Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества. 10 страница



Следует иметь в виду, что между сердцем (калб), приятием (кабул) и способностью (кабилийат) существует и духовное, и анаграмматическое соответствие. Дух связан со способностью к приятию форм всех теофаний. Анаграмматическое соответствие заключается в том, что если корни слов калб (сердце) и кабил (способность) переставить, они становятся взаимозаменяемыми, отражая отношение между ними. Если мы читаем термин калб как таклиб (переворачивать), производное от того же арабского корня к-л-б, то переворачивание становится приятием (кабул, корень к-б-л ) и способностью (кабилийат, также корень к-б-л ).

Далее 'акл (интеллект) – это слово, подразумевающее связывание, связь или привязывание, предварительным условием чего является ограничение. Реальность поминания (зикр) посредством Бога и в Боге свободна от любого ограничения и несоразмерна интеллекту. Ситуация такова, что эта ограниченность или связанность ранее всего появилась в Первичном Интеллекте (акл-и аввал), где она постигла свет теофаний Абсолюта посредством своей собственной ограниченной склонности или способности. Для того, чтобы таинство стало проявлено, существует установленный Богом предел. Реальность интеллекта, таким образом, есть ограниченность свечений Абсолюта. Бог сказал Первичному Интеллекту: "Пиши!" Иными словами, сказал, что он должен установить пределы и собирать знания о Боге, явленные в творении, до дня Воскрешения. Это есть ограниченность, ведущая к высшей ограниченности. Приятие всех теофаний возможно только для сущностной реальности человеческого рода, которая является всеобъемлемостью единства и совершенна от предвечности до послевечности. Это на самом деле есть сердце Существа Бога и смысл, стоящий за любыми поминаниями (зикр). (НН 204-5)

Сравнение сердца и Престола

Пророк провозгласил: " Сердце верующего есть Престол (трон) Милосердного" [ 11 ]. Следует иметь в виду, что точно так же, как во Вселенной Престол есть место проявленности Имени, "Милосердный" – "Милосердный – Он утвердился на троне" (К.20:5) – так и человеческое сердце, укорененное во внутреннем бытии человека, равным образом проявляет имя Милосердный. Каждое мгновение Бог проявляет себя в сердце верующего иным образом. Проявления Божественного совершенства, однако, более часто появляются в сердце, чем на уровне Престола, являющегося мостом между Незримым и видимым; оно одно объемлет веления обоих миров. Сердце, таким образом, есть Высший Престол ('арши-и а'зам).

Как указывается в изречении: "Сердце верующего зажато между двумя пальцами (а именно, Красоты и Величия) Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает", сердце, как и Престол, постоянно пребывает в движении.

Ранг Божественности постоянно стремится проявить себя и делает это посредством Красоты и Величия, которые служат и внутренними и внешними проявлениями того, что "каждый день Он за делом" (К. 55:29). Постоянное движение возникает из этого желания проявиться посредством различных божественных и духовных реальностей (ма'на). (СГР 169-70)

Сердце мое – Престол правления
Божественной Сущности,
Так же, как Преславный Престол –

это Трон Милосердного.

Магриби

Сравнение сердца и рациональной души

Сердце есть оформленный уровень Единства (вахидийат), а Дух – Единственности (ахадийат). [ 12 ] Если рациональная душа (нафс-и натика) достигла сущностного постижения Бога, ее называют духом и считают эквивалентом Первичного Интеллекта. Если же она воспринимает посредством различения, ее называют сердцем и считают эквивалентом Вселенской Души (нафс-и коллийа). (РСх II 197)

Свидетельствующее, беспорочное и кающееся сердце

Джорайр Багдади, видный гностик, сказал: "Существуют три категории сердца: свидетельствующее (шахид), беспорочное (салим) и кающееся (сокрушенное) (мониб) ".

Кающееся сердце у того, кто "боится Милосердного втайне и приходит с сердцем обращающимся (кающимся)" (К.50:33). Всякий верующий, который богобоязнен, осознает свои прегрешения и обращается к своему Господу, обладает кающимся сердцем.

Свидетельствующее сердце описывается в следующих терминах: "Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует (свидетельствует)" (К.50:37). Здесь содержится указание на то, что послание, данное Богом, и врата, Им отворенные, представляют собою Божественное напоминание: преданный обладает сердцем и ухом, слышащим, что сие сердце свидетельствует Его.

Беспорочное сердце – это такое сердце, о котором говорится в стихе: "...тех, кто придет к Аллаху с беспорочным сердцем" (К.26:89). Счастлив тот, у кого беспорочное сердце! – Сердце, очищенное от сомнения, постоянно пребывающее в Боге, независимое от мира и творения и освобожденное от того, что не есть Бог.

Беспорочное сердце приемлет всё, что ему выпадает, и довольствуется этим. Что касается кающегося сердце, то оно – кладовая боли. Оно ничего не приемлет и не довольствуется даже и богатейшим облачением. Беспорочным сердцем обладает человек на стадии благодати, а кающимся сердцем – на стадии ограниченности. Те, у кого кающееся сердце, подвержены боли на Пути; они погрузились в глубины моря духовной нищеты и потеряны для всего. Если даже украсить кающееся сердце роскошнейшими из одеяний, существующих в двух мирах, оно с каждым мгновением будет ощущать себя все более нагим. Если бы вся Вселенная превратилась в пиршество, устроенное для кающегося сердца, оно бы с презрением отвергло великолепное угощение, даже не прикоснувшись к нему. (КАМ VII 128)

Аспекты сердца

То, что сердце обширнее, чем Божье милосердие, достойно удивления и заслуживает размышления. Человеку, полностью понявшему это, следует использовать данное понимание для всего, что такого понимания достойно.

Необходимо помнить, что сердце обладает пятью аспектами: тот, который повернут лицом к лику Бога, и между ними нет посредников. Тот, который близок к сфере духов и получает от своего Господа то, на что способен, посредством духов. Тот, который свойствен сфере воображения и извлекает из нее пользу в той степени, в какой он поддерживает связь со стадией Всеобъемлемости ( джам' ); указанная польза состоит в уравновешивании его устроения и характера, в упорядочивании его состояний, сил, присутствия и постижения. Тот аспект, который находится на уровне сферы видимого и свойствен Именам внешнее ( аз-захир ) и Последнее ( ал-Акхар ). И наконец, аспект всеобъемлемости ( джами' ), который соответствует Единству Всеобъемлемости ( ахадийат-и джам' ), будучи уровнем, идущим вслед за уровнем Божественности ( ховийат ) и характеризуемый первичностью, предельностью внешнего и внутреннего. У каждого аспекта есть свое место для манифестации в человеческом мире. Формой Всеобъемлемости сердца и бытия ( воджуд ) является Пророк, ибо его стадия есть центральная точка в круге существования. Пять аспектов Пророка соответствуют каждой сфере, плану или уровню, будучи соединенными с повелениями соответствующих сфер, и они проявляют свойства, о которых было сказано выше. (НН 200)

Разновидности сердца

Пророк утверждает: "Существуют четыре разновидности сердца: чистое, просветленное сердце, в котором был зажжен светильник, и это сердце верующего; черное, перевернутое сердце, принадлежащее неверующему; подвешенное сердце, колеблющееся между неверием и верой – сердце лицемера; двуличное сердце, у которого одна сторона повернута к области веры, а другая – к неверию. Поддержка для веры приходит в трудную минуту из сферы святости и набожности, подобно тому, как растение очищается посредством воды, тогда как неверие подстрекаемо сферой злобности подобно гною, усугубляющему язву. В конце концов то, что возобладало, управляет сердцем".

Различие между этими четырьмя видами сердца возникает потому, что сердце, будучи плодом и духа, и нафса, влекомо в разные стороны. Дух желает вытянуть нафс в собственную сферу, и наоборот, так что они постоянно сражаются друг с другом. Иногда довлеет дух, извлекая нафс из его низкого месторасположения в высшие духовные сферы. Иногда преобладает нафс, совлекая дух вниз с высот совершенства в бездну заблуждения. Сердце всегда следует за тем, кто возобладал, пока бытие человека не укоренится полностью в одном или другом. Там же тогда обосновывается и сердце.

Эта ситуация связана с регулярными переходами от блаженства к страданию. Если возникают послевечное блаженство и предвечное благоволение, дух становится сильнее, преодолевая нафс и его армию; в результате дух освобождается от борения. Дух восходит из низшей точки творения в высшую точку Вечности, полностью отвергая нафс и сердце, и поворачивается к свидетельству (мошахада) сферы Величия. Более того, сердце, следуя за духом, продвигается со стадии сердца, где требуется поворачивание (такаллоб), на стадию духа и укореняется там, где укоренился дух, подобно тому, как дитя следует за отцом. Тогда нафс, как чадо, следующее за родителем, выходит из того места, где обосновался, то есть области материальной природы, и переходит на стадию сердца.

Таково сердце верующего, в коем нет и крохи многобожия или неверия. Не дай Бог, чтобы ситуация переменилась на противоположную и последствия предвечного страдания и несчастия возобладали, сбивая дух с пути и способствуя тому, чтобы нафс набирал силу. Сердце тогда совлекает дух в свою собственную сферу; дух спускается из своей области в месторасположение сердца; сердце же переходит из своей собственной сферы в месторасположение нафса, а нафс спускается и укореняется в материальной природе. Такое сердце становится сердцем неверующего; оно перевернуто и погрузилось во мрак неверия. Если помощь не приходит ни с одной, ни с другой стороны, а растяжение в обе стороны продолжается и сторона нафса при этом сильна, то сердце колеблется, находясь посередине, хотя и склоняется к нафсу. Таково сердце лицемера. Если сторона духа сильнее или же притяжение с обеих сторон равно, сердце тогда склонется к духу или же безучастно по отношению к обеим сторонам, так что в нем сосуществуют и вера, и неверие. Таково двуличное сердце, где одна сторона верует, а другая –лицемерна. (MX 99)

Хатим Асамм сказал: "Сердце бывает пяти разновидностей: то, которое мертво; то, которое больно; то, которое нерадиво; то, которое имеет завесу; и то, которое беспорочно. Мертвое сердце – у неверующего, больное – у грешника, нерадивое – у непреуспевшего, имеющее завесу – у творящего зло: 'И сказали они: "Сердца наши ожесточились" (К.2:88)' [ 13 ], а беспорочное сердце пробуждено, и верша свои дела, погружено в преданность и страшится Великого Владыки". (ТА 301)

Сари Сакати сказал: "Твой язык вмешивается в дела твоего сердца, а твое лицо – зеркало сердца. На твоем лице проявляется то, что у тебя в сердце".

Он также сказал: "Существуют три вида сердца: подобное горе, которую невозможно сдвинуть; подобное дереву, корни которого крепки, но их может время от времени сотрясать ветер; и подобное перышку, которое летит туда, куда дунет ветерок".

Он далее сказал: "Сердца праведных соединены с оконченностью, а тех, кто близок Богу – с первенством". Иными словами, добродетели праведных – пороки для тех, кто близок к Богу, в том смысле, что добродетели становятся пороками, когда человек посредством их получает удовлетворение. Ведь то, что удовлетворяет, задерживает развитие.

Праведны те, кто укоренил себя в щедротах небес, как указывается в кораническом стихе: "Ведь праведники, конечно, в благодати!" (К.83:13). Их сердца, следовательно, будут соединены с оконченностью. С другой стороны, глаза продвинутых, близких Богу, сосредоточены на предвечности. Посему они никогда не согласятся на что-либо меньшее, чем то, чего они фактически никогда не достигнут. И в силу того, что они ничего не приемлют, их приходится тащить на небеса в кандалах. (ТА 338)

Духовные уровни сердца

Сердце состоит из семи духовных уровней: грудь (садр),собственно сердце (калб), место любви к творению, место видения, место любви к Богу, сердцевина сердца (совайда) и сокровенная сердцевина сердца (махджато'л-калб).

I. Грудь

Первый духовный уровень сердца называют грудью (садр), он разграничивает нафс и сердце. Некоторые полагают, что грудь соединена с нафсом, называя ее также "пониманием" (ру'). Этого взгляда придерживается Баба Роха Ширази, когда он говорит: "Термин 'понимание' обычно обозначает нафс". В суфийской терминологии, следуя одному из направлений суфийской мысли, именно этот наиболее близкий к сердцу аспект нафса обозначается термином "грудь". (НК 35)

В одном из направлений считается, что грудь соответствует уровню сердца. Примером тому Наджмо'д-Дин Рази, писавший:

Первый духовный уровень сердца обозначается термином "грудь" и представляет собою золотую жилу сокровищ ислама, как указывается в кораническом стихе: "Разве ж тот, грудь которого Аллах расширил для ислама и он обладает светом от своего Господа" (К.39:22). Всякий раз, когда человек отворачивается от света ислама, это возобладала жила тьмы и неверия, как сказано в стихе: "...тот, кто открыл неверию свою грудь" (К. 16:106). Это место сатанинских искушений и соблазнов нафса, который "наущает груди людей" (К. 114:5). Будучи лишь внешней оболочкой сердца, эта часть сердца является той завесой, которая не более чем место искушений Сатаны и соблазнов нафса, не способных проникнуть во внутреннюю часть сердца, ибо она – Божья сокровищница и небесный свод Божественных Атрибутов. Искушения не имеют туда доступа, поскольку "И охранили Мы их от всякого сатаны" (К15:17).(МИ195)

Было сказано, что грудь для сердца – это то же, что белок глаза для зрачка. Это место, сквозь которое проникают искушения, мор, похоть, желания и нужды, поскольку оно является областью, где предводительствует приказывающий нафс (нафс-и аммара). Это также место, где слышны Божьи повеления и послания. Оно называется грудью, садр (передняя часть), поскольку заграждает сердце, и на эту часть тела наталкиваешься раньше всего.

Когда Ибн 'Ату' спросили, каким образом можно обрести здравость сердца, он отвечал: "Обретя вначале пробужденность посредством истины несомненности (хакко'л-йакин), которая есть Коран. В результате человек будет наделен знанием несомненности ('ил-мо'л-йакин), после чего будет явлено видение несомненности ('айно'л-йакин) и придет здравость сердца. Признаком этого является приятие Божьего предопределения; посылает ли Бог кару или любовь, человек видит в Нем Сберегателя и Хранителя, никогда не обвиняя Его и не протестуя". (ЛТ 226)

Когда-то было приятие
в завесе моего сердца, но теперь оно ушло;

Любовь подожгла помост,
на котором прежде располагалось приятие.

(ММ VI 4161)

II. Сердце как таковое

Собственно сердце, второй духовный уровень сердца, есть источник всякой веры, как указано в стихе:

"У этих написал Аллах в их сердцах веру"

(К.58:22).

Это также область света интеллекта: "...чтобы у них оказались сердца, которыми они разумеют..." (К.22:46) и месторасположение наития: "Ведь не слепы взоры, а слепы сердца, которые в груди" (К.22:46). (МИ 196)

О сердце говорят, что оно в груди подобно черноте зрачка посреди глазного белка. Это местонахождение покорности (хошу') , чистоты, любви, довольства, несомненности, страха, надежды, терпения и удовлетворения самодостаточности. Это местонахождение также является источником принципов познания. Сердце для груди – что вода для пруда. Сердце – это корень, или принцип, а грудь – ветвь, или результат.

В кораническом стихе, где Моисей говорит: "Господь, расширь мне грудь" (К.20:25), Моисей хочет, чтобы отверзлась завеса груди, а не самого сердца, поскольку сжатие воздействует на грудь, не на сердце. Грудь – это одно, а сердце – другое. Грудь получает сведения, тогда как сердце зрит. Грудь испытывает благоговейный трепет; но как может подвергнуться сжатию сердце, когда оно возрадовалось свидетельству (мошахада) постоянной близости (к Богу), наслаждению видения и плодам свидетельства? (KAMIV134)


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!