Тема 25. Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880–1890-х годов. Поэтика лирических стихотворений



Самостоятельная работа со стихотворениями С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, Вл. С. Соловьева, К. Р. (Константина Романова), Мирры Лохвицкой.

Задание 1

Определить доминанту в концепции любви каждого из названных поэтов.

Задание 2

Определить особенности художественной системы каждого поэта в отдельности:

– специфика жанров, структурно-композиционные особенности произведений;

– отношение автора и лирического героя;

– психологический анализ, его формы и место в стихотворении;

– контрасты, гиперболы, гротеск;

– тропы и их функции;

– звукопись, цветопись, музыкальность («романсность») и живописность стиха;

– культурные традиции и «аура»; связь с мифологией, фольклором; религиозной культурой;

– символика и символы;

– «смеховые» символы и приемы (4 типа смеха: юмор, сатира, ирония, сарказм).

Показать, как все эти средства служат выражению концепции любви.

Список литературы

Поэты 1880–1890-х годов / Вступ. ст. Г. А. Бялого. М.; Л., 1964. С. 161–221; 359–397; 539–570 (Сер. «Б-ка поэта»).

Русский сонет. Первая четверть XX века. Петрозаводск, 1991. С. 24–28.

«Мне нужен свет любви твоей...»: Любовная лирика 80-90 годов ХIХ века / Сост., автор вступ. ст. и примеч. Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1992. С. 5–82; 221-262; 313-355.

Апухтин А. Н. Стихотворения / Вступ. ст. Ц. Коварского; Подгот. текста и примеч. Р. А. Шацевой. Л., 1961 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Он же. Сочинения: Стихотворения. Проза / Сост. и подг. текста А. Ф. Захаркина; Вступ. ст. М. В. Отрадина; Примеч. Р. А. Щацевой. М., 1995.

Он же. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М. В. Отрадина. Л., 1991 (Б-ка поэта. Большая серия. 3-е изд.).

Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Т. Я. Бялого; Подг. текста и примеч. Ф. И. Шушковского. М.; Л., 1962 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Г. Минц. Л., 1974 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Щенникова Л. П. История русской поэзии 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен. Екатеринбург, 2002.

 

 

Тема 26. «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова

(по повести «Скучная история»)

1.Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».

2.Типология ученых в повести «Скучная история».

3.Художественные способы авторской оценки ученого человека
(отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).

4.Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.

5.Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).

6.Поэтика повести:

– особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;

– авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);

– портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.

Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.

Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5–2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).

Список литературы

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.

Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210–238.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.

 

Тема 27. Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика.

Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.

Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.

Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?

Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?

Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?

Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!