Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамосности» личности и дхарм и о «сокровищнице-сознаний»



Виджняна переводится как сознание, либо распознавание. Отрицание реальности объектов внешнего мира, но признание реальности сознания.

Виджнянаваду относят к махаяне (большая колесница, предусматривает групповое освобождения (пробуждение)). Йогачары в отличие от мадхъямиков считают сознание реальным. Реальность сознания должны быть признана хотя бы, потому что без него невозможно правильное мышление. Только сознание реально. Внешние реальности не существуют. Условия определенного момента превращают определенную цель в зримую, делают ее осознанной и живой. Сознание, как вместилище всех идей вещей называется алая-виджняна («сокровищница-сознания»)- является неземной субстанции. Аффекты не могут быть уничтожены сами по себе, без радикального переформирования всего поля сознания. Именно «сокровищница-сознания» должна подвергнуться полной трансформации. Трансформация сознания вела к обретению нирванистического состояния в данной жизни и устранению аффектов. В сансарном состоянии «сокровищница-сознания» обуславливал индивидуальность психики. Но в момент достижения просветления все субъективное в нем полностью уничтожалось. Объект, рассматриваемый как плод ментального конструирования объявлялся нереальным, но мысль об объекте, осознание объекта с неизбежностью должны быть признаны реальными. В ходе религиозно-духовной практики сознание объекта должно было быть подвергнуто преобразованию. В следствие этого выдвинулся принцип «только-сознание».

Нельзя доказать, что вещи существуют вне нашего сознания- не существует ничего,кроме сознания того, что ничего не существует. Все нереально, а но факт сознания нереальности- реален.

Бессамостность (найратмья) личности и дхарм в вижднянаваде - то же, что пустотность (шуньята) их в мадхьямике, т.е. несубстанциальность, бессущностность.

 

Билет 9

Шумерское сказание о потопе.

«Сказание о потопе». Единственная таблица (обнаруженная в Нипур) дошла до нас в очень плохом состоянии. В связи с этим в документе отсутствуют несколько важных частей. Однако мы можем восполнить утраченная по более поздней вавилонской версии мифа о потопе, упоминавшегося в эпосе о Гильгамеше и в легенде об Атрахасисе.

Начало текста до нас не дошло , но судя по всему там говориться, что земля уже была организована, боги установили на ней мир и порядок и создали людей. Мы также не знаем ,почему боги наслали на людей потоп ( некоторые предполагают, что причина заключается в ослабшей вере в могущество богов). Доступный для понимая текст начинается с того момента, где некое божество (исследователи предполагают ,что это Эйя (Эа)- покровитель людей, демиург, бог подземных вод) сообщает остальным богам о своем намерении спасти человечество, считает, что спасшиеся люди построят храмы в знак благодарности. Следующие несколько строк также плохо сохранились, так что мы точно не знаем, что он делал. Далее, миф переносит нас в прошлое. Повествует о сотворении всевозможных живых четвероногих тварей. Далее рассказывается о том, как была ниспослана царская власть, а также созданы 5 старейших городов. Потом нить происходящего снова обрывается. Скорее всего в ней говорится о грехах людей, за что на них наслали потоп. Далее речь идет о том, что на совете богов принято наслать на землю потоп. Но не все с этим согласны.  Инанна плакала  о своем народе. Эйя хочет спасти свой народ. Зиусудра ,одно из главный действующих лиц мифа, предстает как набожный и богобоязненный царь. Во всех своих делах руководствуется указаниями, полученными от богов (сновидениями и предсказаниями). Он слышит голос Бога, скорее всего Энки, который предупреждает его о намерении богов. К сожалению, следующие строки тоже отсутствуют. В них, судя по всему, содержались инструкции Зиусундре относительно постройки нового корабля. Эти же мотивы мы находим в вавилонской версии мифа и в Библии. В течение 7 дней и 7 ночей на земле бушует буря такой силы, что даже боги страшатся ее. Наконец, на небе появляется Бог Солнца (Уту), который осветил и обогрел землю. Зиусудра принес ему в жертву волов и овец. Последние строки мифа повествуют о том, что Зиусудра получил в дар вечную жизнь и боги перенесли его ( а по некоторым версиям и его жену) в аналог библейского райя- Дильмун. «Сказание о потопе» просуществовало тысячелетия. Легенда о потопе вошла в мифологию и религию многих народов. Благодаря Библии оно стало достоянием многих монотеистических религий (христианство и тд), где является одним из центральных сюжетов. «Сказание о потопе» остается ценнейшим реликвией истории шумерской цивилизации. По сей день привлекает ученных всего мира. 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!