Описания Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша»



Авеста- священная книга в зороастрийской религии. Характернейшей чертой зороастризма является его резко выраженный дуализм — признание в мире двух начал, доброго и злого, борьба которых и составляет содержание существования мира.Дэвы – злые духи, асуры – добрые духи, которых нужно почитать.

Ахура-Мазда- верховное божество иранского пантеона, имя которого можно перевести как «Высшая Мудрость». В проповеди Заратуштры он был провозглашен единственным Творцом неба и земли. В системе дуализма тождественный мировому добру и противостоящий Анхра-Манью. Анхра-Манью- злое начало.

Ормазд(Ахура-Мазда) и Ахриман(Анхра-Манью) – это противопоставление добрых и злых сил. Ахура-Мазда «был, есть и будет». Анхра-Манью «был, есть и не будет». Эта формула предполагает конечность злого духа. Отец двух близнецов(Анхра-Манью и Ахуры-Мазды) Зурван(время). Зурван акарана- вечное время, Зурван дарахвадата- конечное время. Зурвн- двуполое существо, бог времен и судеб. Захотел родить Ормазда, но засомневался, что у него получится. Тогда в чреве зародился Ормазд и Ахриман. Узнав об этом, Зурван поклялся отдать власть перворожденному. Ормазд знал это и рассказал о клятве Ахриману, тот порвал бок и тогда 10000 лет на земле правило Зло, но потом воцарилось Добро (Ормазд).

Все пространство делится на 2 части: одна часть – бесконечный свет, область добра и Ахура-Мазды, другая – бесконечная тьма, область Зла и Ахримана.

Злой Дух — Анхра-Манью в борьбе с Добром обладает войском, которое по силе и структуре соответствует войску Ахура-Мазды. Постепенно в зороастрийской литературе выработалась даже точная система соответствий, где каждому божеству противостоит определённый дэв. К первоначальным противопоставлениям относится Воху-Мана — Ака-МанаЗлая Мысль»), и основное противопоставление всего зороастризма: с одной стороны АшаПравда»), а с другой —ДруджЛожь»); мир Ахура-Мазды — мир Правды, мир Анхра-Манью — мир Лжи.

Основную силу в войске Ахримана составляют дэвы. Заратуштра загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике. Теперь их место — под землёй, в горах и пещерах и, конечно, в первую очередь на севере — там, где живут кочевники — почитатели дэвов. Большая часть легиона дэвов оформилась уже позднее, путём олицетворения бед, несчастий и пороков и противопоставления добрым божествам.

Анхра-Манью будет побежден на исходе человеческого времени войском Спасителя-Саошьянта, стоящего во главе всех душ живших когда-либо праведников. Мифическая история зороастризма завершается очищением, после которого что-либо причастное злому началу не может существовать на свете, таким образом, дуализм становится прошлым и наступает всеблагое царствие Ахура-Мазды.

«Аша»:

Слово «Аша» — это авестийское понятие, переводится на современный язык как «Истина, «Правда». В индоиранской религии Аша — это, главным образом натурфилософское понятие: наиболее глобальный и общий закон мироздания, регулирующий восходы и заходы Солнца, смену времён года, «воскресение» и «умирание» природы и т.д. Однако в индоиранскую эпоху этот термин имел также социальное и этническое содержание. Понятие «Аша» включало существующий иерархический уклад общества, справедливость, верность договорам и др. В учении Заратуштры нравственно-этическое содержание понятия «Аша» становится главенствующим. В «Гатах» и «Младшей Авесте» Аша — персонификация приверженности зороастризму, соблюдения триады «благие мысли, благие речи, благие дела» в личностном и социальном плане. Написание «Аша» передаёт традиционное (жреческое) произношение. Западные диалекты древнеперсидского языка (близкого к древнему арийскому) передают понятие Аша в форме Арта (например, страна Артания у славян). В «Младшей Авесте» понятие Аша иногда персонифицируется как божество Арштата. В системе дуализма Аша противопоставляется Друджу.

Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах.

(из Катиной кр)

Санкхья («исчисление»)- одно из кшатрийских учений. Творец системы- Капила. 1ая работа- «Санкхья- сутра».

 В отличие от монистических видов санкхьи: теистического и материалистического, классическое санкхья дуалистично. Мироздание имеет два изначальных источника: пракрити (природа) и пуруша (человек, мировая душа). Что касается бога, то классическое санкхья атеистично: «Мир не создавался, следовательно не было его создателя.»

Соединение пракрити и пуруши- это как встреча спепого (пракрити) и хромого (пуруши) , когда слепой посадил на плечи хромого, чтобы выбраться из леса. Пракрити+пуруша (=саньйога) = мир объектов.

Активность пракрити должна находиться под руководством разумного пуруши→ эволюция.

Пуруша+ пракрити= нарушение равновесия, в котором были созданы гуны→раджас первым нарушает покой→вибрация других гун → возникают различные комбинации гун→ 1ый продукт эволюции- малат (буддхи) – великое единство, интеллект. Возникает из преобладания в пракрити элемента саттва. Имеет 4 атрибута:

1) Добродетель (дхарма)

2) Познание (джняна)

3) Отрешенность (вайрагья)

4) Превосходство (айшварья)

→второй продукт пракрити возник из махат- аханкары.

Виды аханкары:

1) Преобладает саттва- вайкарика (саттвика). Возникает 11 органов: 5 органов восприятия- чувства зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания; 5 органов действия, которые находятся во рту, руках, ногах, анусе и половых органах; ум (манас) – центральный орган, без которого ни один из органов не может действовать.

Манас, аханкара и буддхи- внутренние органы. Органы чувств и органы действий- внешние органы.

2) Преобладает тапас – бхутади. Возникает 5 элементов (танматра) – потенциальные элементы, основные сущ-то звука, осознания цвета, вкуса, и обоняния. Мы узнаем о них только с помощью логич. умозаключений.

5 вещественных элементов, возникших из тонких элементов:

· Из сущ-ти звука – эфир с кач-вом звука, восприн. ухом

· Из сочетания сущностей осязания и звука- воздух с атрибутами звука и осязания

· Из сущ-тей цвета+ сущ-ть звука и осязания → свет или огонь со свойствами звуками, осязания и цвета

· Из сущ-ти вкуса+ сущ-ть звука, цвета, осяз.→ эл. воды с качествами звука, осяз, цвета, вкуса

· сущ-ть обоняния+ 4 другие сущ-ти→ земля, имеющая 5 качеств

   3)Преобладание раджаса рождает тайджасу , который обусловливает 1 и 2 виды аханкары, доставляя энергию, необходимую для превращения элементов саттва и тамас.

Пять элементов физ сущ-тей (танматра)→пять физ. элементов (махабхута): веществ. элементы (тела), порождаются родителями, сост. из 5 элементов ; тонкие тела, образуются в результате сочетания буддхи, аханкары, 11 органов и 5 тонких элементов.

В результате получает 25 сущностей: пуруша, пракрити, 3 внутренних органа (буддхи, аханкара, манас), 5 тантатр, 5 бхут,10 внешних органов ( 5 индрий и 5 органов действий).

(из учебника и шпор)

Под термином пуруша понимается божественная субстанция, ибо пуруша не является уже творцом, а отличен от природы и может быть познан только внутренним опытом. В санхье пуруша- мировой дух, неизменный и самодостаточный. Если он чем-то занят, то самосозерцанием. Он не имеет никакой причины для своего существования, чем он сам. Пуруша не подвергается воздействию и не действует.

Пракрити (природа, натуре, «материя») также существует сама по себе, она есть невыявленное- авьякта. Чтобы выявиться, пракрити должна подвергнуться влиянию пуруши, который, сам будучи бездеятельным, влияет на пракрити, побуждая ее к действию. В результате влияния пуруши на пракрити из нее выявляется, но не возникает то, что в ней было скрыто изначально. Санкхья учило, что следствие не возникает из причины, а содержится в ней в невыявленной форме. Иначе пришлось бы допустить происхождение из ничего. Само выявление происходит постепенно.

Прежде всего выявляются гунны (качество,свойство). Когда пракрити была невыявлена, то гунны находились в равновесии. Влияние пуруши на пракрити нарушает это равновесиеми дает начало движению, которое сперва принимает форму развития, а позднее – разложения и распада. Пракрити вновь возвращается к своему неподвижному состоянию, для того чтобы снова быть возбужденной пурушами. Ни одна причина не объясняет изначальную запутанность пуруш, указывается только, что они попали в сети не по своей воле. Следовательно, первой причиной, равно как и конечной причиной космического процесса является пуруша.

Цель деятельности пракрити – служение интересам пуруши, хотя пракрити этого и не осознает. Механизм действия пракрити не может объяснить сам себя, хотя нельзя и продукты его деятельности считать механическими результатами, так как они направления на достижение интересов разумного начала. Эволюция пракрити предполагает одухотворенную деятельность. Простое присутствие пуруш возбуждает созидательную деятельность, хотя пуруша сам по себе сознательной силой не наделен.

Результаты эволюции пракрити: «игра» двадцати пяти начал .

История развивающейся вселенной – это игра двадцати четырех начал. Когда нарушается равновесие гун, происходит разрушение пракрити, ослабление напряжения благодаря преобладанию одной стороны и начинается процесс становления. Поскольку пракрити едина и вездесуща, все вещи имеют своей основой пракрити в том смысле, что каждая вещь, кроме своих характеристик, обладает характеристиками каждой другой вещи. Процесс развития подчиняется определенному закону последовательности в пространстве, времени, образе действия и причинной связи. Мы не можем сказать, отчего происходит это развитие. Мы только должны допустить его. Пракрити, которая содержит в себе возможности всех вещей, развивается как в аппарат мышления, так и в объекты мышления.

1. Причиной всей вселенной, первым продуктом развития пракрити является махат, или Великий. Он – основа интеллекта индивида. На психофизическом уровне махату соответствует буддха. Буддха обладает следующими атрибутами: добродетель (дхарма), познание (джняна), отрешенность (вайрагья) и превосходства (айшварьи), а также их противоположности.

2. Аханкара, или ощущение я. Аханкара – это принцип индивидуальности. Благодаря его действию каждая из пуруш наделяется индивидуальностью. Развитие объективного наступает после возникновения аханкары. Махат относится к аханкаре как сознание к самосознании. Через аханкару пуруша отождествляет себя с объектами пракрити. Таким образом, аханкара индивидуализирует универсальное сознание.

3. Манас – орган, преобразующий результаты чувственного опыта в результаты восприятия. Манас – инструмент, обладающий движением и действием.

4. Пять органов восприятия: чувства зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Каждое чувство охватывает одно качество. Чувства – это не органы зрения и т.д., они – способы наблюдения над тонкими и физическими элементами.

5. Пять функций органов восприятия: функции языка, рук, ног, органы испражнения и деторождения.

6. Пять танматр, соответствующих пяти органам чувств. Они представляют собой сущности звука и т.д. и каждая из них соответствует только одному органу. Эти невидимые сущности умозрительно выводятся из факта существования видимых объектов.

7. Пять материальных элементов: эфир, воздух, цвет, вода и земля.

8. Пуруша.

9. Пракрити

Учение о трех праманах:

Санкхья признает три праманы: восприятие, логическое умозаключение и свидетельство священного писания. Иногда говорят, что только шрути может обладать достоверностью, в противоположность выводу и восприятию, потому как последние подвержены ошибкам и требуют подтверждения.

1. Восприятие – это познание, полученное посредством деятельности чувства. Существует два вида восприятия: неопределенное и определенное. Неопределенное знание – это сведения, поступающие к буддхе после контакта объекта с органами чувств. Определенное знание образуется посредством соединения неопределенного с умственным анализом. Это позволяет воспринимать объект как обладающий собственной природой. В то время как внешние органы восприятия могут воздействовать только на объекты, ими представляемые, манас может иметь дело также с прошедшим и будущим. Что касается внутреннего восприятия, то здесь сотрудничества органов чувств нет.

2. Вывод бывает двух видов: отрицательный и положительный. Последний основывается на утвердительном существовании. Признается пятичленная форма силлогизма.

3. Аптавачана, или свидетельство священного писания. Под писанием понимаются веды. Считается, что веды не являются творением людей, потому что не было таких людей, которые могли бы их сотворить. Освобожденные не имеют отношения к ведам, а неосвобожденные не обладают достаточным знанием. Благодаря своему неперсональному авторству веды свободны от сомнения и разночтений и могут считаться признанным авторитетом.

 

Билет 15


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 778; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!