Тема 5. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина



1. Сказочный жанр в русской литературе 60-х гг. Причины обращения писателей к аллегорической форме. Двуплановость аллегорий, философская глубина второго плана.

2. Жанровые разновидности «Сказок» Щедрина. Отношение «Сказок» к фольклорной сказке. Связь щедринских «Сказок» с темами и проблемами других произведений писателя.

3. Сказки о властителях России. Развенчание идеологии и психологии правящих классов.

4. Сказки о народе. Народ и история. Критика ложных концепций народной жизни.

5. Сказки о «пестрых» людях. Обличение трусости и либерального ренегатства. Трагедия утопической мечты и «встревоженной бессознательности».

6. Сказки об «убежденных людях» («Вяленая вобла», «Дурак», «Рождественская сказка»). Сказка о реакционной печати и журналистике. Сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым».

7. Фантастика «Сказок» Щедрина. Образы животных. Эзопов язык «Сказок». Щедрин - мастер иронии, гиперболы и сатиры.

Список литературы

Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1966.

Баскаков В. П., Бушмин А. С. «Сказки» // Салтыков-Щедрин М. А. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974. Т. 16, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1976: Статьи и материалы. Л., 1976 Или: Бушмин А. С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л., 1976.

Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении: Пособие для учителей. Л., 1979.

Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975 (гл. 3).

Трофимов Н. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., 1964.

Элъсберг Я. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. М., 1953.

Тема 6. Поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга» и «Богатырь»

Задание 1

Анализ сказки «Коняга»

1. Определить сказочный элемент «Коняги» - наличие в ней чудесного, фантастического или осмысление реальности как фантастики.

В каких фрагментах текста мысль о фантастичности Коняги выражена особенно ярко?

2.Определить иносказательный и обобщенный (символический) смысл трех образов сказки - Коняги, мужика и бесконечных полей. Связь этих образов.

3.Отметить функции иронии и гиперболы в сказке.

В чем полемический характер «поля» и «проселка» (дороги)? Мифологический элемент сказки - антитеза Коняга и Пустоплясов.

4.Определить, какие расхожие интеллигентские объяснения мужицкого долготерпения (философские концепции «мужицкой души») отражают высказывания четырех Пустоплясов.

5.В чем сходство сказки с притчей?

Отметить притчевые тенденции в способе повествования.

Задание 2

Анализ сказки «Богатырь»

1. Определить связь с фольклорной сказкой и героическим эпосом. Как переосмысляется традиционный образ Богатыря? Символический смысл образа.

2.Функции высокого словесного стиля в сказке, его прямое и пародийное звучание.

3.Определить, с какими литературными жанрами связан этот стиль (доказать путем сравнения с другими произведениями).

4.Эзоповы приемы в сказке.

Список литературы

См. тему 5.

Тема 7. Фома Опискин и Иудушка Головлев: сравнение типов лицемеров и принципов их изображения

Задание 1

Сопоставить обобщенные характеристики Фомы Опискина и Иудушки Головлева в следующих фрагментах:

– в повести «Село Степанчиково» Достоевского (часть 1, гл. 1 - от слов «Представьте себе человечка...» до слов «...крестились и отплевывались»);

– в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина (в гл. «Семейные итоги» - от слов «Не надо думать, что Иудушка был лицемер...» до слов «...не мог найти свободную минуту учесть»).

Объяснить доминанту характера Фомы и Иудушки, сходства и различия в их нравственной позиции.

Национальный «колорит» в лицемерии того и другого.

Чем отличается авторская характеристика у Щедрина и характеристика от лица одного из персонажей у Достоевского?

Задание 2

Сопоставить фрагменты, в которых герои Достоевского и Щедрина выступают в разговорах с другими людьми (а именно: в гл. 7 «Фома Фомич» в «Селе Степанчиково» и в диалоге Порфирия Владимировича с сыном Петенькой в гл. «Семейные итоги»). Объяснить:

– как в том и другом случаях диалог служит средством психологического анализа, раскрывает характер и «скрытые возможности» типа;

– как строится диалог у Достоевского и Щедрина;

– как характеризует персонажи их лексика, фразеология, ритм и построение фразы;

–  как проявляется авторская оценка персонажа в настроении диалога.

Задание 3

Сопоставить финальное смирение Фомы Опискина и раскаяние Иудушки.

Указать возможности разного толкования финалов.

Определить авторские концепции личности, проявляющиеся в финалах сатирических произведений.

Список литературы

Архипова А. В. Комментарии к роману «Село Степанчиково и его обитатели» // Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3. Л., 1972. С. 496–516.

Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854-1862. Л., 1980 (гл. 1).

Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821–1859). М., 1960 (ч. 3, гл. 4).

Утехин Н. П. Ф. М. Достоевский. Комические повести и рассказы // Современность классики. М. 1986. С. 201–246.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е.. И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988 (гл. 3).

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995 (гл. 6).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!