Тема 13а. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»



1. Смысл названия и эпиграфа. Как связан эпиграф с концепцией романа? Когда автор вновь обращается к этому высказыванию из Евангелия? Почему?

2. Как построено произведение? Как соотносятся в произведении позиции и судьбы братьев? Полифонизм романа. Объясните, в чем состоит обобщающий и моделирующий характер сюжета.

3. Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Великий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова).

4. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта.

5.Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога.

6.Как реализуется в романе мысль Зосимы о «метафизической вине» всех братьев?

Список литературы

Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 1-11 (Мф. 4, /-//).

Евангелие от Иоанна. Гл. 2. Ст. 1-11, 20-28 (Ин. 2,1-11, 20-28).

См. также литературу к теме 13.

Тема 14. Концепция полифонического романа Ф. М. Достоевского

(по книге М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»)

1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому.

2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского.

3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.

4. Культурно-литературные источники полифонического романа.

5. Специфика повествования в полифоническом романе.

6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского с точки зрения Бахтина.

7. Современные проблемы «бахтиноведения».

Список литературы

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).

Бахтин в зеркале критики. М., 1995.

Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1994. № 1, 3. Ответы на анкету о книге Бахтина.

Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.

 

 

Тема 15. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»

(Тема рассчитана на 2 практических занятия)

1. Творческая история романа «Война и мир». Способы использования Л. Толстым исторических документов и мемуаров.

2. Проблема историзма романа. В чем своеобразие произведения Л. Н. Толстого как исторического романа? Как входят война и история в быт и нравы людей? (Показать на анализе первых четырех глав первой части).

3. Философия истории Л. Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. С какого момента герои романа выступают как активные участники исторических событий? Как отразился толстовский взгляд на историю в оценке личности Наполеона и личности Кутузова?

4. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805–1807 годов и Отечественной войны 1812 года.

5. Толстовские принципы изображения человека на войне. Особенности толстовского патриотизма. Способы изображения батальных сцен. Смысл названия романа «Война и мир». Главенствующие идеи романа.

6. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Взгляд Толстого
на брак и семью Параллели «безлюбовных» и «любовных» семей. Что соединяет людей в семьях Ростовых и Болконских? Какие традиции позволяют лучшим дворянским семьям быть передовой силой общества и чувствовать связь с народом?

7. Проблемы любви в романс. Толстовская этика любви. Любовь как испытание личности. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Толстого.

8. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухого. Особенности духовной эволюции главных героев Л. Толстого. Сходство и различие в поведении у Пьера и князя Андрея. Сопоставление стихийности и сознательности в героях романа. Андрей Болконский и Пьер Безухов как типичные личности

9. Итоги и противоречия героев и автора в финале романа. Смысл и характер религиозных верований князя Андрея перед смертью.

10.    Проблема «человек и природа» в романе «Война и мир». Как входит природа в сознание героев романа? Значение сцены охоты. Особенности толстовского пейзажа.

11.    Психологический анализ в романе «Война и мир». Характеры героев и «диалектика души». Чем вызван интерес писателя к «микроэлементам» внутреннего мира человека?

12.Своеобразие внутреннего монолога у Толстого. Способы косвенной характеристики героев.

13.Проблемы жанра «Войны и мир». Концепция романа-эпопеи.

Список литературы

Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (любое издание).

Он же. Л. Толстой и новое понимание человека // Список литературы и новый человек. М., 1977. Бурсов Б. Толстой и русский роман. М., 1958 (гл. 4).

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл.2.

Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

Зайденшнур Э. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» Льва Толстого // История русского романа. Л., 1964. Т. 2. Курляндская Г. Б. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.

Сабуров А. В. «Война и мир» Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860–1870-е годы. Саратов, 1974.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!