Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества. 2 страница



Почему ты жалуешься на меня Богу,
О, познавший?
Иди и жалуйся на злобность
развращенного нафса.

(ММ II 2717)

Нафс жаден

Нафс постоянно и неустанно предается похоти и самоуслаждению, вечно выходя за грань умеренности. Он ненасытен, и его жадность можно уподобить мотыльку, для которого недостаточно света свечи. Пренебрегая опасностью огня, мотылек бросается в пламя и сгорает в нем. Более того, какие бы страдания ни испытывал нафс, его жажда наслаждений лишь усиливается, ведя в конце концов к разрушению. Этот атрибут может быть удален из нафса только посредством благочестия и воздержанности. (MX 88)

Нафс переменчив

Нафс ни в чем не постоянен. Он вечно реагирует на мнения и подвержен капризам как в словах, так и в делах; не обладая упорством, он не завершает никакого начинания, желая со всем разделаться наспех. Его движения произвольны и ненадежны, он спешит исполнить свои желания, совершая при этом опрометчивые поступки. Некоторые мудрецы сравнивают нафс по причине его неустойчивости с шаром, который легкомысленно катится вниз по склону, находясь в постоянном движении. Этот атрибут может быть удален из нафса только посредством терпения. (MX 89)

Нафсу все быстро надоедает

Нафсу быстро надоедает всё, к чему он прикасается. Заблуждение заставляет его избавляться от той задачи, которая стоит перед ним в данный момент, и искать успокоения в другой. нафс не осознает, что таким образом он никогда не получит передышку. В большинстве случаев результат его деятельности не соответствует его желаниям. Если нафс случайно и добьется того, чего хотел, он все равно не будет удовлетворен. нафсу необходимо постоянство. Избавиться от этого бедствия можно только посредством искреннего выполнения своих обязанностей. (MX 89)

Нафс ленив

Нафс непостоянен и торопится заполучить то, что желает. Точно так же он тороплив в своей набожности и добродетельности, поскольку ленив и распущен. Слабохарактерность нафса может быть устранена только строгой аскетической дисциплиной и неколебимой духовной устремленностью. Эти качества вытесняют внутреннее сжатие и холодность, которые в свою очередь являются основой неподчинения и непокорности. Такого рода дисциплина ведет к приятию предписаний и соблюдению заповедей. Она смягчает нафс, как дубление смягчает кожу, о чем говорится и в Коране: "...смягчается их кожа и сердца к упоминанию Аллаха" (К.39:23). (MX 89)

Нафс изменяет свой цвет каждую минуту

Нафс подобен хамелеону, каждую минуту изменяющему свой цвет, и каждый час — форму. Это ангел Харут из Вавилона, пребывающий внутри человека. Он постоянно занят бесплодной деятельностью и во всякое мгновение готов учинить что-либо неподобающее. (MX 83)

Нафс рассеян, злопамятен и обидчив

Если после многих лет любви единожды совершить по отношению к нафсу что-то недоброе, то нафс забудет о всех прежних благодеяниях, раздражится и, не будучи способным прощать, затаит обиду из-за такого единственного случая. Проявляя подобное свойство, нафс демонстрирует, что он низменнее многих животных.

Нафс любит комплименты и восхваления

Нафс любит похвалу. Он постоянно подталкивает человека на притворство, желая, чтобы люди делали ему комплименты. Поистине, есть много верующих и аскетов, выполняющих приказания своего нафса.

Один из скрытых пороков и тайных болезней нафса — его страсть к похвалам. Тот, кто пригубил этого яда, перевернет семь небес и семь подлунных миров ради одного движения ресницы. Признак этого заболевания заключается в том, что нафс, лишенный похвалы, становится вялым и слабым.

Некий наставник в течение многих лет совершал молитвы, всякий раз занимая место в первых рядах прихожан мечети. В одно утро он по какой-то причине задержался и ему пришлось стоять в заднем ряду. После этого он вообще перестал приходить в мечеть. Когда ему задали вопрос о причине его отсутствия, он ответил: "Долгие годы я молился, полагая, что искренен в этом. В тот день, когда мне пришлось стоять в заднем ряду, меня одолел стыд — я понял, что просто наслаждался направленными на меня взглядами. С тех пор я стал относиться к молитве подобающим образом". (РК 149)

Нафс иногда находит удовольствие
в богослужении

Иногда нафс побуждает человека к молитвам, посту и паломничеству не ради подчинения шариату, а для собственного удовольствия и выгоды. Например, нафс побуждает человека совершить паломничество для того, чтобы люди называли его паломником и ему было легче их обманывать.

Если нафс велит молиться и поститься,
Он обманывает тебя
и что-то затевает против тебя.

(ММ II 2274)

Морта'эш говорит: "Я совершил несколько паломничеств, стремясь не быть привязанным к миру. Впоследствии я обнаружил, что все они совершались мной ради самоудовлетворения. Произошло это, когда моя мать попросила меня принести кувшин воды из колодца. Для меня это оказалось трудным делом, и я осознал, что следовал собственному нафсу, совершая паломничества. Если бы я избавился от своего нафса, мне не было бы трудно выполнить то, что шариат вменяет мне в обязанность (т.е. исполнение требований матери)". (РК 150)

Нафс более враждебен, чем любой противник

Основываясь на изречении Пророка "Твой нафс более враждебен, чем твой недруг, поскольку находится внутри", суфии считают, что нафс более опасен, чем любой враг, и подчеркивают необходимость бдительности.

Нет более враждебного тирана
Для странника, чем приказывающий нафс.
Ты не можешь повернуться лицом к Кибле
[ 5 ],
И не в состоянии пойти ни налево, ни направо.
По правую руку расположен сад Незримого;

По левую руку — сад заблуждения.
Меж этих двух садов находится
Всегда затаившийся,
Враждебный от природы нафс.
Все, что приходит слева или справа
И свободно от изъяна и несовершенства,
Нафс
отбрасывает своей жадностью и похотью

Или загрязняет чванством и лицемерием.
Все существующее, будь то люди, или иное,
Либо пытается избежать Божьей воли,
Либо выполняет ее словом и делом.
Однако от этого злобного, уродливого нафса,
Сжавшего тебя в своем объятъе,
Невозможно избавиться ни посредством осторожности,
Ни при помощи уловок.
Ни доброта, ни элоумышленностъ
Не освободят тебя от него.
В этом заключена тайна "Твой нафс более враждебен, чем твой недруг... "

(ХАу З6)

Иногда нафс не активен,
подобно застывшему от холода дракону

Отсутствие активности замораживает нафс, который становится пассивным, когда лишен возможности, пространства и времени, чтобы продемонстрировать себя. Тем не менее, всякий раз, когда он находит подходящую возможность, нафс просыпается и принимается за дело, создавая своей активностью проблемы и беспорядок.

Согласно Руми:

Змеелов, произнеся заклинание,
Отправился в горы, чтобы поймать змею.

Он брел по горам в снежную пору
В поисках большой сильной змеи.
Так, охотясь на змей во время суровой зимы,
Змеелов набрел на огромного мертвого дракона,
Который был так велик, что сердце
охотника наполнилось страхом.
Змеелов притащил дракона в Багдад,

желая поразить людей.
"Я принес мертвого дракона", — кричал он. —
"Я немало пострадал, охотясь на него ".
Этот человек думал, что дракон мертв,

но тот был жив,
Хотя человек об этом и не догадывался.
Дракон погрузился в спячку из-за холода и снега;

Он был живым и лишь казался мертвым.
Человек выставил его напоказ на берегу реки,

И большое смятение началось в городе Багдаде.
Сотни простаков стали собираться там, став
Добычей змеелова, как он сам — добычей дракона

из-за своей глупости.
Сотни ротозеев начали тесниться вокруг.
Между тем неподвижный дракон
Был прикрыт сотнями тряпок.
Владелец принял меры предосторожности
И привязал его толстыми веревками.
В то время, когда ждали начала представления,
Солнце Ирака начало светить на змея.
Тропическое солнце его согрело;

Его конечности отогрелись,
Хотя казался мертвым, он ожил;

В ярости дракон начал распрямлять свои кольца.
Когда мертвый змей зашевелился, изумление людей

Умножилось в сто тысяч раз.
В ужасе они стали кричать.
В панике они начали разбегаться от ползущего змея,

Который разорвал свои путы и ринулся вперед.
Ужасный дракон, чей рык был подобен львиному.
Много людей погибло в давке;

Мертвецов набралось на сотню куч.
Змеелов застыл от ужаса на месте,
Шепча: "Как я мог принести такое из гор и долин?"
Дракон проглотил этого оторопевшего человека

в один присест.
Подобная дикость не трудна для кровожадного тирана.

Твой нафс и есть этот дракон: как он может быть мертв?
Он лишь заморожен, поскольку лишен

благоприятных обстоятельств.
Если бы он обрел возможности фараона,
По чьему приказу течет Нил,
Он бы творил то же, что и фараон,
И устроил бы засаду на сто Моисеев и Ааронов.
Держи дракона в снегу разлучения с его желаниями;

Будь начеку, не перетаскивай его под солнце Ирака!
Пусть этот твой дракон дремлет.
Если его выпустить, он сожрет тебя.
Не надеешься ли ты, не прибегая к помощи силы,
Сдержать его посредством достоинства и верности?
Это желание не может быть осуществлено

посредством такого вздора.
Чтобы убить подобного дракона, нужен Моисей!
Из-за того, что у змеелова был этот план,
Сотни людей были убиты лживым драконом.

(ММ III 977—1066)

Указания нафса

Абу Бакр Васити говорит: "Любые побуждения, таящие даже малейший намек на собственную выгоду или в любой форме привязывающие человека к миру, являются указаниями нафса. Нафс, со знанием дела используя речь, наущает человека, чтобы обмануть его, а потом этот человек в свою очередь будет обманьюать других. Как об этом говорится в Коране: "Мрак — один поверх другого"" (К.24:40).(ТА 738)

Неверие нафса

Рузбихан дает особенно интересное описание неверия нафса:

Неверие нафса подразделяется на три категории: по отношению к способности творить чудеса, по отношению к состояниям и по отношению к откровению, приходящему в форме видений.

Неверие по отношению к способности творить чудеса связано с проявленностью Бога в сфере действия, как, например, преображение основных сущностей (а'йан-и тхабета), когда сотворенные существа не в силах постичь Божественные знамения и чудеса и приходят в смятение, сомневаясь в них. Этим существам свойственны невежество и слепота. Сколько бы знамений как существенных, так и не существенных не было явлено такому нафсу, он все равно не уверует. Поистине, в силу очевидного преобладания духа над нафсом, а также карам, которым сердце подвергает нафс, и постоянному притоку Божественной благодати к познавшему, нафс пребывает в состоянии обманчивого бездействия. Он, однако, никогда не сможет сблизиться с сердцем. Нет согласия между нами и ним, ибо сотворенные существа никогда не смогут насладиться близостью с ним. Создавая нафс,Бог отвлек его внимание от Своего Бытия (и привлек) к его собственному существованию. Если бы он был способен постичь Бога, то не смог бы лишиться веры в Него. нафс, однако, видит лишь себя самого и в силу этого слеп по отношению к Богу.

Таково неверие фараона, видевшего только себя самого и незрячего по отношению к Богу, в результате чего он стал неверным. Когда человек видит Бога посредством себя самого, при помощи собственного видения, это — неверие по отношению к Божественным Атрибутам. Когда человек видит Бога посредством Бога, это — неверие по отношению к собственным атрибутам. Второе — основа Божественного Единства, тогда как первое — почва для неверия. Иногда все существо человека — нафс, а иногда все существо — душа. Когда человек смотрит на себя посредством самого себя, он полностью нафс, а когда он смотрит на Бога посредством Бога, он целиком душа.

Неверие нафса по отношению к духовным состояниям заключается в следующем: когда самовосхваляющий нафс познавшего [ 6 ] подходит к истокам любви, он обнаруживает чистое вино, поддерживающее жизнь и наполненное радостью Божественного Величия. Сокровенная душа пьет вино Господства с привкусом преданности из чаши души. Освободившись от природы, она движется в природе и в экстазе кричит, пребывая в любовном смятении; каждая частица этого освобожденного существа восклицает: "Я есмь Бог!" Неверующий нафс в этот момент кричит: "Ты не Бог!" Он утверждает это, поскольку не может знать Бога, ибо такое знание возможно только через Бога, а тот, кто отрицает это, неверный.

Неверие по отношению к откровениям, принимающим форму видений, происходит в тех случаях, когда завесы, скрывающие Божественное Присутствие, подняты и явлены невесты Реальности. Божественные формы являются рациональному духу (рух-и натика) под видом священных духов и тем самым являют себя чистому духу. Чудеса области владычества возникают из див-ности Незримого. Душа утверждает, что это Божественное Единство, а неверный нафс твердит, что это лишь фантазия (ташбих), поскольку ему свойственно воображение, и он воспринимает ангельскую область посредством воображения. Он подвергает это осмеянию, не понимая чудес Владычества, которые проявлены у истоков преданности. нафс не придерживается Божественного

Единства, поскольку пребывает во множественности. Душа придерживается Божественного Единства ибо она произошла не из материального мира. Поэтому она верует в Божественные дива. (РКР 81)

Реакции нафса

Для того, чтобы предаваться своим страстям, нафс игнорирует правила, религиозные установления, договоры, этикет и социальные условности. То есть он хочет, чтобы беспрекословно выполнялись его сластолюбивые желания и требования, свойственные ему от природы. По этой причине попытка блокировать желания нафса может вызвать психологические конфликты, беспокойство, депрессию, нервные расстройства и всевозможные иррациональные формы поведения.

Видения (ро'йат) нафса

Видения нафса появляются тогда, когда человек осознает область Божьего Гнева, поскольку тот, кто знает Божий Гнев, знает качества своего нафса. Рузбихан пишет о видениях нафса следующее:

Всякий раз, когда Господь желает открыть искателю лживость нафса, Он являет нафс под видом недостойных качеств, чтобы ученик был осведомлен о нафсе и его недостатках, а также о средствах избавления от последних. Ученик получает возможность освободиться от зла нафса, и таким образом он познает Бога посредством того, что представляется проявлениями Его гнева.

Пророк сказал: "Тот, кто знает себя, знает своего Господа".

Познавший утверждает: "Появление видений нафса связано с осознанием области гнева". (МА 274)

Рузбихан считает "видения нафса" духовной стадией избранных и пишет:

Когда нафс обретает успокоение, испив из источника сердца, наполняемого ключами духа, которые в свою очередь берут исток из потоков Атрибута, истекающего из рек Деяний, тогда светочи Атрибутов открываются духу и сердцу. нафссозерцает невест Божественных Деяний в воображаемых сферах, находя в них отдохновение, и наслаждается обществом сердца и духа. Соответственно нафс находит успокоение, подчинившись сердцу, интеллекту и духу. Когда же нафс становится замутненным и начинает довлеть над интеллектом, заключая его в темницу, Бог являет нафсу его собственные вожделения и тайные извращения в форме демонических фантазий. Свидетельство этому есть в Коране, где нам говорится, что Бог внушил "ей (душе) распущенность ее и богобоязненность" (К.91:8).

Познавший говорит: "Видения нафсаданы для того, чтобы мы внимали гневу предвечности". (МА 126)

Рузбихан далее описывает "видения нафса" как стадии постижения для влюбленных:

Когда нафс отсечен от своих вожделений, он ищет удовольствие в сопричастности Богу и в проистекающих из этого благодеяниях. Поскольку нафс следует по пути преданности в сопровождении сердца и сердце управляет нафсом при помощи узды своего исчезновения в Господнем гневе, светочи предвечных качеств открываются нафсу. Сердце уничтожает в нафсе желание чего-либо, кроме Бога. Таким образом, от небес и до земли для нафса не остается ничего, кроме Бога. Этот уровень не может быть достигнут нафсом ни в результате непосредственного наблюдения, ни в сфере воображения. Тем не менее, он все еще подвержен гневу, исходящему из Тайного. Это понимают лишь немногие из познавших.

Пророк указывал на свое собственное состояние, когда сказал: "Мой Сатана стал мусульманином".

Познавший сказал: "Видения нафса открываются зрению сердца там, где становятся проявленными законы ангельского мира". (МА 170)

Постижения нафса

Постижение нафса зависит от осведомленности о Божественных Деяниях, о существовании Божественной хитрости. ее корне и происхождении. Рузбихан объясняет это следующим образом:

Постижение для обычных людей связано с внешними поступками нафса, противостоящими шариату и Пути. Постижение избранных — это знание тонкостей, особенностей и коварства нафса, ведущее к освобождению духа, воспаряющего в царство Божественного. Постижение избранного имеет отношение к знанию о существовании нафса, моментов его появления и исчезновения. Это также осведомленность о том, что нафс — покров обвинения, сотканный в мастерской Божественного Гнева, позволяющий красоте величия проявить себя, в то же время оставаясь скрытой от приверженцев Божественного Единства, дабы они никогда не могли узнать Бога посредством всех Его Атрибутов. Глаз, видящий сквозь этот покров, получает свет зрения у ока совершенства, созерцая таким образом источник гнева оком благодати. Где тот учитель, который узнаёт зверя по этим приметам несовершенства и оснащает учеников щитом, спасающим от бедствий, учитель, наделяющий искренних мечом умиротворенности? (РКР 79)

Разъяснение хадиса
"Тот, кто познал свой нафс,
познал своего Господа"


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!