Классический естественно-правовой тип правопонимания и современный европейский правовой идеал



Теория естественного права покоится на признании цивилизации, которые имеют приори-тетное значение. Идеи справедливости, добра, неотчуждаемости прав и свобод человека, гос-подство разума и т.п. – вот тот не полный перечень ценностей, которые должны быть положены в основу существования общества и государства.

Естественное выводится из разумной природы человека, из свободы его воли, цивилизованного способа существования в определенном сообществе. Причем человеку не даруются властью права и свободы – они принадлежат ему от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Именно господство в праве общих абстрактных принципов (свободы, справедливости, каждому свое, уважение друг друга, общего блага и т.д.) отличают эту теорию от других теорий.

Естественно-правовой подход – один из древнейших вариантов правопонимания. Естест-венное (природное) право трактовалось как постоянное и неизменное и, подобно совершенным законам природы, такое же совершенное. В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности. Право преобладает над государством. Различали правовые и неправовые законы. Право и закон – понятия не тождественные.

На вопросы о происхождении естественного права в разные времена давали разные ответы:

В античную эпоху естественное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое. Фактически оно отождествлялось с естественной закономерностью, такой как, например, рождение и последующая смерть.

В средние века естественное право получило теологическое (божественное) обоснование. Его трактовали как волю Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и в Священ-ном Писании.

В XVII – XVIII вв. – естественное право связывали правами и свободами человека, которые непосредственно вытекали из человеческой природы. Подобная гуманистическая интерпретация естественного права доминирует в общественном правосознании Запада и сегодня.

В новое и новейшее время естественное право – это некий правовой идеал, на который не-обходимо равняться государственному праву. Этот идеал зачастую понимается как совокуп-ность нравственных требований к действующему государственному праву. Естественное пра-во – «хорошее, настоящее, правильное» иногда даже противопоставляется «плохому и непра-вильному» государственному праву.

Естественное право понимается как существующее независимо от государства и общества; как явление идеальное, постоянное и неизменное, не подверженное «порче».

Универсальный естественно-правовой принцип (и равным образом – универсальное поня-тие и универсальное модель естественного права) в силу своей абсолютной ценностной приро-ды воплощает собой всеобщую абстракцию ценности, но не сводится к какой-то одной опреде-ленной ценности (например, справедливости, равенству, разумности, истинности, достоинству человека и т.д.) либо к какой-то конкретно определенной их совокупности. Абстракция безус-ловной и абсолютной ценности естественного права вообще, т.е. абстрактной идеи естественного права, остается здесь (на уровне универсального принципа, понятия и модели естественного права) совершенно не конкретизированной в виде определенных правообразующих ценностей, хотя вместе с тем ни одна из возможных таких ценностей и не отрицается.

Выбор определенной ценности (например, справедливости, если брать самый распростра-ненный случай) и содержательная трактовка ее правообразующего смысла (как господство сильных – у Фрасимаха и Калликла, как той или иной формы равенства – у Платона, Аристоте-ля, римских юристов и т.д.) осуществляя на уровне отдельной концепции естественного права.

Роль исторической школы права в формировании национально-консервативного и цивилизационного подходов к праву. Юридическая антропология.

Юридическая антропология стала активно развиваться под влиянием гуманистических идей эпохи Просвещения, антропоцентрических и иррационалистических философских концепций конца XIX века. Несмотря на индивидуалистический потенциал гуманизма, идеи данного мировоззрения привели к защите социокультурного многообразия, правового, политического и экономического плюрализма. Юридическая антропология – это наука о правовом бытии человека в его этнокультурной, мировоззренческой и ценностно-смысловой определенности.

Юридическая антропология концентрирует научный анализ не на позитивном праве, его строении, а на изучении правовых форм и условий жизни человека в обществе, особенно на традиционных формах, так как обычное право, являясь органической частью культуры и исто-рии народа, способно обеспечить стабильность и правопорядок без специальных институтов принуждения со стороны государства. Культурно-антропологическое понимание права основывается на интегративном подходе к праву, идеях исторической школы права, психологической теории права, социологии права. Концептуальное развитие юридической антропологии протекает по двум направлениям, основанным на коллективистской и индивидуалистической модели общества: в рамках первой модели научный анализ нацелен на изучение коллективных субъектов правовой культуры – это народы, этнические общности, социальные группы; в рамках второй – на изучение правового бытия индивида в современном и традиционном обществах.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкрет-ных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классо-вых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духов-ной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, гео-графического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факто-ры образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или ино-го народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накоплен-ными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведе-ния. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и осо-бенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других ус-ловиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!