Классификация социальных групп



Как уже отмечалось, социальная психология имеет дело с реальными группами, однако в рамках этой очень большой и разнообразной по своим видам и формам совокупности разными школами и исследователями создано множество частных классификаций, в основном дихотомического толка. Выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности или опосредованности контактов), большие и малые. На последней дихотомии остановимся особо. На первый взгляд за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы. Небольшое число участников — малая группа, много участников — большая группа. Однако в отечественной традиции за разведением этих двух типов групп стоят значительно более весомые основания. Большая и малая социальные группы

236

не просто различающиеся группы — это принципиально разные типы групп. К малым относят социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже). Малые группы — это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т. д. Они реально существуют в том смысле, что доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться непосредственно через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования такой группы (в терминах интеракционизма — «шаблон деятельности»), так как все они организованы по поводу какой-то работы, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Их объединяют прежде всего те или иные признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою (экономическое положение), нахождение в конкретном месте в определенный час и другие. Большие группы разделяются на два очень разных подтипа. К одному относятся этносы, классы, профессиональные группы, их характеризует длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории. К другому — публика, толпа, аудитория — общности, возникшие случайно и существующие кратковременно, однако это общности, в которых люди включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить себе в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех

237

цирковых артистов, или весь средний класс, пусть даже определенного государства. Хотя есть и любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Однако трудно сказать, что в этот момент представляла собой вся эта совокупность людей: толпу или большую группу под названием «народ республики Куба»?

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипов — в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы. Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами типа традиций, обычаев, нравов, можно вычленить и описать некоторый типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания. Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников.

В зарубежной социальной психологии нет традиции разделения групп на большие и малые. Вообще изучение той проблематики, которая стоит за понятием «большие организованные группы», не входит в число тем, типичных для американской социальной психологии. Это сфера интереса других наук. В Европе линия В. Вундта также не имеет какого-либо значительного продолжения, в отличие от традиции изучения массовых социально-психологических явлений, заложенной работами Г. Тарда, Г. Лебона, З. Фрейда и их последователей. Наиболее значительный вклад в современную психологию масс внес С. Московичи. В отечественной психологии, напротив, мало развивалась наука о массовых социально-психологических движениях (скажем, С. Московичи ссылается на две значительные, с его точки зрения, отечественные фамилии: В. М. Бехтерева и

238

Б. Ф. Поршнева), однако в областях, смежных с этнографией и этнопсихологией, проделана интересная работа по теории и практике изучения психологии наций и этнических групп (31, 100).

Основным объектом нашего внимания будут малые социальные группы. Однако, прежде чем подробно рассмотреть накопленный в данной области теоретический и эмпирический материалы, ненадолго остановимся на одном нетрадиционном вопросе: на ценностных аспектах отношения различных авторов к самому явлению группы.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!