Позитивно-юридический подход к праву и юридический позитивизм: основные представители и направления



Юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права, и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).

Право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфлик-тов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право, в соответствии с концепцией юридического позитивизма, есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений. Право – не персональный приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

Позитивистские доктрины нередко происходят из неопределённостей, порождённых разно-образием позитивных прав и представлением, что любая идея справедливого, если к ней при-менимы эпитеты «неизменная» и «универсальная», оказывается, как следствие, искусственной.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Сущность права признается непознаваемой – оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений.

Ряд научных деятелей в области юриспруденции считает, что юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Так, например, О. Э. Лейст пишет: «Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящая право? Вся теория юридического позитивизма основывалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой («лучше капля силы, чем мешок права»), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение «метаюридических» начал».

Алексеев С. С. напротив, считает позитивную теорию, суммирующую данные аналитиче-ской юриспруденции, в сочетании со своими «ответвлениями» (историей права, сравнительным правоведением) и с социологией права, самодостаточной юридической наукой, выполняющей уникальные и независимые функции во всем комплексе юридических знаний, в области законодательства, юридической практики, правового обучения, а так же в постижении логики и смысла права.

Государственно-правовые теории позитивизма берут начало в работах французского мыс-лителя Огюста Конта (1798–1857), автора «Курса позитивной философии» и «Системы пози-тивной политики». В данных работах Конт систематизировал как социальную жизнь того вре-мени, так и теоретически обосновал новый, «позитивный» социально-политический порядок развития общества, с учетом его прошлого, настоящего и «возможного будущего».

В XX в. юридический позитивизм распространился в странах Западной Европы. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм. Наибольшее распространение юридический позитивизм приобрел в Англии (Д. Остин), Германии (К. Бергбом, П. Лабанд) и во Франции (А. Эсмен).

Первыми представителями юридического позитивизма принято считать Джереми Бентама (1748--1832) и Джон Остина (1790--1859), труды которых и сегодня признаются авторитетными источниками. Так же яркими представителями данного течения стали Карл Бергбом, а так же, в определенной мере, Рудольф фон Иеринг со своей «юриспруденцией интересов» и Адемар Эс-мен с «национальным суверенитетом».

С позиций юридического позитивизма Дж. Бентам критикует теорию естественного права, называя ее «фикцией», «метафорическим выражением», «фантомом», «грандиозным ничто». Он также яростно нападает и на теорию естественных неотчуждаемых прав человека, что отра-жено в работе «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, издан-ной во время Французской революции». Центральной идеей бентамовской критики является мысль о том, что не существует естественных и неотчуждаемых прав, т.е. прав, предшествую-щих появлению государственной власти и позитивных законов, - прав, на которые она не может покушаться. Используя игру слов, Бентам называет такие права одновременно «ante-legal» и «anti-legal» , т. е. дозаконными и противозаконными. Сущность закона была изучена им в произведении «О законах вообще». В этой работе Бентам дал оригинальное определение понятию «закон»: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определённой ситуации поведения лица или группы лиц, подчинённых (или считающихся подчинёнными) его власти. Это воление нацелено по своей сути на ожидание конкретных последствий, наступление которых оно подразумевает. Такое провозглашение в данной ситуации станет средством для осуществления этого воления, а последствия, которые оно имеет в виду, выступят мотивом для тех, о чьём поведении идёт речь».

Право, по Остину, относительно определенная, обозреваемая совокупность правил. Если, по представлениям Бентама, право следует воспринимать как совокупность законов, изданных или одобренных сувереном для регулирования поведения класса лиц, находящихся под ее властью, то согласно Остину, такого суверена можно представить в виде не только лица, но и учреждения, которое формально является сувереном для подвластных в политическом обществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. В конструкции Дж. Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права - нормой властного принуждения, или, говоря словами самого Остина, «правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». Так, приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма - норма позитивного закона.

Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политиче-ский одновременно, поскольку реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право является приказом суверена, устанавливающим обязанность и находящим гарантии их реализации в политических (государственных) санкциях и принуждении.

Джон Остин не признавал естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности. Суть юридико-позитивистского подхода передается тезисом - «закон есть закон» - негативное отношение к естественным и неотчуждаемым правам, к любым конструкциям, признающим, что существует более разумное право и государство, являющее собой эталон для сопоставления, признание нормального общения между людьми краеугольным камнем в громадном здании государственности.

В работе Иеринга рассматриваются истоки и общее понятие права. Отправной пункт рассу-ждений таков: «Цель есть творец всего права». Теологическая трактовка права приводит к Р. Иеринга к постановке вопроса о субъекте целеполагания. Демиургом права, по Иерингу, выступает не всякое, а лишь государственно-организованное общество. Без каких бы то ни было околичностей Иеринг заявляет: «Государство - единственный источник права».

Право, по Иерингу, характеризуется со стороны:

- содержания - как совокупность субъектов социального взаимодействия (общество) при непременной их защите, гарантированной государством (право есть защищенный законом по-рядок);

- формы - как суммы общеобязательных норм поведения.

Теоретического разграничения права и закона не существует. Он считает, что право перво-начально имеет односторонне-принудительную силу, но постепенно становится обязывающим для самой государственной власти. «Лишь там, где государственная власть подчиняется пред-писанному ей порядку, - писал Иеринг, - приобретает последний окончательную правовую прочность; лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развиваются вполне присущие народу умственные и нравственные силы. Право есть разумно понятная политика власти».

Видными представителями юридического позитивизма, оказавшими большое влияние на формирование общей теории права в России, были Е. В. Васьковский, Д. Д. Гримм, М. Н. Ка-пустин, Н. И. Палиенко, С. В. Пахман, Н. К. Ренненкамф, А. А. Рождественский. Многие из них не довольствовались «чистым» позитивизмом и, пытаясь избежать его крайностей, стремились использовать в правовой теории также некоторые социологические идеи и принципыисторизма.

Многими исследователями закон понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления. Наиболее точно такой под-ход выражен в трактовке права, сформулированной В. И. Лениным: «Право – это возведенная в закон воля господствующего класса».

В России на протяжении веков формировался тип правовой культуры, при которой не ин-дивидуалистические права выдвигались на первый план, а права в единстве с обязанностями и ответственностью. Поэтому начиная с XIX века приобщение российской юриспруденции к западной правовой традиции вылилось в восприятие прежде всего позитивистских концепций, которые и сегодня доминируют в отечественной теории права.

Между тем, действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным го-лосованием 12 декабря 1993 года провозглашает другой тип правопонимания - идеологию естественных и неотчуждаемых прав человека. Статья 2 определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Именно такое понимание права - основа современной западной юридической науки и практики.

Однако большинство российских теоретиков игнорируют принципы идеологии естествен-ных и неотчуждаемых прав человека. Так, например, О. Мартышкин считает едва ли не самым негативным явлением в юридической науке утверждение приоритета прав личности, которые, по его мнению, на самом деле находятся в одном ряду с благом народа, интересами государства и т.п. ценностями.

Большинство работ по теории права и государства представляют собой скрытый или явный отказ от идеологии естественных и неотчуждаемых прав человека и демонстрируют возврат к прежнему советскому (по крайней мере, времен «социалистического общенародного государства») типу правопонимания, характерной чертой которого, в частности, являлось и восприятие Конституции как набора ни к чему не обязывающих деклараций.

По мере установления в России демократического правового государства, развития наук о человеке и обществе, по мнению Радько Т.Н. и Медведевой Н.Т. позитивная теория права будет все более проникать в юридическую науку и законодательство.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!