Альтруизм и другие мотивы конструктивного социального поведения



Почти вся научная информация, касающаяся мотивации помощи, в русскоязычной литературе имеет американское происхождение. Все известные американские психологические труды, так или иначе касающиеся альтруизма, содержат практически одну и ту же информацию. Видимо, можно согласиться с мнением Х. Хекхаузена о том, что изучение такого рода социальных отношений идет по боковым, крайне заросшим и запущенным путям развития современной психологической науки. Что же на психологических магистралях? В большом количестве — изучение ненормальных или неприглядных сторон человеческой натуры, методов и путей воздействия и влияния на сознание и поведение «человека разумного».

Хекхаузен, уже не раз упоминаемый нами, просмотрев множество научных определений, пришел к выводу о том, что точнее всего альтруизм описан в Евангелии: «...Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. Самаритянин, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Альтруистическое

196

поведение — это помощь другому, совершаемая без видов на вознаграждение, без зрителей, ценой возможных личных потерь и затрат.

Со времен создания великих гуманистических учений — Христа, Будды, Магомета — альтруизм был и остается величайшей ценностью человечества, его воспевают в литературе и передают на словах своим детям как наилучший образец для подражания родители практически всех континентов и стран. Как же настроить человека на помощь и сострадание?

В литературе отдельно обсуждаются два вопроса, существуют два полюса исследований и размышлений.

Первый — что способствует проявлению альтруизма. Такой своеобразный взгляд на проблему: альтруизм глубоко спрятан в каждом человеке, и можно создать такую ситуацию, что человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Факты в этой области накоплены, и весьма банальные, и очень нетривиальные. Скажем, к оказанию помощи человек более склонен в одиночестве, что связывают с деморализующим влиянием массы, толпы, большого скопления людей. Спешащий человек менее склонен к альтруизму. Лукавые экспериментаторы создавали испытуемым ситуацию, в которой они спешили по теоретическим проблемам альтруизма, размышляя над притчей о самаритянине. Эти благочестивые мысли, а также фактор времени сделали их невосприимчивыми к встреченному на пути человеческому несчастью.

Альтруизм возникает как одно из следствий «грехопадения»: чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи. Взрослый человек склонен к состраданию, пребывая в состоянии личного счастья или в плохом настроении. Последний факт, увы, не распространяется на детей. Вообще факты неоспоримо свидетельствуют о том, что альтруизм — во многом приобретение подросткового возраста, когда дети научаются видеть окружающее с точки зрения другого человека.

197

Если говорить о личностных чертах, то их прямое влияние на склонность к оказанию помощи, как и в отношении многих других особенностей деятельности человека, не обнаружено. Нет такой личностной черты — альтруизм. При этом, правда, выявлено, что чаще оказывают помощь другим эмоциональные и самостоятельные в своих жизненных выборах люди. А с другой стороны, известно, что склонность к альтруистическим реакциям нарастает в группах высокого уровня с развитым конформным (то есть группозависимым) поведением. К сожалению, все имеющиеся в нашем распоряжении данные об условиях, способствующих проявлению альтруизма, приблизительны и часто противоречивы. «Мы зачастую не знаем, почему мы делаем то, что делаем» (58).

Тем более интересен другой подход — поиск и моделирование условий для формирования устойчивой альтруистической установки у человека, по сути — социально-педагогический.

Планетарное мышление и сильное эго

Оказывается, эти психические свойства очень взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга. Когда-то синтез этих двух качеств у нас назывался космополитизмом и карался в уголовном порядке. Когда в мышлении человека стираются границы «мы» и «они», и при этом он является сильной, независимой и ответственной человеческой единицей, тогда свои моральные принципы и нравственные устои он способен распространить не только на своих, ближних, но и на тех, кто далеко, не похож, иначе мыслит и живет. Д. Батсон назвал это «расширением границ родового альтруизма».

Авторитетная социальная модель

Будем справедливы к кинематографу и телевидению, тем более что ему уже досталось от нас. Как отмечает Д. Майерс, телевизионные просоциальные модели имеют даже большее влияние, чем агрессивные. Альтруизм может передаваться детям как часть семейного сценария, привычная модель поведения. Дети особенно восприимчивы к неосознанному обучению альтруизму через подражание.

198

Ключ к альтруизму — внутри личности

Обучение к альтруизму происходит более эффективно, если те, кто учит, не прибегают к внешней стимуляции: поощрениям и наказаниям. Хорошие дела не покупаются — они совершаются по велению чести и совести. Внешнее поощрение за оказанную помощь подрывает основу альтруизма — внутреннюю склонность к состраданию и действенному участию.

Благотворное знание

Мы хорошо знаем, как далеко отстоит в жизни то, что человек знает, от того, что он реально делает. И все же знание причин, препятствующих проявлению альтруизма, и условий, ему способствующих, помогает людям стать внимательнее, прозорливее и эмпатичнее к окружающим. Не стоит пренебрегать просвещением в этой животрепещущей теме.

Личностный рост

Позволю себе в данном случае ограничиться одной-единственной сентенцией: сознающие себя люди чаще используют на практике свои идеалы.

От мотива помощи перейдем к самому процессу ее оказания. К практическому альтруизму. При всей своей внешней привлекательности проблема оказания помощи партнеру по общению не так уж проста.

«Есть немало ситуаций, — отмечает Е. Мелибруда, — связанных с принятием важных решений, с осуществлением выбора, с переживанием опасений и неприятностей, с поиском собственного пути в жизни, с личностным и профессиональным развитием, когда человек может получить от других очень ценную помощь» (63, с. 207). Но характер этой помощи очень зависит от того, в чем видит свою основную миссию помогающий. Возможны два принципиально различных взгляда: защитить того, кому помогаешь, от трудностей и жизненных перипетий и помочь ему активизировать внутренние силы в сложный жизненный период. Различие очевидно. В первом

199

случае помогающий как бы прячет «страдальца» от тех переживаний, нового опыта и необходимости выбора, которые уготовила ему судьба, а во втором создает условия, чтобы человек смог пережить и с достоинством выйти из трудной ситуации. Выйти сам. «Человек обретает психическую стойкость не тогда, когда успешно вытесняет или устраняет свои переживания, а тогда, когда осознает, что способен вынести еще более тяжелые и сильные потрясения» (63, с. 211).

К. Роджерс сформулировал несколько общих рекомендаций для тех, кто хочет научиться помогать. Здесь на помощь самому человеку приходят его способности:

> испытывать теплые чувства к тому, кому помогаешь; вести себя правдиво и искренно;

> быть независимым от того, кому помогаешь, и одновременно не претендовать на его свободу и независимость;

> понимать и сопереживать, богатый опыт собственных душевных переживаний;

> предоставить человеку право оставаться таким, какой он есть, или развиваться и изменяться.

Практические советы

Как оказывать помощь другим?

К. Роджерс считал, что можно говорить о существовании нескольких типичных реакций помогающего на рассказ человека о существующих у него личностных проблемах или затруднениях. За каждой из них — определенная позиция, взгляд на собеседника. Первый тип реакций — оценочные. Своими репликами собеседник оценивает услышанное с точки зрения его сложности, важности, глубины. Проблеме как бы выставляется некоторый диагноз (иногда — приговор). Второй тип реакций — интерпретирующие. Поиск изначального смысла, значения высказанной проблемы: «На самом деле у тебя...». Третий тип — проявление

200

поддержки. Выражается предложение успокоиться, не придавать значения... Четвертый тип реакций — исследовательские. Приглашение к дальнейшему анализу, разбору, часто — препарированию проблемы, несмотря на болезненные переживания человека, высказавшего проблему: «А как еще разобраться!» Пятый тип — реакции понимания. Используя техники активного слушания, помогающий находит общий язык со своим партнером в едином понимании, чувствовании проблемы. По частоте встречаемости все эти реакции идут в том же порядке, что здесь. Между тем и сам Роджерс, и его последователи наиболее универсальной считают реакцию понимания.

Вспомните какую-то реальную ситуацию, значимую для вас, в которой вы выступали в качестве лица, оказывающего помощь. Какую реакцию помощи вы продемонстрировали? Насколько она вообще типична для вас?

Мы рассмотрели альтруизм как альтернативу агрессии. Но будем реалистичны: мотив помощи не может выступать в качестве ведущего, так как он предполагает отказ от себя и своих целей. Можно ли и должно сделать такое поведение превалирующим в жизни современного человека? Думается, что нет, так как каждый из нас приходит в этот мир со своими задачами и целями. Что же еще, какие конкретные виды взаимодействия людей может вместить вольное понятие конструктивного поведения? Некоторое время назад было популярно говорить о кооперации и конкуренции как двух видах межличностного взаимодействия. Кооперация — такая форма межличностного взаимодействия, при которой общая успешность есть результат успешности каждого участника взаимодействия и одновременно личная успешность возможна лишь как часть общего успеха. В общем, «один за всех и все за одного». Как показали широкоизвестные исследования М. Дойча, при кооперации возрастает доверие и поддержка, увеличивается объем коммуникативных

201

обменов, партнеры стремятся к объединению своих усилий (49). Конкуренция приводит к обратным феноменам: успешность одного сопряжена с проигрышем другого. По всем статьям получается, что мы зря причислили конкуренцию к группе конструктивных форм взаимодействия. Но это поспешный вывод.

Вернемся немного назад, к типологии мотивов социального поведения Ч. Макклинтока. Какую качественную характеристику дает этот автор мотивам конкуренции и кооперации? Кооперация — максимизация общего выигрыша, конкуренция — максимизация относительного выигрыша. То есть последняя предполагает, что партнеры стремятся создать некий значительный общий выигрыш и уже при дальнейшем перераспределении между ними происходит борьба за обладание большей частью общего выигрыша. Отличие от индивидуализма и агрессии очевидно. Природа конкуренции не однозначна. Она может приводить к жестким, недоброжелательным отношениям, но в то же время может способствовать развитию специфических форм кооперации конкурирующих партнеров. Современная мировая экономика предоставляет много подтверждающих примеров. Конкуренция разнообразна по средствам и формам общения, которые используют партнеры. Они могут быть близки к агрессивным, но могут быть и весьма мирными, гуманными. Из исследований Шеррифа известно, что внешняя конкуренция (с другой группой) имеет для малой группы интересные позитивные следствия: повышаются внутренняя сплоченность и кооперативность отношений.

Любопытна и показательна судьба понятия «конкуренция» в советской социальной психологии. На первый взгляд оно было однозначно и категорически отвергаемым. «У них там» — жесточайшая конкуренция, а «у нас» — исключительно кооперация. Знаменем этого подхода стала книга немецких авторов Гибша и Форверга «Марксистская социальная психология». Однако в 70-е гг. XX в. сама общественная практика внесла разброд и шатания в это прочное

202

и теоретически обоснованное противопоставление. В СССР заговорили сначала о «социалистическом соревновании», а затем и вовсе о «здоровой конкуренции»!

И «здоровая» и «больная» конкуренции имеют общую психологическую основу: они построены на противоречии интересов участников взаимодействия. Но вот способы решения этого противоречия и стратегии построения отношений друг с другом сильно отличаются. В результате конкуренция, с одной стороны, может быть весьма конструктивным способом взаимодействия и по характеру межличностных отношений, и по эффективности, а с другой стороны, может повести эти отношения по особому пути развития, именуемому социально-психологическим конфликтом. К конфликту могут привести также и агрессия, и индивидуализм одного из партнеров, и даже ориентация на равенство. Кооперация и помощь такого рода отношений не порождают.

Конфликтное взаимодействие — это взаимодействие, развивающееся неконструктивным путем, но имеющее перспективы переструктурирования и дальнейшего развития, если этому будут способствовать условия и определенные направленные действия партнеров по общению. Мы уделим значительное место социально-психологическому конфликту в этой главе и некоторых других, учитывая чрезвычайную практическую актуальность этой проблемы.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!