Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества. 7 страница



Об успокоенном нафсе говорят, что он находится в сердце. (СС 632)

Успокоенный нафс обладает десятью качествами: бедность, терпение, правосудие, справедливость, удовлетворенность, знание, осуществление, уверенность, честь и верность. (РСх I 340)

Суммируя сказанное: успокоенный нафс достиг уровня сердца и обрел способность выйти на уровень духа.

Истолкование снов путника [ 17 ]

Когда нафс начинающего искателя и внутренне, и внешне омыт и очищен от скверны прегрешения водой покаяния и раскаяния, он попадает в область воображения. Там нафс переживает благословенность молитвенного служения и предается поминанию (зикр), в результате чего возникают сны о роскошных (букв. процветающих) дворцах, красивых зданиях, пышных лужайках, деревьях, изобилующих плодами, и всевозможной дичи, на которую разрешено охотиться.

Если искателю снится роскошный дворец, это — символ дома его существа, которое процветает посредством воздержания, отречения от похоти и развратных склонностей и отсутствия каких-либо излишеств. Если путнику снится пышная лужайка, это символизирует землю его существа, которая омыта и оживлена ритуальным омовением, поминанием и богослужением.

Если путнику снится хорошая погода, это символизирует физическое здоровье и телесную сбалансированность. Пшеница, ячмень, рис, просо, горох и тому подобное символизируют различные формы религии, разнообразные секты, доктрины, традиции и обычаи шариата и духовного Пути.

Каждая из этих зерновых культур символизирует особое состояние, испытываемое путником в данный момент. Оно может быть распознано опытным истолкователем. Поскольку не существует точного соответствия между символами и состояниями, вдаваться в дальнейшие подробности нет смысла.

Грецкий орех в большинстве случаев символизирует результаты экзотерических наук, миндаль — эзотерических, фисташки — возвышенную науку математики и музыки, а виноград — ежедневные молитвы.

Очищенная патока, говоря вообще, символизирует сладость преданного служения, уксус — трудность служения и вино — опьяненность и добротолюбие любви. Персидская дыня символизирует Божественное Единобытие (таухид).

Огурец символизирует радость, наполняющую сознание, когда Бог приемлет состояние человека. Яблоки, груши, айва, гранаты, фиги, сливы, абрикосы, персики и шелковица хотя и могут иметь более чем одно символическое значение, обычно символизируют атрибут успешного восхваления Бога, молитвы Богу и превознесения Божьего Имени или же символизируют намаз, молебствия, чтение Корана и иные формы богослужения. Розы, ароматические растения и вообще цветение символизируют дух, чистоту поминания и религиозное служение, совершаемое без колебаний и от всего сердца.

Благовония символизируют веяния аромата добротолюбия, доносящегося до обоняния души того, кто стремится к встрече с Божественным. На этом уровне телесная форма и поминание обретают завершенность чистоты. Появляется свет, зеленоватое свечение, источник которого — движения конечностей, принадлежащих очищенной внешней форме. В области физических элементов зеленый цвет объемлет все другие цвета, будучи тем цветом, которым обладают деревья и растения. Зеленый свет — последствие богослужения физического тела, когда нафс освобождается от сатанинских, хищнических, скотских и других заслуживающих порицания свойств. До тех пор, пока порочный нафс одолеваем сатанинскими атрибутами, он является приказывающим. Когда он избавился от хищнических свойств, то становится вдохновленным. И наконец, когда очищен от скотских качеств, он становится успокоенным. Тогда голубой свет, признак совершенства нафса и умиротворенности, появляется в области воображения.

Если путник, находясь в подчинении у своего приказывающего нафса, видит во сне чудовище, это символизирует его лживость и слабохарактерность. Если он видит во сне змею, это символизирует лицемерие или же наихудший вид вожделения к тому, что запрещено. Если он видит дракона, это — символ привязанности к миру или же того, кто стремится к мирскому.

Если путник видит негашеную известь, это символизирует чрезмерные притязания. Если он видит скорпиона, это символизирует атрибут скупости или же скупца. Если он видит пчелу, это — символ зависти; если видит тарантула, это — чрезмерная скупость; если видит дом в огне, это символизирует деспотичность; если горящую одежду — развращенность; собственное тело в огне и ощущаемая при этом боль символизируют неверие; темный дом символизирует внутреннюю омраченность, вызванную употреблением чего-либо запрещенного; загрязненный дом соответствует любви к мирскому; дом, полный ужасов, символизирует искажение веры.

Разница между сатанинскими атрибутами приказывающего нафса и хищническими атрибутами обвиняющего нафса состоит в том, что первый зол и подвигает на зло. Он и сам сбился с пути истинного, и сбивает других. А второй просто исполнен зла, но не подталкивает на зло. Он сбился с пути, но не сбивает с него других.

Когда приказывающий нафс находится в процессе трансформации в обвиняющий нафс, в снах появляются высокие горы, опаленные равнины, а также различные хищные животные. Если путник видит себя во сне в виде пантеры, это символизирует атрибут высокомерия, если же ему просто снится пантера, это символизирует высокомерного человека. Если он видит себя во сне в облике козла, это — символ ярости или трусости, или же поспешности. Если ему просто снится козел, это символизирует трусливого человека, который хвастает своей храбростью.

Если путник видит медведя, это символизирует бесцеремонность в совершении грехов и смертные грехи, или же развращенного человека, бесстыдно предающегося тому, что запрещено. Если он видит свинью, это — символ бесхребетности, безответственности, распущенности, отступничества, или человека, обладающего какими-либо из этих качеств.

Если путник видит толстую ослицу, это символизирует слепое и внешнее подражание какому-то человеку, неискреннее служение. Если он видит лису, это символизирует обман или обманщика. Если он видит зайца, это — символ надувательства или обманщика. Если он видит шакала, это символизирует упрямство или клевету, или слухи, или воровство, или подлость. Если он видит гиену, это — символ вероломства, лживости, наветов, заблуждений или сходных качеств, или же человека, обладающего такими качествами.

Если путник видит волка, это — символ жадности или оставленного Пути, или жадного человека, или того, кто оставил Путь, или вора. Если он видит собаку, это — символ злобы или вожделения к тому, что запрещено, или деспотичного человека, или развратника, или того, кто ищет мирские удовольствия. Сука символизирует половые внебрачные вожделения или развращенность, или развратника. Если человек видит крысу, это — символ алчного приобретения собственности или того, кто ее алчно приобретает. Если он видит вошь, это — символ печали, а блоха — скорби. Если он видит клопа, это символизирует клеветнические измышления, а муха — жалобу. Если он видит паука, это — символ лицемерия.

Если он видит черепаху, это — символ мирского честолюбия. Если он видит дикобраза, это — символ вспыльчивости или злости, или ревности, или самонадеянности, или даже смелости, или смелого человека. Если он видит тигра, это символизирует храбрость или триумф, или высокий пост.

Другие хищные животные и насекомые являются символическими формами предосудительных качеств и атрибутами низости. Наиболее крайние проявления предосудительных качеств представлены наводящими страх хищниками и ядовитыми насекомыми. А крайние проявления атрибутов низости символизируются более слабыми хищниками и неядовитыми насекомыми.

Когда обвиняющий нафс находится в процессе трансформации во вдохновленный нафс, появляются элементы ландшафта: холмы и долины с пасущимися там различными животными.

Если путник видит осла, это — символ полового вожделения, нетвердости или идиотизма, или человека, обладающего любым из этих качеств. Если он видит корову, это — символ чревоугодия. Если это старая корова, значит, человек изрядно предавался обжорству. Если снится теленок, это — символ аппетита и навязчивого желания пищи. Если корова тощая, это символизирует нужду. Если корова излишне тучна, это — символ чрезмерного потребления. Если видится множество скота, это — озабоченность каждодневным пропитанием или разнообразием диеты.

Если путник видит горного козла, это символизирует страх перед атрибутами совершенства, а также избегание тех, кто совершенен, и страх перед ними. Если он видит рог или множество рогов, это — символ гордости и честолюбия. Если он видит козла, это символизирует лицемерие или обман, или лицемера и обманщика. Другие домашние или дикие животные это — символические формы родственных отношений или сходства качеств.

Когда вдохновленный нафс находится в процессе трансформации в успокоенный нафс, появляются распаханные равнины, готовые к севу. Также в соответствии с изречением Пророка: "Умри прежде, чем ты умрешь" человек испытывает смерть и завернут в саван, а над ним произносятся заупокойные молитвы. Затем в соответствии с изречением: "Когда человек умер и воскрес, он испытал воскрешение" человек испытывает малое воскрешение, то есть воскрешение нафса. Оно происходит в результате добровольной смерти, заключающейся в освобождении от сатанинских, хищнических и скотских атрибутов.

На ранних стадиях этого преображения человек видит домашних животных: лошадей, верблюдов, овец и тому подобное. Если путник видит лошадь, это символизирует ежедневные молитвы (намаз). Оседлывание лошади символизирует обязательные молитвы. Оседлывание верблюда символизирует совершение молитв в каждодневных ситуациях, а Оседлывание смирного осла означает духовные упражнения, совершаемые в дополнение к тем, которые требует религиозный закон.

Иногда солдаты и рыцари или порой молящиеся и миротворцы предстают в виде лошадей. Лошади могут также символизировать удачу или осуществление желания. Если путник видит слона, это — символ терпимости и выносливости или наместничества. Если он видит верблюда, это — символ ислама. Если верблюд несет груз, это — символ пищи, источник которой — ислам. Если видит караван верблюдов, это символизирует обычай — традицию Пророка (сунна) и исламскую общину. Если верблюд пьян, это — символ любви или стремления, или экстаза, или возвращения утерянного возвышенного состояния, или влюбленного, или устремленного, или пьяницы.

Если путник видит овцу, это также символизирует ислам или верующего. Если он видит горного козла, который был укрощен и одомашнен, это — символ покорности и рьяного служения, или же увлеченного человека, который стал искателем на Пути.

Если видятся птицы, это — символ внешних форм устремленности.

Домашняя птица символизирует стремление к вещам обыденным и навязчивое беспокойство о средствах к существованию. Петух символизирует устремленность к объектам вожделения и одержимость вопросами пола. Ласточка — это символ стремления к лицам противоположного пола, которые близки путнику, а также одержимости в вожделении. Голубь символизирует устремления, направленные на тех лиц противоположного пола, которые от путника далеки; или же это божественные посланники, или поминание (зикр) в сердце.

Стервятник символизирует устремления, ограниченные собственностью и занимаемым в обществе положением. Утка — символ устремленности, направленной на чистоту одежды и совершение омовений. Гусь указывает на стремление к чистоте тела, а остальные водоплавающие птицы символизируют очищение нафса от запрещенного или же очищение сердца от всего отвлекающего; или очищение приверженности Единству от загрязненности множественностью привязанностей.

Рыба символизирует приверженность Божественному Единству (таухид) в сочетании с гнозисом. Летучая мышь — символ догматического подражания и одержимости формальными аспектами доктрины, а также отстраненности от реальности познавших. Сова символизирует устремленность к мирскому и отстраненность от друзей Бога (вали) и их соратников, а также тенденцию к разрушительности. Куропатка — это символ средств к повседневному существованию и питания, разрешенного религиозным законом. Перепел символизирует обман как средство добычи "хлеба насущного".

Удод символизирует божественных посланников и духовную миссию, близость к правителям, будь то мирские или духовные, а также улаживание раздоров. Скворец — символ стремления к красноречию, обучению, изучению наук и духовному знанию. Попугай символизирует Божественное познание и обучение, изучение наук Пути и Реальности. Журавль — это символ добывания еды, которая разрешена религиозным законом, торговли, гостеприимства и потребления.

На уровне успокоенного нафса появляются определенные растения и минералы: капуста, репа, сельдерей, свекла, чеснок, лук и тому подобное. Когда они снятся вареными, они символизируют успокоенный нафс. Когда сырыми — любой другой нафс.

Если путник видит редиску, это — символ презрения и поругания, источник которого — обвиняющий нафс. Если он видит сырой лук или чеснок, это символизирует подлость, придирчивость, отвращение и поношение. И лук, и чеснок символизируют атрибуты, источник которых в обвиняющем нафсе.

На уровне успокоенного нафса появляются определенные минералы: известь, кальций, квасцы, соль, нефть, медь, свинец, олово, сера и тому подобное. Негашеная известь символизирует грубость, а гашеная — усердие и настойчивость в поминании. Необработанный кальций соответствует промедлению и отсутствию достижений, а обработанный кальций, когда растерт в порошок, просеян и превращен в штукатурку, символизирует отрицание индивидуального сознания и утверждение вечности, а также победу над нафсом и внутреннюю чистоту. Квасцы — символ обмана, злостных намерений, зависти и затаенной вражды. Соль символизирует обходительность, утонченность, обученность, смирение, кротость, покорность, мужество и товарищеские отношения. Нефть — метафорическое обозначение любви. Медь соответствует способности двигаться по Пути и постигать учение суфиев. Расплавление меди, чтобы добыть ее из руды, символизирует совершенствование нафса, избавление его от мути условностей и привычек. Свинец — символ апатии и потворства, а расплавленный свинец означает следование совету. Олово символизирует уступчивость, низкопоклонство, лесть, тогда как расплавленное олово означает способность к обучению.

Продвижение путника в духовных уровнях нафса совершается сверху вниз. То есть вначале приказывающий нафс управляем огненной природой. Когда он спускается из этой огненности, чтобы стать обвиняющим нафсом. им начинает управлять стихия воздуха. Когда он спустился из воздушности и стал вдохновленным нафсом, им руководит водная стихия. Когда он спустился из водной стихии и стал успокоенным нафсом, им управляет стихия земли. В результате он обретает устойчивость и такие качества, как смирение, достоинство, кротость и покорность. Когда сатанинские, хищнические и скотские свойства преобразились в человеческие, путнику часто снятся люди — верующие, аскеты, те, кто совершает благородные деяния, благочестивые люди, миротворцы, люди, которые чисты, молящиеся и обладатели успокоенного нафса. (РН 151)

Примечания:

[ 10 ] Возможное значение текста на фарси: не находиться в компании положительных людей (прим. перев. русск. изд.).

[ 11 ] Кутб – "ось", "полюс", "точка опоры". Ранг суфийской духовной иерархии (прим. перев. русск. изд.).

[ 12 ] Видимо, имеется в виду пояс, который носили христиане, чтобы их могли отличить от мусульман. Здесь – символ неверия нафса (прим.перев.русск.изд.).

[ 13 ] См. Traditions, vol.1, p.77 (прим.ред.англ.изд.).

[ 14 ] То есть: для того, кто удерживал душу от страстей, рай будет прибежищем (прим. перев. русск. изд.).

[ 15 ] Кашф ал-асрар – "Раскрытие тайн". Этот комментарий на Коран был начат, по утверждению автора, в 1126 г (прим. перев.русск. изд.).

[ 16 ] Хаджж –ритуальное паломничество в Мекку (прим. перев. русск. изд.).

[ 17 ] Глава переведена с незначительными сокращениями (прим. перев. русск. изд.).

СЕРДЦЕ

 

Стань человеком сердца
или хотя бы служи такому человеку;
А иначе ты так и останешься
ослом, застрявшим в грязи.


Когда у человека нет сердца,
ничто ему не впрок,
Никчемностью своей прославится

он по всему миру.

(СГР 144)

Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца.

Фактически, успокоенный нафс и есть само сердце. Философы называют его "рациональный нафс" (нафс-и натика). Большинство людей, однако, находятся на психологическом уровне материальной природы (таб) и нафса; у них нет сердца.

Сердце — это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс). Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с нафсом, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет нафс, оно затемняется от тусклости множественной природы нафса и окрашивается в соответствующие тона.

Дух — источник добра, а нафс — зла. Любовь — это армия духа, а страсти — армия нафса.

Дух — это преуспеяние в Боге, тогда как нафс — неудача в Боге. Сердце расположено между двумя этими владыками, и победивший из них покоряет и сердце.

Когда любовь призывает сердце,
Сердце бежит от всего сотворенного.

(Руми)

Сердце — это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявлен-ности различных уровней Сущности. Арабское название сердца, калб (вращение), указывает на его срединное положение между нафсом и духом. Сердце является мостом, связующим их; оно делает проявленным совершенство обоих и, черпая благодать духа, передает ее нафсу.

Чаша, в которой виден весь мир, —
это сердце Совершенного Человека.
Зеркало, отражающее Бога,

и есть на самом деле сердце.

(СГР 3)

Глина Адама обрела пластичность
благодаря росе любви;
Потому в мире появились
сотни бедствий и раздоров.
Скальпель любви

уколол вену духа.
Выступившая капля

была наречена сердцем.

Маджо'д-Дин Багдади

В своем комментарии к Фусус ал-хикам [ 1 ] Джа-ми пишет:

"Сердце — это реальность, заключающая в себе реальность материального мира и органы физического восприятия, с одной стороны, а с другой — реальность духовную и свойства нафса ".


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!