Синтетическая теория права А. С. Ященко



А. С. Ященко выдвинул и развил идею синтетической теории права, которая могла бы объ-единить сложившиеся ранее представления о праве, абсолютизировавшие отдельные моменты органической взаимосвязи права и общества. Согласно А. С. Ященко право, нравственность и религия неотделимы друг от друга. Их взаимосвязь определяется объективной природой абсо-лютного добра, или блага, которое вместе с тем предполагает наличие субъективного начала.

В понимании Ященко теория федерализма – это теория, которая включает в себя основные понятия, характеризующие процесс общественного развития в целом. Она основывается на принципе синтеза.

Федерализм или синтез – это общая идея, или системообразующий принцип, который пред-полагает построение модели синтетической теории права, в которой общество, право, мораль, государство выступают как категории тесно взаимосвязанные и взаимозависимые.

Синтез – «та общая идея, которая, по нашему мнению, должна быть положена в основание теории нравственности, права, власти, государства и политики. На ней же должна быть по-строена теория федерализма и децентрализации».

Таким образом, принцип синтеза является коренным, методологическим принципом, кото-рый дает возможность рассмотреть узловые категории общественного развития – общество, право, государство, мораль в единстве и взаимосвязи всех его сторон.

Более того, синтетический принцип дает возможность выделить и проанализировать раз-личные социологические, правовые, политические и моральные теории в их целостном пред-ставлении. Ященко считает, что построить правовую или политическую теорию невозможно без выделения и сравнения с моралью, без представления о системе общественных отношений.

Он совершенно справедливо считает, что создание синтетической теоретической модели права немыслимо без определения природы общества, общественных отношений, в лоне кото-рых возникает и существует право. Именно поэтому в его работе «Теория федерализма» боль-шое место занимают исследования различных социологических теорий, их критика и собствен-ные размышления о природе, сущности и месте общества в историческом развитии человечест-ва.

Общество, по его мнению, представляет собой систему, в которой государство, право и мо-раль являются ее структурными элементами. Качественной определенность общества зависит от составляющих этой системы.

Определяя федерализм как некую целостность, Ященко ставит вопрос о том, что является центростремительной силой, образующей целостную структуру, следовательно, определяющей её качественные характеристики. В связи с этим он вводит категорию синтеза, считая, что только синтезирующая составляющая в различных элементах общественных явлений (право, мораль, религия, государство) может определять общество в ее целостности: а) как явление реальной жизни и б) научное понятие как специфическое отражение этих реалий в общественном сознании.

Таким образом, понятие синтеза, являясь основной категорией теории федерализма А.С. Ященко, выделяет такие ее характеристики, как "органического соединения" противоположных "односторонних определений" на основании "синтезирующей силы всеобъемлющего начала, являющегося живой душой всех соединений".

Синтетическая теория права А. С. Ященко коренится в традициях русской религиозно-нравственной философии. Обозначая этот тип философии как «синтетическую систему фило-софии» он утверждал, что только принцип гармонии может полностью выразить идею синтеза в характеристике картины бытия.

Теологический тип правопонимания: основные представители и направления.

Теологическая теория права исходит из того, что право, как и государство, имеет Божест-венное происхождение. Они рассматриваются как промысел Божий о человечестве для их об-щего блага. В этой связи теория проповедует незыблемость государственно-правовых устоев общества, недопустимость посягательства на них. Теологическая теория пронизана идеей веч-ности государства и права в силу их божественного происхождения. Отсюда и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов, несмотря на отживающий характер многих из них.

В теологических концепциях правопонимания естественное право выводится из мудрости и воли Бога. Порядок человеческого общества рассматривается как часть «природного порядка», изначально установленного в мире его Создателем. Даже если те или иные законы или другие нормативно-правовые акты придумываются, принимаются и исполняются людьми – «духовные законы» ставятся выше светского законодательства. Основополагающие же принципы и заповеди, непреложные правила человеческой жизни в обществе – по мнению сторонников этого типа правопонимания, не могли быть изобретены и внедрены в жизнь человеком, а только даны свыше.

Теологическая теория (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кальвин, Августин) возникла и развивалась во времена средневековья и была призвана оправдывать произвол феодалов, абсолютизм монархов. Ее основные тезисы: государство и право созданы богом; процесс их создания аналогичен процессу сотворения мира богом. Власть императора – продолжение божественной власти. Религия обосновывает необходимость возникновения и существования государства и права. Государство же в свою очередь обязано защищать церковь.

Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.

Среди основных направлений можно выделить неотомизм (Ж. Маритен, А. Ауэр, И. Месснер), неопротестанство. Неотомисты ориентированы на учение Фомы Аквинского о разумности божественного порядка мироздания и естественном праве как выражении этого разумного порядка. Неопротестанты восходят к положению Августина о воле Бога как основе и источнике естественного права. Неопротестанты отрицают познаваемость разумом божественного порядка, ориентируясь на Священное Писание. Представители теологических доктрин естественного права в качестве ценности признают вечный божественный закон, а права человека, по их мнению, – это естественно-правовое признание достоинства человеческой личности. Влияние естественного права на все сферы жизнедеятельности осуществляется опосредованно через мораль.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1735; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!