Соотношение понятий Джет и Нехех в древнеегипетской мысли
Представление о полноте времени в Египте выражалось двумя словами «джет» и «нехех». В совокупности обозначало что-то вроде объединенного двойного времени. Каждое из слов отчасти заключает в себе смысл и значение наших слов «время» и «вечность.»
В 17 главе египетской «Книги мертвых» выражение «все сущее» идет от «джет» и «нехех».
Наиболее близки эти понятия паре слов «изменчивость» и «завершенность». По-египетски изменчивость –хепер, завершенность-тем. Эти два понятия воплощены в богах Хепри(становящийся)и Атуме(Завершенный). Хепри- нехех, Атум- джет.
О времени «нехех» говорят, что оно идет. Это время, как непрерывный поток времени (дней,месяцев,лет). Сходно с нашим понятием времени.
О времени «джет» говорят, что оно «пребывает» , «продолжается», «длится».Это время,в котором сохраняется завершенное то,что осуществилось в потоке времени «нехех» и теперь перешло в другую форму времени, в котором нет изменчивости и движения. Продолжение бытия, того что уже завершилось.
Осирис является богом временного аспекта «джет». (он даже именуется так в некоторых текстах). Осирис – бог умерших.Он царит в том временном измерении, где пребывает в неизменном и непреходящем состоянии все, что уже закончило свое бытие под лучами солнца, в измерении другого бога. Этот бог- солнце. Солнечного бога называют нехех, желая подчеркнуть, что он все время находится в движении. Время, по представлению египтян ,сочетает в себе «время Солнца» и «время Осириса».
|
|
Джет- завершенная всевременность в загробном мире, в царстве Дуат.
Нехех – вчера, сегодня,завтра. Было, есть, будет.
Джет- продолжение бытия того, что уже завершилось.
Нехех- изменчивость и поступательное движение.
Видов знания в джайнизме. Джайнская доктрина неоднородности: найявада и саядвада.
Джайнское учение о познание состоит из доктрины о достоверных источниках знания (прамана) и теории «неоднородности»(анэнантавада)
Виды знания(джняна)
1)Чувственное восприятие и логический вывод(мати)
2)Изучение священных джайн,писаний или слова,авторитетного человека(шрута)
3)Ясновидение(авадхи) –знание происходящего в других местах,событий ,явлений,только после освобождения от кармы.
4)Телепатия(манах-парья), т.е. чтение чужих мыслей. Возникает в случае преодоления кармы,которая мешает познанию. Достижима только человеком.
5)Всеведение (кевала-джняна) Открывает путь к мокше .Это высшая цель познания.Полное,совершенное знание.
Первые 3 могут быть как Истинными, так и Ложными. Последние две могут быть только И.
В результате правильного познания должно быть достигнуто, «благое воззрение»-необходимое условие,для освобождения.
|
|
В познании необходимо ориентироваться на многомерность и многогранность реальности,учитывая в своих теоретических построениях множество точек зрения, поскольку сама действительность «неодносторонняя».
(Всякая однородность приводит к ошибке,ибо сама действительность неоднородна,многогранна.
Доктрина неоднородности включает в себя два раздела:
1)Учение о точках зрения(«Наявада»)
2) «Некоторым образом»(«Сьядвада»)
Наявада-познание вещей и их отношений с различных точек зрения
Наявада учит о возможности рассмотрения всякого предмета с этих точек зрения:
(1)Найгама –найяя –общеупотребительная,ненаучное выражение бытовой речи
2)Самграха-рассмотрение вещи,как принадлежащей к классу)
3)Вьявахара- обыденная,частная,подробная с точки зрения деталей
4) Риджисутра- пространственно-временная.С т.з. постоянного момента.Что мы делаем в данный момент времени.
5)Шабда- контекстуальная
6)Самабхирутха- этимологическая,подробности
7)Эвамбхута- фиксирует только одно значение корня слова применительно к данному объекту
Джайнская сьядвада(«сьяд»- возможно,некоторым образом)
Заключается в описании любого объекта с этой стороны:
|
|
1)Некоторым образом существует
2)Некоторым образом не существует
3)Некоторым образом сущ. и не сущ.
4)Некоторым образом неописуем
5)Некоторым образом сущ. и не описуем
6)Некоторым образом не сущ. и не описуем
7)Некоторым образом сущ., не сущ. и не описуем. Стрела для слепого человека.
Подобная ориентация на многомерность реальности и контекстуальность описания в сфере познания является выражением идеи ненасилия(ахимса)- главной идеи джайнского учения. Учитывая различные аспекты сущего в процессе познания и вынесения суждений,сознание «тем самым ненасильственно» воспринимает реальность,не нанося «вреда» ни одной из ее сторон или граней.
Билет 4
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!