Формирование психологии как самостоятельной науки



Основные источники формирования и эволюция предмета психологии.

Человек всегда был любознателен. С древних времен он искал ответы на вопросы сновидений и ощущений. На этих, основных размышлениях появились: науки, религия, психология.

Психология развивалась в недрах философии.

4 тыс. до н.э. - Египет, Китай, Индия – зарождение психологической мысли - сердце - центральный орган, в кот. пост. инф. и образы, получаемые органами чувств, сердце стало главным органом, т.к. его нельзя было увидеть, осязать и его трактовали как духовную сущность.

6 в. до н.э.Греция - душа управляет живыми и неживыми предметами, она существует у всего.

5 в. до н.э.Сократ - разграничил материальное тело и невидимую душу – "Познай самого себя"

Платон (427-347 гг. до н.э.) -  душа - посредник м/у миром материальных вещей и идей, душа нематериальна, невещественная, бессмертна, душевные явления: разум (голова), мужество-воля (грудь), вожделение-мотивация (брюшная полость); чувства: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – "О душе" – душа – форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение, неотделима от тела, определяет цель активности тела; 3 типа души: растительная (вегетативные, метаболические ф-ции), животная (чувственно-двигательные ф-ции), разумная (чувственно-двигательные ф-ции, строение умозаключений, лежащих в основе высшей памяти, произвольный, свободный выбор).

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – орган мышлений и ощущений – мозг, учение о темпераменте, классификация темпераментов на основе телосложения, психологические характеристики этносов.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)– переход от умозрительного к эмпирическому изучению способностей души, отделил науку о теле от науки о душе (рациональной божественной и нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных), идея гилозоизма: способностью выбора обладают и живые, и мертвые тела (магнит).

Р. Гоклениус, О. Кассман – термин "психология" (1590)

Рене Декарт (1596-1650) – понятие "сознание" – непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит; неделимость души; душа способна производить в теле движения, а тело поставляет душе чувственные впечатления; душой обладает только человек; представление о рефлексе; интроспективная психология.

Т. Гоббс (1588-1697) – отрицал существование души как особой субстанции, материальный мир – единая субстанция; душевные явления – ощущения, восприятие, а также выводимые из них идеи – побочный продукт деятельности материального мира, эпифеномен, поэтому опыт, знание единичных фактов, дает лишь вероятностные характеристики истинного внешнего мира.

Спиноза (1632-1677) – попытка вновь соединить тело и душу, возможность рассмотрения психики с такой же точностью и определенностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии, свел душу к разуму и аффектам; критерий истины – ясность, отчетливость ума, цель знания –совершенствование саомго человека и завоевание им господства над природой.

Джон Локк (1632-1704)– душа – пассивная, но способная к восприятию среда; разум пассивно отражает воздействия среды, восприятие кот. обеспечивается единым процессом перцепции (собирания); сущ. внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах, результат – простые идеи, неразложимые на более мелкие единицы, и внутренний опыт, кот. формируется в рез. манипуляций ума с простыми идеями, образуя сложные; оба доступны только самонаблюдению; единственный источник любых идей – опыт.

Д. Гартли (1705-1784) – психический мир складывается постепенно путем усложнения ассоциаций; объекты внешнего мира, воздействуя на органы чувств, через сенсорные нервы передают вибрации в мозг и далее –к мышцам; эти воздействия вызывают ощущения и идеи как психические явления; повторения одних и тех же ощущений вызывает восстановление следов, оставленных в нервной системе другими ощущениями, прежде с ними связанными.

Г.В. Лейбниц (1646-1716) – перцепция+апперцепция – псих. сила, детерминирующая направленность действий, их активный, осознаваемые, произвольный характер; впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

Ассоциативная психология (Беркли, Юм, Гартли, Пристли, Милль, Спенсер; Британия)

Г. Спенсер (1820-1903)– принцип адаптации организмов к среде.

Эмпирическая психология (Ламерти, Гельвеций, Кондильяк, Тэн, Рибо; Франция)

Ч. Дарвин – нетеологическое объяснение целенаправленности поведения, инстинктивное поведение и эмоции, эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека.

Ф. Гальтон (1822-1911) – вопрос о наследовании психологических характеристик.

Х. Джексон (1835-1911) – закономерности локализации и распределения обеспечения психических ф-ций различными структурами мозга.

40-е гг. 19 в.– принцип рефлекса со спинного мозга – на головной, исп. при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и т.д.

Г. Гельмгольц (1821-1894) – конечность скорости протекания нервных процессов.

Ф. Дондерс (1818-1889) – оценка скорости протекания психических процессов.

Э. Вебер (1795-1878) – количественное соотношение между величинами стимулов-раздражителей и ощущений.

Г. Фехнер (1801-1887) – методики измерения абсолютных и разностных порогов чувствительность, закон, согласно кот. интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя, начало психофизики.

1879 – Лейпциг – 1-ая псих. лаборатория, Вильгельм Вундт (1832-1920) - сознание разбито на элементы: ощущения, образы, чувства; психология д. детально описать элементы, указать взаимосвязь; интроспекция - самоанализ, вглядываясь внутрь, наблюдая; субъективный метод, недолго господствовал, хотя были и последователи.

Титченер - создал университет в Америке, международный центр подготовки специалистов, психологов; изучал сознание человека, детскую психологию, психологию больных людей; "структурализм" – элементы сознания – в определенных структурных соотношениях.

Новые психологические лаборатории по всему миру.

Лаборатория Уильяма Джемса в США – цель: функция сознания в жизни каждого человека; гипотеза, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность приспособиться к той или иной ситуации либо повторяя стереотипы поведения людей, либо изменяя их формы действия, психологи должны понять и описать способы адаптации нового сознания и ситуации.

Школы, изучающие сознание со стороны. Они изучали и поведение.

Бихевиоризм. Джон Уотсон. Каждому стимулу соответствует определенная реакция, а значит с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Открытие Павлова; развитие навыков и новых форм поведения. Уотсон использовал понятие безусловных рефлексов. Поведение человека - продукт внешней ситуации, можно из человека сделать кого угодно. Позже: поведение - последствие прошлого; в дальнейшем человек начинает полностью зависеть от социальной среды и его действия, от ее обитателей; человек подражает другим людям, если его подражание приятно для его личности. Скипнеровские программы обучения. Некоторые изменения в науку. Биологический подход. Не могли описать язык, память, рассудок.

Гештальтпсихология. Вертгеймер. Окружающая среда воспринимается не в виде отдельных предметов, а как единое целое.

Когнитивная психология (60-е гг. 20 в.). Формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информацией, идущей из внешней среды. На 1-ый план выступает информация в мозгу человека, информация перерабатывается, при этом обеспечивая необходимый контроль. Большое место - теории различия личности.

Психоаналитический подход. Зигмунд Фрейд. Поведение подчинено подсознанию, влечению, кот. обусловлено инстинктами, удовлетворению, которое запрещено сознанием. Но эти желания продолжают действовать. Они проявляются в неадекватных явлениях, действиях.

Гуманистический подход. Карл Роджерс. В каждом человеке заложено с рождения стремление реализовать себя. Не реализовывают себя многие, т.к. влияние общества неблагоприятное. Личность является открытой и саморазвивающейся. Пытается найти равновесие мира, найти что-то новое. Человек уникален. Эти качества наряду с врожденными определяют его поведение.

Социально-психологический подход.Также верит в индивидуальности, которые взаимодействуют с другими и это формирует его поведение.

Социальная психология.Выделялась как самостоятельная наука и пытается показать как наши мысли, чувства различаются в результате влияния людей друг на друга. Исследования позволяют дополнить сведения о развития человека. Появляются лидеры, которые подчиняют других, нормальные средние люди в силу своего воспитания привыкли подчиняться авторитетам.

Начало 20 в. - переворот в психологических теориях.

Первый план развития психики.Мюнстербсргом. "Психология прошлых производителей": вопросы научного управления предприятиями, профессионального ориентирования, отбора, технического приспособления, возможностей человека. Директора промышленных и транспортных компаний с удовольствием отправили работником на опыты. Новое упражнение - психотехника. В 20-30 гг. впоследствии эта отрасль влилась в человеческую психологию: диагностическая психология для профотбора (память, реакция, общая интеллектуальная сфера). Моделирование производственных ситуаций и фиксирование психологических реакций испытуемого.

 

Россия

 

Начало 60-х гг. 19 в. – Петербург – Павлов, Сеченов - статья "Рефлексы головного мозга". К этому времени было признано, что рефлекс состоит: 1) внешний толчок - раздражение центра строения нерва 2) головной мозг 3) отражение мышцами. Сеченов – 1-ое звено: внешнее раздражение не просто толчок, а сигнал, кот. орган получает сигнал из внешней среды, а мышца является механизмом, кот. выполняет не просто выполняющие задания, а орган познания; сущ. сенсорные окончания, кот. сигнализируют о том, в каких внешних условиях совершаются действия; рефлекторное кольцо; центральное торможение. Павлов - международная школа исследования; 1903 - изложил свою теорию на международном медицинском конгрессе ("Экспериментальная психология животных"); законы высшей нервной деятельности. 

Начало 20 в. – Петербург - Бехтерев - психоневрологический институт; опыт объективного исследования психологии ребенка; разработка рефлексологических методов изучения ребенка; принцип агрессии у ребенка. Глобальная проблема: проблема развития личности. Внимание уделяется структуре личности. Понятие группового давления.

Появляются новые советские психологи - Выготский, Леонтьев, Лурия, Гальперин. Работали в рамках институтской экспериментальной психологии.

 

Существует целая система психологических наук. Каждые 5-6 лет возникают новые школы, направления.

Фундаментальные науки исследуют и объясняют явления и факты, проблемы личности, деятельности, взаимодействия людей.

Прикладные отрасли исследуют данные фундаментальных исследований для совершенствования той или иной сферы деятельности.

Медицинская отрасль: проблемы выявления психологических заболеваний, методы воздействия психиатрии, психотерапия и психокоррекция людей.

Психодиагностика: принципы обследования людей и конструирование психодиагностических конкретных методик.

Психология труда: вопросы, касающиеся знаний о трудовой деятельности в человеке как о субъекте труда вообще и носителе конкретной профессии в частности и методик психологически сопровождающих трудовую деятельности.

Психология управления: психологические особенности формирования и развития трудовых коллективов, функционирование малых групп, проблемы власти и лидерства, проблемы и реализация управленческих решений и систем контроля, психологические вопросы и оценка персонала.

Инженерная психология: проблемы работоспособности, вопросы профотбора и разработки психофизиологических требований к профессиям и функционированию системы человек-машина.

Экологическая психология: способы улучшения условий жизни человека, проблемы шума, загрязненного воздуха, воды.

Юридическая психология: психология преступников и методы работы с ними.

Психология рекламы: оценка потребностей и ожиданий потребителей.

Военная психология: методы изучения и воздействия на методы командования, разведки, а также отношений внутри группы и между ними.

Психология религии: поведение верующих, отношения с различными сектами.

Психология творчества: опыт художников, музыкантов, писателей, обучение и воспитание детей с использованием различных художественных методик.

Школьная психология: адаптация детей к обучению в школе, разработка эффективных методов обучения.

Психология соединяет данные этих наук и существенно на них влияет.

 

2.Развитие психологии в рамках философских воззрений.
 Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела

сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в

виде божественного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа

человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Формирование психологии как самостоятельной науки

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в.  Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания,

полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же,

что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Методы в психологии:

  1. Интроспекция (самонаблюдение) и наблюдение (целенаправленное специальным образом органихзованное восприятие и регистрация поведения объекта).
  2. Беседа
  3. Эксперимент
  4. Опрос – группа тестов
  5. Проективная методика (рисуночные тесты, описание картинки)

4. Учение Р.Декарта о рефлексе и психология.

Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Появление этого понятия – результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на деятельность организма физических категорий позволило понять ее детерминистски, «устранить» причинное воздействие души как особой сущности. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, «устраняя» душу из разряда ее внутренних регуляторов, – Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения на уровне целостного организма.

Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов». По Декарту, взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано мозгом (центр) и нервными «трубками», расходящимися радиусами от него, по образцу гарвеевского процесса кровообращения. Внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим каналам «животные духи» направляются в мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит в результате этого акта, определяется материальными изменениями «на входе».

С именем Рене Декарта (1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

 

 5. Материалистическая психология в России.

По своему вкладу в развитие мировой психологической мысли русская психология занимает одно из ведущих мест. Однако русская психология оказалась обойденной в зарубежной историографии. Зарубежные историографы (Боринг, Флюгель, Мэрфи и др.), а в равной мере представители официальной философии и психологии дореволюционной России (Радлов, Одоевский, Введенский, Шпет и др.) всячески стремились принизить роль философско-психологических взглядов передовых русских мыслителей. Однако это не служит основанием к тому, чтобы считать русскую психологию лишенной самобытности и рассматривать ее в качестве копии и дубликата европейской психологии.

Передовая роль России в истории мировой психологии определялась материалистическим направлением в развитии русской психологии, внутри которого закладывались основы естественнонаучного понимания природы психических явлений, строились предпосылки для перехода психологии к точным и объективным методам исследований.

В России научная экспериментальная психология формировалась на базе философского материализмаXIX в., крупнейшими представителями которого были А. И. Герцен, В. Г. Белинский. Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Начало материалистической традиции, которую продолжили русские революционеры-демократы XIX в., было положено в XVIII в. главным образом М. В. Ломоносовыми А. Н. Радищевым. М. В. Ломоносов (1711–1765) стал родоначальником материалистического направления в психологии. Исходным положением в философии Ломоносова является признание существования мира независимо от человека. Природа развивается по своим законам и в участии духовной силы не нуждается.

Человек, подобно всему живому, представляет собой часть природы и отличается рядом жизненных свойств, ведущими из которых являются разум и слово. Этими ведущими свойствами человек отличается и от животных. Поскольку человек рассматривается частью природы, то психические особенности, которые для него характерны, представляют собой свойства, имеющие материальное начало. Психические процессы, есть не что иное, как продолжение в теле человека того механического движения, которое подействовало на организм. Исходя из этого для познания психических свойств, пригодны те же методы, какими изучаются все другие явления природы.

Будучи естествоиспытателем, Ломоносов, высоко оценивал роль опытов в научном познании.

В построении психологической картины человека Ломоносов отталкивался от Локка.

Психическое начинается с ощущений, причиной которых являются воздействия внешних предметов.

Ломоносов считал, что все виды ощущений (зрение, вкус, обоняние, слух, боль и т. д.) определяются объективными свойствами физического источника.

Вместо локковских первичных и вторичных качеств Ломоносов выделял общие и частные качества, одинаково объективные, но отличающиеся между собой. Ломоносов категорически отрицал теорию врожденных идей.

Основой «изобретения идей» являются ощущения и восприятия, а механизмом образования идей – ассоциации.

Особое значение имеют исследования Ломоносова в области психофизиологии, где он установил зависимость ощущений от внешнего раздражения, взаимосвязь органов чувств и мозга, определил ряд конкретных зависимостей восприятия от различных условий, выдвинул волновую теорию цветового зрения и т. д.

 6. Бихевиоризм и его эволюция.

Основоположники: Уотсон, Толмен, Халл, Скиннер, Врум, Бандура, Роттер.

Бихевиоризм Джона Б. Уотсона (1878-1958) - направление в психологии, занимающееся изучением поведения человека как совокупности реакций на воздействие внешней среды. Это направление глубоко отлично от этологии – науки о поведении животных. Научная программа бихевиоризма – управление поведением. Уотсон заменяет предмет психологии душевные явления на поведение, поскольку первые непознаваемы, и исследуя поведение, можно без знания этих явлений обойтись. Поведение же наблюдаемо, может быть проанализировано, можно установить связи между стимулами и поведением. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Принципиально поведение человека и животных одинаково: схема – стимул-реакция, причем реакция определяется только стимулом, а понятия осознания, переживания, страдания и т.п. субъективны, являются продуктами самонаблюдения и не могут быть рассмотрены как научные. Нужно давать стимулы и подкреплять правильное поведение, и произойдет закрепление поведения.

Поведение является результатом научения – индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков.

Путем надлежащих манипуляций элементами внешней среды и подкрепляющими действиями "… можно сделать из ребенка врача, юриста, художника, главу торговой гильдии и даже вора-попрошайку, независимо от его талантов, склонностей, психических тенденций, способностей, призвания и расы, к которой принадлежали его предки". Достаточно разработать правила научения, многократно воздействовать различными стимулами, и мы получим нужное поведение. По Уотсону, отцу этого направления, мы "думаем мускулами". Достаточно заменить наши наследственные (рефлексы, эмоции, физиологические реакции) и приобретенные реакции (мышление. вербальные акты) новыми реакциями, вызванными научением, и поведением можно будет управлять.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!