Логический реализм ньяи: учение о 16 падартхах



«Ньяя»- означает правило, царский указ, логика. Ньяя являет собой не просто логику, но полную эпистемологию (научное знание) объясняющую психологические, логические, метафизические и теологические вопросы. Основатель учения- Гаутама Акшапад. У истоков лежит ньяя-сутра. Логический реализм ньяя выражен в том, что их взгляд на мир основан не на вере,а на логике и критическом мышлении. В соответствии с этим они считают, что наивысшую цель в жизни (освобождение) можно достичь только через правильное познание реальности. Реализм теории ньяя опирается на теорию познания, являющуюся логической основой всякой философии.

Ньяики выделяют 16 падартх:

1.Прамана (путь всего истинного познания, источники достоверного знания).

2.Прамея (нечто познаваемое; объекты, имеющие значение для освобождения).

3.Саншая (сомнение, состояние неопределенности ).

4.Прайоджана (цель, ради которой или чтобы избежать которую совершается действие).

5.Дриштанта (бесспорный факт ,иллюстрирующий общее правило).

6.Сиддханта (догма, то, что признается истинной в данной системе, школе).

7. Аваява (член силлогизма).

8. Тарка (гипотетический аргумент, косвенный способ обоснования заключения).

9. Нирная (уверенность в правильном решении проблемы, определенное знание о чем-либо).

10. Вада (дискуссия, ведущаяся по всем законом логики с целью отыскания истины).

11.Джалпа (спор,без желания достичь истины) .

12. Витанда (спор, в котором оппонент ничего положительного не выдвигая пытается опровергнуть чужие суждения).

13. Хетвабхаса (означает хетту,т е причину, которая кажется, но не является достоверной причиной).

14.Чхала (нечестный ответ, которым хотят опровергнуть утверждение, придав ему не тот смысл).

15. Джати (уклончивый и изворотливый ответ).

16. Ниграхастхана (основа поражения в споре).

 

Билет 10

Описание изначального состояния мира в Аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума Элиш».

«Энума Элиш»- «когда вверху». Поэма описывает изначальное состояние мира, еще до рождения первых богов. Изначальное описание мира: вводный хаос, отсутствие идеи неба над головой, не было земли внизу, ни единого островка, никакого бога.

Божество пресных подземных вод Апсу соединяется с божеством соленых морских вод Тиамат→ осажают ил (Лахму и Лахаму)→новая земля : горизонт (Аншар и Кишар)→два диска (небо+земля)- разделены насильно.

Апсу (водный хаос)           Тиамат (божество соленых морских вод)

Лахму+ Лахаму (ил в первородном океане).

Аншар + Кишар (горизонт, небесная и земная окружность)

Ану (бог небес)

Нудишмуд («созидающий», Энки/Эйя) бог мировых пресных вод.

 

Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.

Источники достоверного познания (праманы):

1.Восприятие (пратьякша)- бывает обычным и необычным. Обычное делится на: внешние и внутренние; по другой классификации: нирвилькальпака (неопределенное), савикальпака (определенное), пратьябхиджня (узнавание).

2. Вывод (анумана)- умозаключение. Включает в себя три термина: малый (пакша), большой (садхья), средний (хетту).

3.Сравнение (упамана)- познание посредством сходства.

4.Слово (шабда)- авторитет, то, посредством чего познается смысл.

Восприятие- соответствие органов чувств по отношению к соответственным объектам.

Умозаключение- такое знание, которое следует после другого познания.

 

Билет 11

Конфликт новых богов и их прародителей в «Энума Элиш»: его причины и последствия.

Конфликт обусловлен различием состояния между прародителями и новыми богами.Прародители (Апсу-водный хаос и Тиамат-божество соленых морских вод) были неподвижны и стремились исключительно к покою и бездействию. В то время,как новые боги(Лахму,Лахаму-ил в первородном океане, Аншар и Кишар-горизонт,небесная и земная окружность, Ану-созидающий,бог небес,Эйя-бог мировых пресных вод) тратили время и все свои силы на движение и различные увеселения(«Пляска богов»),что не нравилось прародителям. (встревожили чрево Тиамат)

Конфликт реализуется в противостоянии двух поколений богов. Первой жертвой этого противостояния стал Апсу,который посоветовавшись со своим помощником Мумму,решил уничтожить неугодных ему богов,однако вместо этого был убит Эйей(усыпил и Мумму).

С целью отомстить за мужа,Тиамат собирает войско против убийц своего мужа.Так начинается теомахия (война богов), в ходе которой главный герой «Энума Элиш» -когда вверху, Мардук убивает Тиамат и создает из ее останков мир.(Мардук – сын Эйи и Дамкины).

Базовые падартхи вайшешики.

Система вайшешика получила это название,из-за того, что «вишеша» как категория познания была в ней рассмотрена особенно подробно. Основатель этой философии- Улука по прозвищу «Канада». Система вайшешика ставит перед человечеством следующую цель- освобождение индивидуального я. Считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение- абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности.

В системе Вайшешики рассматриваются следующие категории реальности(падартхи). Падартха,буквально понимается как объект ,обозначаемый словом.

1)Дравья-субстанция. Субстанция есть то, что может иметь качество или в чем может происходить действие, но она отличается и от того и от другого. Без субстанции не может быть ни качества, ни действия. Субстанция является субстратором качеств и действий, а также существенной, материальной причиной других производных от нее сложных вещей.

2)Гуна- качество. Определяется как то, что существует не само по себе, а в субстанции, не имеет собственных качеств и не проявляет никакой активности. Качество есть непроизводящая или нематериальная причина вещей,поскольку оно определяет природу и характер, но не само существование вещей. Оно пребывает в вещах как нечто пассивное и недеятельное.

3)Карма- действие. Означает физическое движение. Действие представляет собой транзитивный процесс воздействия одной вещи на другу. Поэтому действие считается независимой причиной соединения и разъединения вещей.Все действия или движения происходят в ограниченных телесных субстанциях, поэтому не может быть действия в бестелесных всепроникающих субстанциях, как эфир,пространство, время и т.д.

4)Саманья-общность. Это сущность класса или общее. Общее присутствует во всех представителях данного класса. На основе общего образуется понимание тождественности всех членов данного класса. Это возможно потому, что в различных индивидуальностях имеется одна общая сущность, которая позволяет подвести их под класс и мыслить как существенно тождественные. Таким образом, саманя (общее) есть реальная сущность, соответствующая общей идее или понятию класса.

5)Вишеша-особенность. Является прямой противоположностью категории общего (саманья). Под особенностью следует понимать нечто свойственное только данной субстанции, которая не имеет частей и является поэтому вечной. Таковы,например, субстанции: пространство, время, акаша, умы, души, а также атомы земли, воды, света и воздуха. Особенности сами по себе не могут быть восприняты, они как и атомы являются сверхчувственными сущностями.

6)Самавая-отношение присущности. Вечная связь двух любых сущностей, одна из которых не может существовать без другой.

7)Абхава-небытие. Вайшешики утверждают, что небытие также реально, как и бытие. Абхава делится на сансарга-абхаву и аньйонья-абхаву. Сансарга-абхава означает отсутствие чего-лио в чем-то другом, а аньйонья-абхава означает то, что одна вещь не является другой вещью. Сансарга-абхава делится на праг-абхаву (небытие вещи до ее возникновения), дхванса-абхаву (небытие вещи после ее разрушения) и атьянта-абхаву (небытие вещи в течение всего времени).

6 положительных категорий, 1 –отрицательная(небытие-абхава).

 

Билет 12


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 859; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!