Тема 16. Драма Островского «Гроза»



1. История создания произведения и проблема прототипов.

2. Основной конфликт «Грозы». Новаторский характер изображения «темного царства». Два поколения героев и система их взаимоотношений.

3. Своеобразие жанра пьесы: «народная трагедия» или социально-бытовая драма? Полемика Д. Писарева с Н. Добролюбовым.

4. Противостояние Катерины и «темного царства». Специфика проблемы «свободы и необходимости» и ее решение. Борьба в душе Катерины и трактовка финала произведения. Трагизм образа героини.

5. Поэтика пьесы: ремарки; монолог; символика названия; вещь - символ; сравнение - символ; язык действующих лиц. Мифопоэтика образов, хронотоп.

6. Особенности исполнения роли Катерины в театре (на примере известных русских актрис XIX–XX веков).

Список литературы

Островский А. Н. Гроза (любое издание).

Григорьев А. Литературная критика. М., 1967 (или: Григорьев А. Театральная критика. Л., 1985).

Добролюбов Н. Темное царство; Луч света в темном царстве (любое издание).

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1955.

Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.

Вайман С. Т. Неэвклидова поэтика: Работы разных лет. М., 2001. Раздел 4.

Журавлева А. «Гроза» А. Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2.

Она же. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986. 

Лебедев Ю. В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А. Н. Островского // Русская литература. 1981. № 1.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. Гл. 6.

Мильдон В. И. Открылась бездна… Образы места и времени в классической русской драме. М., 1992.

Островский А. Н., Чехов А. П. и литературный процесс XIX-XX вв.: Сб. М., 2003. Статьи А. И. Ревякина, М. И. Свердлова, Г. И. Романовой.

Тамарченко Н. Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» А. Н. Островского // Автор и текст: Сб. статей / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996.

Штейн А. Мастерство русской драмы. М., 1973.

 

Тема 17. Пьесы А. Н. Островского о театре и актерах

1. Состояние и репертуар русского театра 70–80-х годов XIX века. Статьи Островского об актерах и театре. Островский - создатель «Артистического кружка».

2. Мир театра в театральной трилогии драматурга. Жизненная философия, облик и быт актеров в пьесе «Лес». Антитеза и диалектика судеб Счастливцева и Несчастливцева. Смысл заглавия пьесы. Антитетический
характер «морального кодекса» общества Гурмыжской и артистов.
Мастерство в создании финальной сцены. Принцип «дуэта» в группировке героев. Литературная «аура» пьесы: В. Шекспир, Фр. Шиллер – драматургические реминисценции и цитация.

3. Типология взаимоотношения талантов и поклонников («Таланты и поклонники»). Варианты судьбы талантливого актера: Негина, Смельская и другие. Финалы актеров и их значение. Две концовки драмы.

4. Характер конфликта пьесы «Без вины виноватые». Новый тип героини. Значение времени и пространства в создании драматического образа главной героини. Взаимоотношения матери и сына. Специфика психологизма и формы его проявления. Жанровая форма мелодрамы в поздней драматургии Островского.

5.Известные интерпретации пьес Островского о театре и актерах.

Список литературы

Островский А. Н. Лес; Таланты и поклонники; Без вины виноватые (любое издание).

История русского драматического театра: В 7 т. Т. 5. С. 98–106; 158–230.

Данилов С. С., Португалова М. Г. Русский драматический театр ХIХ в. Л., 1974. Т. 2.

Ищук-Фадеева Н. И. Жанры русской драмы: Пособие по спецкурсу. Ч. 1: Традиционные жанры русской драматургии. Тверь, 2003. С. 76–80.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976. С. 431–432; 492–518.

Рыбаков Ю. Судьба таланта у Островского // Островский и литературно-театральное движение ХIХ-ХХ вв. Л., 1974.

Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 301–314.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

Он же. Три шедевра. М., 1983.

Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. Т. 1. М., 1963. С. 163–225.

 

Тема 18. Проблема нового героя в пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»

1.Отражение в бытовом сюжете пьесы новой общественной
ситуации в России второй половины 1860-х годов.

2.Характер героя нового типа:

– Глумов - тип делового человека, продающего интеллект;

– Глумов — «игрок» во имя возвышения;

– Глумов и грибоедовские герои: Молчалин, Чацкий (сравнительная характеристика);

– Глумов, конфликтующий с собой и со своей средой («мудрецами» - Мамаевым, Крутицким, Городулиным, Турусиной), — художественный прием, выявляющий раздвоение героя.

3.Специфика сюжета пьесы; финалы действий и актов; ударные
реплики «под занавес»; финал и его значение; язык героев как важнейшее средство характеристики.

4.Пьеса в современном театре.

Список литературы

Островский А. Н. На всякого мудреца довольно простоты (любое издание).

Лакшин В. Я. «Мудрецы» Островского в истории и на сцене // Новый мир. 1969. № 12. С. 208-244.

Он же. Островский (1868–1871) // Островский А. Н. Поли. собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1974.

Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. М., 1981. С. 130–153.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 757; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!