Тема 2. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. ГОРЬКОГО

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2-й ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

Темы практических занятий

для студентов филологического факультета

 

Направление 031000 «Филология»

Специальность 021700 «Филология»

 

Екатеринбург

Издательство Уральского университета

2010

Темы практических занятий подготовлены

кафедрой русской литературы филологического факультета

 

 

Составители: А. В. Подчиненов, Н. В. Пращерук. Е. К. Созина

 

© ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2010

© Подчиненов А. В., Пращерук Н. В., Созина Е. К., составление, 2010

Утверждено учебно-методической

комиссией филологического факультета

22 октября 2009 г.

 

 

Предлагаемое методическое пособие состоит из двух частей. Первая содержит темы практических занятий по истории русской литературы 1840–1860-х годов (для студентов 2-го курса), вторая – по истории русской литературы 1870–1890-х годов (для студентов 3-го курса). Темы охватывают творчество крупнейших писателей второй половины XIX века, а также важнейшие историко-литературные проблемы, рассмотрение которых поможет практически выявить общие закономерности художественного мышления эпохи.

Составители стремились разнообразить форму практических занятий, чтобы дать возможность обратиться к различным аспектам художественной структуры произведения - сюжету, композиции, системе образов, жанру, стилю, средствам выражения авторской позиции. Одновременно это позволит апробировать основные, наиболее употребляемые в современной филологической науке модели анализа и подходы: культурологический, эстетический, философско-религиозный, структурно-семантический. Часть практических занятий предлагается провести как лабораторные, используя методику «close reading» («медленного чтения»), что должно способствовать формированию не только учебных, но в первую очередь научно-исследовательских навыков у студентов. Выбор темы зависит от конкретных учебно-методических целей, которые преследует преподаватель, и уровня подготовленности студенческой группы.

Каждая тема сопровождается списком рекомендуемой литературы, которую можно назвать базовой и которая, следовательно, нуждается в постоянном обновлении, расширении и корректировке.

Практические занятия рассматриваются как важнейшая форма учебного академического обучения, существенно дополняющая общий теоретический лекционный курс по истории русской литературы.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1840–1860-х ГОДОВ

Тема 1. «Былое и думы» А. И. Герцена: портрет поколения 1840-х годов

1. Образ эпохи 1840-х годов в книге Герцена в оценке русских философов и современных ученых.

Как воссоздается и характеризуется духовная атмосфера 1840 годов в «Былом и думах»? Опишите «личный пафос» Герцена, его оценку социально-политической и культурной ситуации этого времени. Как это отражается на стиле повествования?

2. Обобщенный образ деятеля 1840-х годов - «русского мальчика», «праздного человека» (гл. 25) и его общественная роль. Семантика термина «праздный человек» и ее подтекст. Особенности жанра «литературного портрета» в «Былом и думах» (на примере портретов В. Белинского, П. Чаадаева, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.).

3. Характеристика западников и славянофилов в книге Герцена.

Как объясняет автор раскол русского общества? В чем он видит своеобразие позиции западников и славянофилов? Как согласуются его оценки с данными современной науки? В чем своеобразие позиций самого Герцена? Что означают его слова о «двуликом Янусе»?

3. Особенности русского гегельянства. Сопоставьте текст 25-й главы из «Былого и дум» А. Герцена и 6-й статьи «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Чернышевского.

3. Соотношение суждений Герцена с точкой зрения русских философов начала XX века и с дальнейшим развитием русской жизни и русской культуры. Взгляды Герцена на развитие русской истории (глава «Роберт Оуэн» из 6-ой части).

Список литературы

Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 4. (гл. 25,29,30; любое издание). См. также: Ч. 6, глава «Роберт Оуэн».

Он же. Долг прежде всего (любое издание).

Бердяев Н. Русская идея. Гл. 2, ч. 2. (отд. издание; или: Русская литература. 1990. № 2; или: Вопросы философии. 1990. № 1).

Зеньковский В. История русской философии. Т. 1, ч. 2.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991. Гл. 6.

Хомяков А. С. Иван Васильевич Киреевский // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.

Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы: Ст. 6 (любое издание).

 

Володин А. И. Об историософии Герцена // Вопросы философии. 1996. №9.

Гурвич-Лищинер С. Герцен на пороге XXI // Вопросы литературы. 1996. №5. С. 133-166.

Дрыжакова Е. Н. Герцен на Западе: В лабиринте надежд, славы и отречения. СПб., 1999.

Егоров Б. Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из истории русской культуры. Т. 5 (19 век). М., 19%; Он же. О национализме и панславизме славянофилов // Там же.

Кондаков И. В. Контрапункты: 2 линии в развитии русской культуры (славянофилы и революционные демократы) // Русская литература . 1991. № 3 или: Он же. Раздвоение единого (2 линии в развитии русской культуры) // Вопросы литературы. 1991. №7.

Кулешов В. И Славянофилы и русская литература. М., 1976 (гл. 2),

Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 125–133, 385–400.  

Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Там же.

Хестанов Р. Александр Герцен: импровизация против доктрины. М., 2001.

Цимбаев Н. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986.

 

Тема 2. Роман А. И. Герцена «Кто виноват?»

1 . Смысл и пафос названия. Функции эпиграфа.

2. Особенности сюжетно-композиционного построения романа (фабула, специфика развертывания сюжета, «введения» и «расстановки» персонажей). Как проявляется «физиологизм» художественного мышления в построении произведения? Как отражается философия и эстетика натуральной школы? Какова роль биографизма и вставных жизнеописаний (конкретные обращения к тексту).

3. Расшифруйте понятие «диалогический конфликт» (термин Ю. Манна) применительно к роману. Охарактеризуйте героев, их позиции и судьбы. Какое значение имеют философские предпочтения и пристрастия самого автора, его антропоцентризм? (Примеры).

4. Повествование и стиль. Как организуется повествование? Образ повествователя и его значение. Интеллектуализм, предметность и лирическая насыщенность стилевой манеры автора. Система повествовательных мотивировок. 

Список литературы

Герцен А. И. Кто виноват? (Любое издание).

Бабаев Э Г. Художественный мир А. И. Герцена. М., 1981.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2 (разд.: А. И. Герцен).

Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982. С. 103, 139–145, 206–209.

Манн Ю В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. Гл. 5. 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 806; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!