Тема 13. Роман И. А. Гончарова «Обломов»



1. Творческая история «Обломова» и эстетическая позиция Гончарова. Традиции русской литературы и «натуральной школы» в романе. От идеи «физиологического романа» к роману классическому.

2. Философия, облик и образ Ильи Ильича Обломова: миросозерцание героя как прямое порождение, осмысление и оправдание его бытия. Испытание героя любовью: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Проблема женской эмансипации в романе. Д. И. Писарев и Н. А. Добролюбов о женских типах Гончарова. Полемика Добролюбова и Дружинина об Обломове и «обломовщине».

3. Проблема положительного героя в романе. Традиционное и современное осмысление двух философий и двух жизненных позиций – Обломова и Штольца. Антитеза и контраст как принципы создания образов героев. Спор Добролюбова и Дружинина о Штольце.

4. Утопическое и реалистическое в главе «Сон Обломова». Обломовка как «идиллический» вариант российского «топоса».

5. Поэтика романа: композиция и ее функции; портретная и психологическая характеристики; взгляд и оценка героя «со стороны»; предмет и вещь; мечта и реальный поступок; хронотоп.

6.Современные интерпретации романа Гончарова «Обломов».

Список литературы

Гончаров И. А. Обломов (любое издание).

Он же. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).

Добролюбов Н. Что такое «обломовщина»? (любое издание).

Дружинин А. В. «Обломов», роман Гончарова // Гончаров в русской критике. М., 1958.

Писарев Д. И. «Обломов»: роман И. А. Гончарова; Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1955.

Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов». М., 1963.

Кантор В. Долгий навык к сну: (Размышления о романе И. А. Гончарова «Обломов») // Вопр. лит. 1989. № 1.

Краснощекова Е. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997.

Криволапов В. Н. Еще раз об обломовщине // Русская литература. 1994. № 2. С. 27–47.

Лощиц Ю. Гончаров М., 1977 (Сер. ЖЗЛ).   

Ляпушкина Е. И. Русская идиллия ХIХ века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996.

Мельник В. И. Философские мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»: К вопросу о соотношении «социального» и «нравственного» в романе // Русская литература. 1982. № 3.

Он же. Этический идеал И. А. Гончарова. Киев, 1991.

Он же. Реализм Гончарова. Владивосток, 1985.

Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров - романист и художник. М., 1992.

Он же. «Персональный» роман испытания (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев) // Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века (Становление и жанровая эволюция). М., 1997.

Орнатская Т И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов?: (К истории интерпретации фамилии героя) // Русская литература. 1991. № 4.

Отрадин М. В. Сон Обломова как художественное целое: (Некоторые предварительные замечания) // Русская литература. 1992. № 1.

Он же. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.

Созина Е. К. Антропологическая проблематика в литературе русского реализма 1840-1850-х гг. // Изв. Урал. гос. ун-та. Гуманитарные науки. Вып. 1. 1997. № 7.С. 58-77.

Тирген П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») // Русская литература. 1990. 1982. № 3.

Тема 15. Роман Гончарова «Обрыв»

1. Творческая история «Обрыва». Гончаров о романе как о завершающей части трилогии. Что, по мнению автора, объединяет все три романа? Смысл заголовка. «Обрыв» как метафора эпохи.

2. Система персонажей в «Обрыве». Конфликт «старого» и «нового» и особенности его разрешения.

3. Проблема главного героя романа, его связь с Обломовым и Адуевым. Райский как воплощение современного и «вечного» в человеке. Общественный и культурный смысл поиска героем красоты. Райский – художник: значение рода занятий героя в романе и в концепции автора.

4. Философия любви и типология любовного чувства в романе. Женские образы в произведении как отражение исторической эволюции женских типов (привлечь концепцию В. А. Недзвецкого). Драма Веры и спор о любви. Проблема свободы.

5. Отношение Гончарова к нигилизму и нигилистам: объективное и субъективное в образе Марка Волохова. Художественные способы проявления авторской оценки. Полемика с позитивизмом: философский и этический аспекты.

6. Поиск пути прогресса российского общества как проблемный узел романа. Специфика образов бабушки Бережковой, помещика Тушина. Образ России.

7. Композиция и сюжет романа. Значение формы «роман в романе». Гончаровский полифонизм, пластичность и изобразительность в структуре романа. Символика.

Список литературы

Гончаров И. А. Обрыв (любое издание).

Он же [Предисл. к ром. «Обрыв»] Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1980.

Он же. Лучше поздно, чем никогда (любое издание).

Салтыков-Щедрин М. Е. Уличная философия // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Скабичевский А. М. Старая правда // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Шелгунов Н. В. Талантливая бесталанность // И. А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.,1997.

Кулешов В. И. Нестареющее обаяние «Обрыва» // Кулешов В. И. Этюды о русских писателях: Исследования и характеристики. М., 1982.

Лебедев Ю. В. Над страницами романа И. А. Гончарова «Обрыв» // Литература в школе. 1995. № 4, 5.

Лотман Л. М. И. А. Гончаров // История русской литературы: В 4 т Т. 3. Л., 1982.

Мельник В. Реализм Гончарова. Владивосток, 1985.

Мельник В. И. И. А. Гончаров в полемике с этикой позитивзма // Русская литература. 1990. № 1. Или: Он же. Этический идеал И. А. Гончарова. Киев, 1991.

Недзвеикий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник, М.: МГУ, 1992.

Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993. № 1.

Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.

Старосельская Н. Д. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 659; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!