Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества. 9 страница



Если сердце придет в согласие
с печалью любви,
Оно явится, оседлав

скакуна желания.

Если бы не было сердца,
где бы любовь построила себе жилище?
Если бы не было любви,

зачем нужно было бы сердце?

Са'до'д-дин Хамуйа

Чистота сердца

Або'л-Хэйр Акта' сказал: "Сердце может быть очищено только посредством правильных намерений по отношению к Богу, а тело может быть очищено только посредством служения Друзьям Бога (вали) ".

"В Божьем творении существует фундаментальное различие между одной и другой разновидностями сердца. Одна разновидность служит местом пребывания веры, ее признаком является доброта по отношению ко всем мусульманам, стремление служить им и оказание им помощи в том, что служит их благу. Другая разновидность сердца служит местом пребывания лицемерия, его признаками являются злоба, обман и зависть". (ТА 549)

Неверие сердца

Неверие сердца имеет место в трех случаях:

Во время медитации (моракаба), когда внимание человека отвлекается от существования Бога; это отвлечение делает человека неверным.

Во время общения с Богом, если человек обращается к Богу за чем-то, что не есть Бог, или же говорит о самом себе, он является неверным.

Во время самоанализа (мохасебе), когда человек пытается исправить свое глубинное сознание (сирр), если он занят чем-то другим, кроме Бога, он отделен завесой от света. Поступая так, он ставит Божьи деяния превыше Бога и является неверным. Если человек не в состоянии увидеть первопричину деяний, он — неверующий. (РКР 84)

Широта сердца

Когда сердце человека становится местом проявленности Божественного уровня, оно превращается в зеркало беспредельных Божественных качеств в той степени, которая соответствует способностям и склонностям сердца. Из всех уровней существования лишь сердце Совершенного Человека обладает широтой, позволяющей вместить Божественное Существо, как указывается в предании Пророка (хадис) : "Ни Моя земля, ни Мое небо не объемлют меня, но сердце того, кто предан Мне, содержит Меня". [ 6 ]

Сердце — это место проявленности Имени Справедливый (ал-'Адл) и оно обеспечивает поддержание уравновешенности тела, нафса, способностей нафса, и поддержание уравновешенности духа. Из всех уровней существования только сердце соблюдает и внешние, и внутренние повеления, ибо оно представляет собою форму Единства Всеобъемлемости (ахадийат-и джам) между внешним и внутренним. По этой причине сердце стало местом проявленности всех Божественных аспектов. Более того, человек становится всеобъемлющим и совершенным благодаря своему сердцу.

Знай, что на самом деле сердце
и есть Чаша Джамшида;
Каждая вещь, великая или малая,
видна в нем.
Сердце — зеркало Сущности

Величественного;
Божественная красота
видна в сердце того, кто чист.

Бог не умещается
на небесах и на земле;
Знай, что соразмерно Ему
лишь сердце верующего.
Никто не видел предела

владений сердца;
Сердце служит знамением
Божьей всеобъемлемости.

Сердце — место проявленности
Божественных аспектов;

Оно являет аспекты Бога
"такими, каковы они суть". [ 7 ]

Являясь мостом между внешним и внутренним, сердце представляет собою сплав противоположностей, о котором говорит Шабистари в Голшан-и раз:

Оба мира соединены
в нем воедино;
Иногда оно становится
Иблисом, а иногда Адамом.

Поскольку человеческое сердце представляет собою проявленность Божественной Всеобъемлемости, реальности всех внешних и внутренних уровней обоих миров равно присутствуют в нем. Все Божественные Имена, составляющие противоположность, будь то Величия или Красоты, проявлены согласно способности сердца. Каждое мгновение сердце являет иную проявленность или аспект, находящийся под контролем этих Имен. В одно мгновение оно может стать Иблисом, когда возобладают Имена Величия, ибо Иблис — это проявленность, свойственная таким именам; в другое время оно может стать Адамом под влиянием Имен Красоты, поскольку в Адаме преобладают Атрибуты Прекрасного, а Имена Величия вытеснены. В результате состояние сердца не является постоянным, так что в каждое мгновение оно демонстрирует иной мир и в каждый момент — иную склонность и иной аспект.

Сотня капищ
в каждом уголке сердца,
В любой его стороне — сто Кааб,
сто мест богослужения.

Иногда оно воспаряет
в высший мир,
А иногда его стадия низменна.
Иногда оно независимо,

а иногда подвержено влияниям;
Иногда оно в Единении,
а иногда в разлуке.

Иногда оно становится ангелом,
а иногда — злобным дьяволом;
Иногда оно — интеллект,
а иногда оно полностью — нафс.

(СГР 118)

Являющая мир чаша —
сердце Совершенного Человека;
Зеркало, отражающее Бога,

и есть на самом деле это сердце.
Сердце — сокровищница,

хранящая Божественные тайны;
Ищи назначение обоих миров
посредством сердца, ибо в этом
его смысл.

(СГР 3)

Широта сердца бывает трех видов:

Широта знания, которое есть постижение Бога. Из всего существующего ничто не знает деяний Бога так, как их знает сердце. И хотя каждое существо знает своего Господа в той или иной форме, лишь сердце знает Его полностью.

Широта видения, связанная с откровением, благодаря которому сердце становится осведомленным о добродетелях Божественной Красоты. Сердце испытывает Божественные Имена и Атрибуты посредством видения. Таково положение познавших.

Широта "наместничества", связанная с воплощением Божественных Имен и Атрибутов [ 8 ] пока, наконец, сердце не начнет ощущать свою сущность как Божественную Сущность. Тогда личностная определенность искателя становится определенностью Божественного Лика (ховийат). Будучи наместником Бога, он обладает властью над миром. Такова ситуация достигших осуществления. (КФ 1171)

Влюбленный обладает сердцем, не скованным предопределенностью (та'аййон), будучи той почвой, на которой воздвигаются купола Мощи, а также местом слияния океанов Незримого и зримого. Устремления сердца так велики, что:

Если оно выпьет тысячу морей
вина чашу за чашей,
Оно все равно возжаждет

еще и еще вина.

Соответственно сердце обладает такой широтой, что целая Вселенная не могла бы его вместить; вся Вселенная исчезла бы, охваченная им, подобно бесконечно малой песчинке. Оно разбивает шатер целостности (фарданийат) при дворе исключительности (вахданийат) и строит дворец Божественного царствования. Оно вершит там свои деяния — раскручивается и закручивается, сжимается и расширяется, колеблется и уравновешивается.

Сжимаясь,
сердце прячет то, чему дало ход;
Расширяясь,
оно возвращает то, что спрятало.

Я поражен тем, что Изваяние, чья красота
такова, что ее не вместит мир,
Может занять постоянное место

в моем крохотном сердце.

О широте своего собственного сердца Байазид сказал: "Если бы Престол и все, что он содержит, было помещено в уголок сердца познавшего, он бы этого не почувствовал".

Сердце Байазида было именно таким, и потому он все видел как Вечное. Отсюда и возникло его экстатическое восклицание: "Слава мне!"

Джунайд сказал: "Когда к Вечному присоединяется преходящее, от преходящего не остается ничего". (Лм 36)

Видение и наитие сердца

Всякий раз, когда сердце очищается от воздействий и завес нафса, оно видит ангельский мир (малакут). Ему открываются различные степени Незримого и таинства этой сферы. Как провозгласил Пророк: "Если бы в сердцах людей не сновали бесы, люди узрели бы небесный ангельский мир". Это лишь начало видения сердца. Когда оно поднимается выше, ему открывается лучезарность Божественных Атрибутов; это свидетельство (мошахада) Атрибутов. Когда 'Али ибн Аби Талиба спросили, видел ли он Бога, он отвечал: "Как бы я мог поклоняться тому, кого не видел? Глаза не могут видеть Его через непосредственное откровение (в мире), но сердце видит Его при помощи реальности веры".

Согласно Корану, "Сердце не лжет в том, что оно видит". (К.53:11) [ 9 ]

Наставники говорили, что видение сердца — это видение того, что таится позади завес Незримого, это видение при помощи светочей уверенности и реальностей веры.

Пророк провозгласил: "Поклоняйтесь Богу, как будто вы видите Его; ибо, даже если вы не видите Его, Он видит вас".

Познавший сказал: "Видение сердце представляет собою встречу сердца с Богопроявленностью, происходящую по мере того, как путник отбрасывает все условности". (МА 125)

Око сердца сфокусировано с несомненностью и подлинностью веры на последствиях деяний Незримого. Реальность этого видения возникает благодаря встрече между оком духа, красотой области власти (джабарут) и ангельским миром (малакут).Согласно Корану, "Сердце не лжет в том, что оно видит". (К.53:11)

Примечания:

[ 1 ] Фусус ал-хикам ("Геммы мудрости" или, более точно, "Оправы печаток мудрости") – книга Ибн ал-Араби (прим. перев. русск. изд.).

[ 2 ] Лотос является символическим обозначением границы между индивидуальным сознанием и Божественным Единством. (См.К.53:14)

[ 3 ] Намек на предание, восходящее к Пророку (хадис): "Сердце верующего зажато между двумя пальцами Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает." См. J.Nurbakhsh: "Traditions of the Prophet", vol. II, pp.12-13.

[ 4 ] Чаша Джамшида – Джамшид, легендарный правитель Ирана, обладал чашей, в которой был виден весь мир.

[ 5 ] См. КАМ 137.

[ 6 ] Traditions,vol.l, p.25.

[ 7 ] Намек на хадис: "О, Господь, покажи мне вещи такими, каковы они суть". (Traditions, vol. I, p.32)

[ 8 ] Ср.: "И вот, сказал Господь твой ангелам: "Я установлю на земле наместника" (К.2:28). "И научил Он Адама всем именам" (К.2:29) (прим. перев. русск. изд.).

[ 9 ] В переводе И.Крачковского: "Сердце (ему) не солгало в том, что он видел" (прим. перев. русск. изд.).

Постижение сердца

Постижение атрибутов сердца, как и их описание, затруднительно по причине постоянного кружения (такаллоб) сердца, проходящего через изменяющиеся состояния и степени, ведущие к совершенству. Вот почему сердце называется калб(то, что кружится) [ 10 ]. Состояния-это божественные дары, число которых бесконечно. Потому бесчисленны кружения и продвижения сердца через степени, ведущие к совершенству, и стадии предвечной Красоты и Величия. Соответственно его атрибуты и состояния не могут быть ограничены рамками чисел или определены количественно. Говорящий в терминах перечисления и ограничения, если действительно поразмыслит над данным предметом, узнает, что ему удалось выяснить лишь определенность (та'аййон) рамок восприятия и понимания, ограниченных способностями человека.

Тысячи ныряльщиков погружались в океан постижения сердца, но ни один из них не достиг дна и не узнал его чудеса и дива. Те, кому повстречались его следы, ничего в них не поняли и не оценили истинную ценность жемчуга, попавшего в их руки.

'Али ибн Суфи сказал: "Каждый охотно говорит о сердце; если бы удалось мне найти кого-нибудь, кто, описав для меня сердце, мог бы сказать, что это такое".

Далее человеку следует знать, что когда он говорит о сердце, то имеет в виду нечто, приведшее в движение цикл существования, посредством чего достигается совершенство. Более того, в нем соединяются таинства предвечности и послевечности. Тот, кто заглянет в него, обретет в конце концов видение. Красота и величие лика Сущего явлены ему. Престол Милостивого, стадия Корана и Мерила (форкан), срединный мир между Незримым и видимым, дух, нафс, слияние морей области владычества (мулк) и ангельского мира, зрящий и зримый Владыкой, любящий и возлюбленный Бога, носитель и носимое таинства поручения (аманат), данного Богом человеку. Божественная Благодать – все это является атрибутами сердца.

Смысл бракосочетания между духом и нафсом в том, чтобы породить сердце. Цель отношений между областью царственности и ангельским миром состоит в том, чтобы обеспечить пространство, где сердце могло бы внимать, и место для его созерцательных видений (шохуд). Оно обретает свою овеществленную форму у самой любви, и его наития освещены светом свидетельства (мошахада). Когда нафс был разлучен с духом, между ними возникли любовь и раздоры; затем из соития этих двух родилась оформленность сердца. Оно возникло в качестве барьера между морем духа и морем нафса, стоящего в точке их встречи. В случае возникновения угрозы, что эти двое устремятся друг на друга, оно это предотвратит. Согласно Корану: "Между ними преграда, через которую они не устремятся". (К.55:20)

Оформленность сердца возникла благодаря самой любви, так что везде, где оно замечает любые признаки красоты, оно к ним льнет. Сердце никогда не бывает без объекта созерцания, предмета любви или Возлюбленного. Само его существование основано на любви, а любовь существует благодаря ему. В человеческом бытии сердце служит образом престола Милостивого. Престол– большее сердце макрокосма, тогда как сердце– меньший Престол микрокосма. Все сердца принадлежат к категории престола точно так же, как индивидуальные духи принадлежат Верховному Духу, а индивидуальные нафсы – Мировой Душе.

Как и Престол, сердце имеет форму и реальность. Форма сердца – кусок плоти, расположенный на левой стороне груди и имеющий сходство с конусом ели. Его реальностью является Божественная утонченность, упомянутая выше. Между этой реальностью и формой сердца располагаются рациональный нафс (нафс-и натика) и животный дух, ибо реальность сердца – чистая утонченность, а его форма – абсолютная грубость и не может быть никаких отношений между его абсолютной утонченностью и абсолютной грубостью. Рациональная душа и животный дух имеют два аспекта, один повернут к сфере утонченности, а другой – к сфере грубости. Они располагаются между внешней формой сердца и его внутренней реальностью, так что каждый предмет, созидаемый реальностью сердца, вначале достигает души, которая его приемлет посредством своего утонченного аспекта и передает его животному духу при помощи грубого аспекта. Аналогичным образом животный дух приемлет каждый объект через свой утонченный аспект и передает его форме сердца через грубый аспект, а оттуда он поступает в каждый уголок тела.

Эманация благодати милости, истекающая с уровня Божественности, выплескивается во внутреннюю реальность Престола, где она достигает носителей Престола; посредством этого она соединяется с формой самого Престола, откуда переходит в сферу незримого. Внешняя форма Престола связана с его реальностью, так что каждая эманация благодати из этой реальности достигает сферы видимого. Вначале она достигает его формы, из которой продолжает проникать в другие тела. Форма сердца связана с его реальностью таким же образом. Все сердца получают благодать от Престола. Реальность сердца проистекает из реальности Престола, а его форма – из формы Престола. Это происходит, когда сердце встречает Престол благодаря сосредоточению внимания на Боге. Престол (Трон) более великолепен, чем любое сотворенное существо. Коран указывает на его великолепие в следующих словах: "...ведь Он – Господь великого трона!" (К.9:129). (MX 97)

Сравнение между нафсом и сердцем

Нафс желает множественности, а сердце – единства.

Для познавшего нафс – это привратник сердца, стоящий на страже и несущий службу, тогда как сердце – это место присутствия, носитель господства и министр владычества.

Нафс отсутствует по отношению к Богу, а сердце присутствует в Нем.

Занятие нафса – ощущать удовольствие. Поскольку сердце пребывает в состоянии присутствия, ему не дозволено желать тварное. Пока нафс не отсечен от тварного бытия, он не может быть очищен, ибо Бог чист и любит чистоту.

Сердце как граница
между единством и множественностью

Сердце – поле битвы между Единством и множественностью, где две упомянутые силы сражаются за преобладание на этом поле. Если оно загрязнено множественностью, то оскверняется, а подпадая под влияние Единства, становится чистым.

Руми выразил эту мысль особенно красноречиво:

Бог сказал:
"Мое внимание – на сердце,
А не на форме,
которая просто вода и глина ".
Ты говоришь: "И у меня тоже

есть сердце ".
Сердце находится над

Троном, а не под ним.
В темной глине, наверняка,

есть также и вода,
Но не подобает совершать

омовение этой водой,
Пусть это и вода,

но в ней преобладает глина.
Так что не говори о своем сердце

"и это тоже сердце".
Сердце более вознесено,

чем небеса,
И принадлежит друзьям Бога

или пророкам.
Оно полностью развито

и стало совершенным.
Оно покинуло глину

и пришло к морю;
Освободившись из тюрьмы глины,
оно стало морем.
Наша вода все еще заключена

в тюрьме глины –
О, Море Милости,

вызволи нас из глины!
Море говорит: "Я затягиваю

тебя в себя,
Но ты продолжаешь претендовать
на то, что являешься свежей водой.
Твоя претензия удерживает тебя;

откажись от
Этой мысли и приди
ко мне.
Вода в глине тела

стремится влиться в море,
Но глина тормозит ее продвижение

и тащит ее назад.

(ММ III 2244-2254)

Сравнение интеллекта и сердца

Посредством Божественного кружения (такаллоб) сердце вращается через наития, атрибуты и состояния. В связи с этим можно сказать, что сердце вращаемо (таклиб) наитиями, поскольку оно поворачивается, подвергаясь изменениям формы и атрибутов. Согласно Корану "Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце..." (К.50:37). Указание здесь на сердце, а не на интеллект. Тесно связанный с концепциями индивида, интеллект ограничен пониманием и потому ограничивает Божьи повеления, которым нельзя положить предела. Этим он противоположен сердцу, являющемуся местом Богопроявленности. Сердце, вращаемое формами этих теофаний, вспоминает то, что забыло. Сердце здесь вспоминает то, чем обладало прежде, до того как появилось в физическом обличий, и утратило с той поры. Как утверждает Пророк: "Мудрость – это единственная цель верующего".


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!