Европейские парки регулярного стиля



(XVII – середина XVIII)

Для регулярного стиля этого периода характерны следующие черты:

– сады и парки составляют единое гармоничное целое с архитектурой дворца;

– дворцово-парковым ансамблям присуща особая торжественность и безупречность деталей;

– созданные ансамбли отлично вписываются в окружающую природу.

Сады и парки Франции

Эпоха французского классицизма в парковом искусстве ознаменовалась творениями художника-паркостроителя Андре Ленотра. Этот стиль выражался в предельной пропорциональности, системе и строгости парковой композиции, и ее элементов.

Версаль (рис. 19).

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1706 г. Ленотром вместе с архитектором Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: Малый парк занимает площадь 1738 га, А примыкающий к нему Большой охотничий парк – 6600 га.

Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк , подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.

В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:

- развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающей композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;

- создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;

- создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;

- введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;

- учет особенностей оптического восприятия пространства.

Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада равна 500 м. С востока к нему подходит трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящиеся на площади армии.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, зеленый ковер, колесница Аполлона и Большой канал. Далее перспектива открывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина – 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам.

Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длинна продольной части – 1600 м, поперечной – 1000, ширина – свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное – декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы, благодаря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении).

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 15 м, переходит в оранжерейный сад и завершается озером Швейцарцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая – через Колесницу Аполлона, вторая – через восточный бассейн большого канала – отдаляет лесопарковую часть от боскетной.

Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов (рис. 20).

Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие решетчатые деревянные изгороди – палисады, выкрашенные в зеленый цвет.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха.

В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал, Королевский остров).

За боскетной частью Малого партера находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга – Менажерией.

Слева и справа от поперечной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.

Здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края терраса, взору открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра.

Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».

Классические парки Франции стали образцом для подражания во многих европейских странах.

 

Сады и парки Германии

 

Регулярные композиции конца XVII начала XVIII вв. в Германии являются творениями талантливых учеников самого Ленотра или его школы. Особенный интерес представляют работы Мартэна Шарбонье и Доминика Жирара.

Герренгаузен (рис. 21)

Возник в 1666 г. около Ганновера. Первоначально работы велись на придворцовой территории на манер голландского сада, а затем М. Шарбонье расширил территорию, положив в основу традиционную французскую схему.

Главная подъездная дорога подходила к большому полукружию курдонера дворца с востока. К западу от главного фасада дворца расстилался великолепный партер, а по сторонам располагались боскеты. Все было ограничено высокими стенами из граба – и партер, и боскеты. Партер и прилегающие к нему боскеты представляли собой сетку плана взаимно перпендикулярных аллей.

Весь парк был окружен с трех сторон каналом.

Вторая часть – парковая, обсаженная высокими деревьями, построена по принципу радиальных аллей, сходящихся к круглым площадкам, украшенным фонтанами. Один из боскетов в Герренгаузене был отведен для лабиринта, другой – для воздушного (зеленого) театра.

Зеленый театр представляет собой настоящую жемчужину садово-паркового искусства. Это достигнуто удачными пропорциями, скульптурным и водным декором и умелым применением зеленого фона кулис. Он славится прекрасной акустикой, удобством и вместимостью.

В регулярном стиле созданы парки и сады в замке Аугустусбург, Шарлоттенбург и другие.

 

Сады и парки Англии

Английские садовники Джон Роз и Генри Уайз также были последователями школы Ленотра. Последнему принадлежат планы Гринвич-Парка в Лондоне и резиденции Хемптон Корт на берегу Темзы.

Хемптон Корт (рис. 22) расположен недалеко от Лондона. Это загородная королевская резиденция, предназначенная для празднеств и торжеств.

Великолепные кружевные партеры окружают дворец, а большое луговое пространство к востоку перерезано тремя лучами. Средний луч, расположенный по главной композиционной оси, оформлен каналом. Дороги парка оформлены тисами.

Введению французского стиля в Англии содействовал Карл II. Первые сады этой эпохи отличаются упрощенной композицией, большими газонами, широкими аллеями и тем, что цветы выращивались в вазонах и вазах.

Во всех парках Англии того времени при оформлении газонов используются большие аллеи – авеню (характерный элемент французского сада). Этим Англия дает новое направление в области паркового искусства – создание больших газонов, широких аллей и спокойных мест для отдыха, т. е. основные предпосылки для развившегося позже пейзажного паркового стиля.

 

Практическое занятие №6


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!