Тема 19. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»



1.Тема девушки-бесприданницы в творчестве Островского.

2.Мотив «горячего сердца» в пьесах и образ Ларисы Огудаловой. Функции монологов, пейзажа, музыки в воссоздании натуры героини.

3.Значение образов Паратова, Кнурова и Вожеватова в судьбе Ларисы. Мотив «вещи» и его завершение. Роль шута Робинзона в игре хозяев.

4.Глубина характеров и психологической характеристики героев: текст и подтекст; деталь; лейтмотив.

5.Вариант образа «маленького человека» у Островского (Карандышев). Ключевые слова, подчеркивающие его «малость».

6.История пьесы на сцене и в кино.

 

Список литературы

Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И. Некрасов В. Н Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1961. Гл. 10. Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1986.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Три шедевра. М., 1983.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

 

Тема 20. Лирика Н. А. Некрасова

1. Общая характеристика сборника стихотворений 1856 года.

2. Тема народа и специфика ее раскрытия. Диалектика художественного анализа и поэтического синтеза в стихах о народе. Своеобразие некрасовского пафоса, эмоциональные доминанты.

3. Формы повествования; «театрализация» и «сценичность» произведений. Своеобразие образа лирического героя в стихах Некрасова. Ролевая лирика.

4. Сатирические стихотворения. Особенности «смехового» начала; пародирование.

5. «Покаянные мотивы» и их значение в поэзии Н. А. Некрасова.

6. Тема поэта и поэзии: традиции и новаторство.

7. «Стиль, отвечающий теме»: особенности лексики, отражающей быт, нравы и психологию народа; система тропов; рифма; размер; интонация.

Список литературы

Некрасов Н. А Стихотворения (любое издание).

История русской поэзии: В 2 т. Т. 2. Л., 1969 (гл. 1).

Евгеньев-Максимов В. Творческий путь Н. А. Некрасова. М.; Л., 1953.

Карман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. 2-е изд. Ижевск, 1978.

Он же Лирическая система Некрасова // Некрасов и русская литература. М., 1971.

Он же Лирика и реализм. Иркутск, 1986. С. 68-77.

Скатов Н. Н. Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 1971.

Степанов Н. Н. Некрасов: Жизнь и творчество. М., 1971.

Чуковский К. Мастерство Некрасова (гл. 1, 2, 5; любое издание).

Тема 21. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Творческая история произведения. Замысел и его эволюция.

2. Композиция и сюжет поэмы: фольклорная основа; герои; отражение их спора в тексте.

3. Специфика жанра: «эпос народной жизни»; синтетизм и энциклопедизм в изображении русской жизни.

4. Крестьянские типы в поэме:

– заступники из народа (Яким Нагой, Ермила Гирин, Агап Петров и другие);

– Матрена Тимофеевна как тип женщины из народа. Функции песен и плачей в раскрытии национального менталитета и характера;

– Савелий - «богатырь святорусский». Функции легенды о Кудеяре;

– люди холопского звания» (Игнат, Егор, Глеб и др.). Критика рабской психологии и смысл притчи «Про Якова верного холопа примерного». Художественные приемы сатирического изображения.

5.«Народный заступник» Гриша Добросклонов. Значение фольклора в создании образа самоотверженного героя. Тип пафоса последней части произведения и его обоснование.

6.Художественный фольклоризм: многоуровневый характер. Взаимоотношение автора-повествователя с народной точкой зрения.

Список литературы

Некрасов Я. А Кому на Руси жить хорошо // Некрасов Н. А. Поли. собр. соч.: В 15 т. Т. 5. Л., 1982.

Аникин В. П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.; Л., 1973.

Илюшин А. «Кому на Руси жить хорошо» как эпопея // Вести. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1978. № 3.

Прокшин В. Г. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1986.

Он же. Н. А. Некрасов. Путь к эпопее. Уфа, 1979. С. 157–271.

Он же. «Где же ты, тайна довольства народного?..» М., 1990. С. 135–201.

Скатов Н. Н. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо?») // Скатов Н. Литературные очерки. М., 1985. С. 174–209.

Тема 22. Художественный мир романа Н. Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях»

1.Условия и правила словесно-речевой игры в романе. Автор, повествователь и рассказчик в трех главах вступления: «Дурак», «Первое следствие дурацкого дела», Предисловие».

2.Образ автора в романе и его «роли». Роль повествователя. Роль рассказчика («автора»): рассказчик в роли критика, рассказчик в роли публициста, рассказчик в роли действующего лица.

3.Художественное время романа. Время героев - фабульное время. Время повествователя - сюжетное время. Время рассказчика - историческое время.

4.Художественное пространство в романе. Пространственный мир героев. Метафоризация и символизация пространства в снах Веры Павловны. Условный (интеллектуальный и общечеловеческий) пространственный мир рассказчика. Общая картина мира в романе.

5. Образ будущего в романе. Этика «разумного эгоизма» и иерархия героев.

Список литературы

Чернышевский Н. Г Что делать?: Из рассказов о новых людях (любое издание).

Вердеревская Н. А. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Пособие для учащихся. М., 1982.

Гураяьник У. А. Наследие Н. Г. Чернышевского-писателя и советское литературоведение: Итоги, задачи, перспективы изучения. М., 1980.

История русской литературы второй половины XIX века: Практикум. М., 1998. С. 66–91.

Ланщиков А. П. Н. Г. Чернышевский. М., 1982.

Лебедев А. А. Разумные эгоисты Чернышевского: Философский очерк. М., 1973.

Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1974.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

Печерская Т. И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века: феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999. Гл. 3.

Пинаев М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1963.

Он же. Н. Г. Чернышевский. Художественное творчество: Пособие для студентов. М., 1984.

Руденко Ю. К. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.

Он же Чернышевский-романист и литературные традиции. Л., 1989.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л., 1976.

Тема 23. Повесть В. А. Слепцова «Трудное время»

1.Творческий путь В. А. Слепцова. Его мировоззрение.

2.Пореформенная Россия в повести «Трудное время»: отношения помещиков и крестьян, земские реформы, мировые посредники.

3.Своеобразие критики либерализма у Слепцова. Образ Щетинина. Приемы и средства слепцовской сатиры.

4.Мировоззрение разночинца-демократа Рязанова и проблема положительного героя. Причины скептицизма Рязанова.

5.Образ МарииНиколаевны Щетининой как тип новой женщины. Решение проблемы любви в повести.

6.Художественные особенности романа: сюжет и композиция, своеобразие народного языка, подтекст и «тайнопись» эзоповской речи.

7.Классики русской литературы о таланте Слепцова.

Список литературы

Слепцов В. А. Трудное время // Слепцов В. А. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1957.

Горький М. О Василии Слепцове // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М., 1958.

Писарев Д. И. Подрастающая гуманность // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956.

Беднов А. Г. Творчество В. А. Слепцова. Архангельск, 1958.

Канарский С. А. К характеристике стиля сочинений писателей-демократов Н. Успенского, В. Слепцова, Ф. Решетникова // Сб. статей по языкознанию, посвящ. акад. В. В. Виноградову. М., 1958.

Кулешов В. И. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. М., 1989.

Панаева А. Я. Воспоминания. М., 1986 (гл. 17).

Проза писателей-демократов 60-х годов ХГХ века. М., 1962.

Семакова М. Художественное своеобразие повести Слепцова «Трудное время». Л., 1974.

Чуковский К. И. Люди и книги. М., 1958.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!