Тема 5. Поэзия А. А. Фета: «Мир как красота»



1. Концепция искусства в поэзии Фета: «мир как красота». Романтический вариант пушкинской «поэзии действительности». Поэзия как проникновение в «самую сокровенную суть мира», синтетический характер поэтического познания.

2. Антологическая лирика Фета: пластичность стиля, гармония формы, созерцательность поэтического мироотношения. Фет – переводчик античной поэзии.

3.Любовная лирика Фета: психологизм и эмоциональная насыщенность. Стихотворный цикл, посвященный Марии Лазич. Мотив вечной любви и единения людей вопреки времени и смерти в поэзии Фета.

4. Лирика природы Фета. Мифологическая образность его стихов. Космологические и религиозные мотивы в поэзии.

5. Импрессионизм и музыкальность поэзии Фета, близость художественных принципов поэта традициям русского психологического романа. «Звук» в поэзии Фета; мелодика, ритмика, строфика его стихов, песенная и народная основа фетовской поэзии. Спор о поэзии Фета в русской критике XIX века (Н. Добролюбов, Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский и др.).

 

Список литературы

Фет А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1959 (или любое изд.).

Он же. Вечерние огни. 2-е изд. М., 1979.

Благой Д. Д Мир как красота // Фет А. А. Вечерние огни. 2-е изд. М., 1979 (или: Благой Д. Д. Мир как красота. М., 1978).

Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Л., 1974.

Елизаветина Г. Г. Литературная судьба А. А. Фета // Время и судьбы русских писателей. М., 1981.

Ермилова Е. В. Некрасов и Фет // Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971.

Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975.

Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003. С. 418–433.

Он же. Лики Божества в поэзии А. А. Фета (к проблеме религиозной природы лирики) // Новые идеи в философии науки и научном познании / Под ред. Ю. И. Мирошникова. Екатеринбург, 2002.

Козубовская Г. П. Поэзия А. Фета и мифология. Барнаул; М., 1991.

Озеров Л. А. А. А. Фет: о мастерстве поэта. М., 1970.

Соловьев В. С. О лирической поэзии: (По поводу последних стихотворений Фета и Полонского) // Соловьев В. С. Смысл любви. М., 1991.

Тема 6. Поэзия «чистого искусства»

Занятие обычно проходит в виде коллоквиума.

1.Идейно-эстетические принципы «чистого искусства». «Чистая» поэзия и ее место в литературном движении середины XIX века. Полемика с некрасовской школой гражданственной поэзии.

2. Творческий путь одного из поэтов: А. К. Толстой, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, Л. А. Мей, Н. Ф. Щербина (на выбор): жизненный путь и творческая эволюция поэта; эстетическая программа и основные поэтические сборники; темы и мотивы стихов; отличительные черты поэтики; анализ наиболее характерных стихотворений (5–6).

Список литературы

Художественные тексты см. по отдельным изданиям в серии «Библиотека поэта»:

Майков А. Н. Избр. произведения. Л., 1977.

Мей Л. А. Избр. произведения. Л., 1972.

Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954.

Полонский Я. П. Сочинения: В 2 т. М., 1986.

Толстой А. К. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1984.

Толстой А. К. Собр. соч.: В 4 т. М., 1980.

Щербина Н. Ф. Избр. произведения. Л., 1970.

Захаркин А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975.

Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978. Гл. 5.

Соловьев В. С. О лирической поэзии: (По поводу последних стихотворений Фета и Полонского) // Соловьев В. С. Смысл любви. М., 1991.

Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

Ямпольский И. Г. Середина века: Очерки русской поэзии 1840-1870-х гг. Л., 1974.

Тема 7. Этическая концепция И. С. Тургенева в повести «Фауст» и в романе «Рудин»

1. Этическая проблематика в повести «Фауст» и в романе «Рудин»; сходство и различие любовно-психологических ситуаций. Причины поражения героя на rendes-vous в том и другом произведении.

2. Этическая позиция главного героя повести «Фауст»: сходство и различие с Рудиным. Содержание жизни Веры Николаевны: зависимость от воли матери (живой и умершей); стремление к полноте человеческого существования; трагическое потрясение и развязка. Соотношение дилеммы г-жи Ельцовой («или полезное - или приятное») с авторским пониманием коллизии долга и счастья.

3. Финал повести «Фауст» и его значение. Формы выражения авторской позиции в тексте (литературно-ассоциативный фон, сквозные детали и лейтмотивы, визуальный ряд). Повествовательная организация произведения, жанр «переписки» в творчестве Тургенева.

4. Полемика Н. А. Добролюбова с этической концепцией повести (статья «Н. В. Станкевич»).

5.Тургеневская концепция двух типов нравственного сознания в статье «Гамлет и Дон-Кихот» и ее проявление в романах писателя (на примере произведений от «Рудина» до «Отцов и детей»).

Список литературы.

И. С. Тургенев. «Фауст», «Рудин», «Гамлет и Дон-Кихот» и др. романы (любые издания).

Добролюбов Н. А. Николай Владимирович Станкевич (любое издание).

Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., 1962. Гл. 5, 6.

Батюто А. А. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 38–165.

Курляндская Г. Б. Художественный мир Тургенева-романиста. Тула, 1972. С. 24–37; 44–72.

Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982 (гл.3).

Маркович В.М. О «трагическом значении любви» в повестях Тургенева 1850-х годов// Маркович В.М. Избранные работы. Спб., 2008. С. 277–289.

Недзвецкий В. А. «Персональный» роман испытания (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев) // Он же. Русский социально-универсальный роман XIX века (Становление и жанровая эволюция). М., 1997.

Созина Е. К. Архетипические основания поэтической мифологии И. С. Тургенева (на материале творчества 1830-1860-х годов) // Архетипические структуры художественного сознания (Сб. статей). Екатеринбург, 1999. С. 60–98.     

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 546; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!