Европейские парки пейзажного стиля (XVIII – XIX вв.)



Садово-парковое искусство Западной Европы XVIII – начала XIX вв. знаменуются появлением парков нового типа, так называемых ландшафтных парков. Основным принципом композиции пейзажных парков было создание стиля, отвечающего естественным природным условиям среды произрастания, причем пространственное оформление сводилось к устройству естественного ландшафта.

Пейзажное стилевое направление характеризуется следующими чертами:

- новая трактовка природы и композиционное использование естественного ландшафта;

- постепенная эволюция направления и развитие своих стилей: XVIII в. (романтический) и XIX в., каждый из которых характеризуется своим отношением к природе и соответственно ее образной трактовкой;

- относительно устойчивое сохранение регулярных элементов у дома и в отдаленных узлах парка;

- использование приемов пейзажной живописи как метода построения парков («картинного типа»);

- расширение функций ландшафтного искусства, направленных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.

Первые пейзажные парки создаются в XVIII веке в Англии. Это новое течение распространяется по всей Европе, особенно во Франции и Германии.

 

Сады и парки Англии

 

Парк Стоу (рис. 23).

Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое, - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает архитектор Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд – его второй композиционный центр. Объемно пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоемов и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 – храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, грот из камня, грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка – слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообразное решение – в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний.

В ассортименте преобладают листопадные породы: бук, ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными – сосной обыкновенной, кедром ливанским, тисом.

Тонко продуманное и мастерски изложенное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.

Сады и парки Франции

 

Эрменонвиль (рис. 24).

Автор и владелец парка М. Жирарден. Строительство началось в 1766 г. Площадь парка 54 га.

Центр композиции – замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с помощью плотин на р. Ноннет. Пруд – пейзажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк простирается к северу и югу от замка. Он состоит из двух парковых частей, разделенных аллеями. Южная часть характеризуется выделяющимися пейзажными видами, а северная – холмистой территорией с наклоном к низине. Характерный момент южного сектора – водопад, от которого открывается вид на грот. Выше находится озеро, у берегов которого расположены руины и такие парковые элементы как молочные фермы, мельницы и др. здесь находится «Храм мечты» и «Храм философов», построенный на возвышении и оставленный незаконченным, чтобы показать неполноту познаний человека и его несовершенство.

Наиболее интересный элемент парка – «Остров Руссо» среди озера, украшенный гробницей Ж.-Ж. Руссо. Вокруг посажены 16 пирамидальных тополей, завершающие композицию памятника и подчеркивающие вид на остров.

Здесь же, у озера, привлекают внимание открытая полянка с хижиной из тростника, гигантский бук, расположенный на плато, маленький островок с гробницей. В северном секторе интересна река, образуемая ручьями, протекающими около замка. Оно усеяна островами, на одном из которых находится башня Габриэлы. Со стороны башни открывается вид на руины, мельницы, расположенные на территории сектора. Лесной массив из ольхи расчленяет долину. В нем находится грот. Возле этой части парка расположен пустынный участок с кустами, водными устройствами, скалистыми образованьями, характерными соснами, в котором почти не чувствуется рука человека.

 

Сады и парки Германии

 

Парк Мюскау (рис. 25).

Парк создавался в период между 1815 и 1845 гг. собственник и строитель парка князь Тюклер.

Площадь 1250 га. Расположен по обе стороны реки Нейсе, вблизи городка Мюскау. Композиционной осью стала река. Замок – композиционный центр – построен на северо-западе, на левом берегу Нейсе. В пейзажах территории около замка значительное место отводилось полянам и лужайкам с растущими в одиночку или группами деревьями лиственных пород – липой, вязом, дубом, ясенем, тополем, ивой. Исключительное внимание уделялось многоплановости пейзажей, не только переднему, но и дальнему плану. Пейзажи около замка были выдержаны без особенно далеких перспектив в сторону Нейсе. Эффект был рассчитан на восприятие от замка и служил прелюдией к дальнейшему осмотру парка.

Трассировка дорожек удобна и функциональна. Силен контраст между открытым пространством полян и отдельными замкнутыми пейзажами вдоль реки. Ее плавные изгибы определили трассировку дорожек. Тщательно обдумывались породы деревьев, отдавалось предпочтение деревьям с плакучей кроной и трепетной листвой – иве, березе, ольхе, применялись влаголюбивые кустарники.

На правом берегу Нейси, к востоку и югу тянулись обширные сельскохозяйственные угодья.

Они также прорезались дорожками, но при более крупном членении пространства. Дальше находился хвойный лес, перемежающийся с небольшими полями с деревушками.

По периметру всей территории была проложена дорога для верховой езды и предусмотрен ипподром интересной планировки. В парке был фазанник, оранжерея, открытый театр, павильоны, самые разнообразные уголки отдыха.

 

Практическое занятие №7

Сады и парки России

 

В садово-парковом искусстве России выделяется несколько этапов, каждый из которых ознаменован созданием великолепных парковых ансамблей.

Сады до петровского времени (XVI – XVII вв.) – Коломенское, Измайлово, Красное, Александрова слобода и др. – носили утилитарный характер и не рассматривались как парадные резиденции.

XVIII в. характеризуется расцветом регулярного стиля в паркостроении и созданием таких шедевров, как Летний сад, Петергоф, Царское село, Стрельна, Ораниенбаум, Кусково, Архангельское и др.

Основными чертами русских парков регулярного стиля являются:

- развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;

- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;

- развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;

- учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением;

- преобладание в ассортименте местных видов;

- широкое распространение открытых театров;

- в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо;

- завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;

- использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.

Петродворец (Петергоф ) (рис. 26)

Расположен в 29 км от Петербурга. Он является своеобразным гимном в честь победы России в Северной войне.

Петергофский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объединенных единой доминантой – дворцом.

В истории создания парка выделяют 2 основных периода:

1714 – 1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;

1747 – 1754 гг. (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.

Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет трех частное членение пространства, типичное для садов этого времени. Центральная часть – парадный партер (230×35 м), ведущий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, как бы рвется к морю, он пронизан аллеями-перспективами, направленными к Финскому заливу, шумными каскадами, струями множества фонтанов.

Нижний сад к середине XVIII в. представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, композиционно подчиненных дворцу. Дворец расположен на краю верхней террасы. К ее подножию от берега Финского залива сходятся три планировочных луча: центральный – канал длиной 500 м, соединяющий ковш Самсона с морем, западный связан с Эрмитажем, восточный – с Монплезиром, боковые дороги сдвоены. В западной оконечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и прямоугольным водоемом, от которого вдоль нижней террасы также расходятся три аллеи: Малибанская (Марли-Монплезир), Марлинская (Марли-Александрия), Березовая (Марли-район Шахматной горы и Римских фонтанов). На Марлинской аллее в пересечении дворцовых трехлучий установлены фонтаны Адам и Ева.

С верхней террасы дворца обозреваются расстилающиеся у подножия ковры партера (25×135 м) с широкими чашами итальянских фонтанов, а через зелень боскетов видны панорама Финского залива, Эрмитаж, Монплезир, фонтаны.

Петродворец – уникальный комплекс водных устройств – спокойной глади воды (каналы, бассейны), поднимающихся фонтанных струй, падающей воды в каскадах. Центральное место занимает Большой каскад – своеобразный постамент, на котором высится дворец.

Фонтаны установлены в местах пересечения дорог, замыкая перспективы (Адам и Ева) или образуя композиционные узлы (Пирамида, Солнце, Менажерные, Римские). Особую группу составляют фонтаны – «шутихи» (Зонтик, Дубок, Диванчик).

Во второй половине XVIII – начале XIX вв. в России развивается новое направление в архитектуре – русский классицизм, которое ознаменовалось созданием прекрасных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы, широким городским и усадебным строительством.

В тесной связи с архитектурой классицизма развивается пейзажное стилевое направление в паркостроении.

Русские пейзажные парки характеризуются следующими чертами:

- явные различия ранних (романтических) парков XVIII в. и более поздних XIX в.

- построение пространства с учетом условий местности, включение ее природных достоинств в парковую среду и образная трактовка природы как завершающий итог художественного решения парка;

- роль архитектуры в образном строе парка как композиционного элемента, дополняющего его картины, гармонически усиливающие звучание природы;

- территориальное подразделение парка на планировочные части – Ландшафтные районы и участки, характеризующиеся общностью физиологических черт и своим обликом;

- композиционная взаимосвязь и пространственная нерасторжимость районов и участков парка;

- соблюдение масштаба планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов;

- пейзажное разнообразие и пейзажные картины – основные методы объемно-пространственного построения парка.

Первоначально пейзажные приемы вошли в регулярную планировку, затем, все более обретая самостоятельность, они стали основой для формирования романтических парков Царского Села, Гатчины, Ораниенбаума, Софиевки, Павловска.

Павловский парк (рис. 27)

Ансамбль Павловского парка складывался с конца 1770-х до конца 1820 гг. Площадь парка составляет 543 га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории парка выделяют три периода : 1779-1785 гг. (арх Ч. Камерон), 1786-1800 гг. (арх. В. Бренна), 1803-1820 гг. (художник П.Гонзаго, а также арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон).

В первый период Ч.Камерон возводит дворец, занимается планировкой парка и строительством парковых сооружений. Им создаются районы: Придворцовый с Павильоном трех граций и Вольером; реки Славянки с колоннадой Аполлона, Холодной ванной, Храмом дружбы; Большой звезды; пробиваются просеки в лесном массиве будущего района Белой березы. Возводятся пасторальные постройки – Молочня, Старое Шале, Хижина пустынника и др. В результате уже в первый период Ч. Камероном была заложена планировочная структура парка. Его произведениям свойственны стилистическая утонченность и лиричность.

Во второй период парк приобретает все более парадный вид. В.Бренна перестраивает дворец, вносит дополнительные дороги в район Большой звезды, создает участок Больших кругов в Придворцовом районе, который соединяется с р. Славянкой Большой лестницей. У Мариентальского пруда строит Большой трельяж, а в некотором отдалении – крепость Бип. На реке Славянке В.Бренна строит Пиль-башню, пластически обрабатывает склоны берегов и устраивает амфитеатр, а у Круглого пруда – Большой каскад. В лесном массиве создает районы Старой Сильвии и Новой Сильвии. По сравнению с творчеством Ч.Камерона работы В.Бренна более официальные, парадно-эффектные.

Третий период знаменит работами П. Гонзаго, который на территории плаца создает район парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства долину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке и павильоны у Тройной аллеи, в районе Новой Сильвии строится Храм Супругу-благодетелю.

За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учитывал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения.

Павловский парк состоит из 6 районов: Дворцовый;.Долина реки Славянки; Большая звезда с Краснодолинными прудами; Старая и Новая Сильвии; Парадное поле; Белая береза.

Каждый из них характеризуется своим объемно-пространственным решением, своим физиономическим обликом , и все они подчинены общей художественной идее – созданию образа северной русской природы.

Все районы парка пространственно взаимосвязаны, лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвии обрамляют долину р. Славянки, Парадного поля и Белой березы, образуя живописные опушки; просеки Большой Звезды и некоторые дорожки Старой Сильвии завершаются пейзажными картинами Славянки, развернутыми в ином ракурсе, чем с дорожек, идущих вдоль речного русла, и с более широким – панорамным охватом. Дворец, находящийся как будто в стороне от основных районов, воспринимается из самых разных точек.


 

Приложение

Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков

 

1. Египетский сад.

2. Египетский сад.

3. План садов Семирамиды.

4,5. план садов Семирамиды (реконструкция Кольдевей и Кришен).

6. План Агоры в Афинах.

7. План городского сада около театра в Риме.

8. План дома Веттии в Помпес.

9. План виллы Тускум.

10. Парк Ихэюань.

11. Сад камней Реандзи.

12 Ансамбль Кацура.

13. План моностырского сада.

14. Сады в Альгамбре.

15. Ансамбль Генералиф.

16. Вилла Капрарола.

17. Вилла Ланте.

18. Вилла Д'Эсте.

19. Версаль.

20. Участок боскетов в Версале.

21. Парк Герренгаузен.

22. Хэмптон Корт.

23. Парк Стоу.

24. Бют-Шомон.

25. Парк Мюскау.

26. Петродворец.

27. Павловский парк.

 

 

 

Рисунок 1 – Египетский сад

 

 

Рисунок 2 – Схема плана египетского дома с садом

1 – входные ворота; 2 – пергола; 3 – дом; 4 – садовая беседка

 

 

 

Рисунок 3 – Висячие сады Семирамиды (план)

 

 

 

Рисунок 4 – Висячие сады Семирамиды

(реконструкция Кольдевей)

 

 

 

Рисунок 5 - Висячие сады Семирамиды

(реконструкция Кришен)

 

 

 

 

Рисунок 6 – Афины. План Акрополя

1 – пропилеи; 2 – Эрехтейон; 3 – Парфенон; 4 – целла стофутового храма;

5 – статуя Афины

 

 

Рисунок 7 – План городского сада около театра в Риме

 

 

 

Рисунок 8 – План дома Веттии в Помпее

 

 

 

Рисунок 9 - План виллы Тускум в Древнем Риме

 

 

 

Рисунок 10 – Парк Ихэюань (Парк Безмятежного отдыха)

1- озеро Куньмыньху; 2 – Гора долголетия; 3 – Восточные ворота; 4 – Дворец гуманности; 5 –Сад благодеяния и мира; 6 – беседки; 7 – длинная галерея; 8 – дворцовый ансамбль; 9 – Мраморный корабль; 10 – Бронзовый бык; 11 – Храм Царя драконов; 12 – Львиный мост; 13 – мост Нефритовый пояс

 

 

 

 

Рисунок 11 - Сад камней Реандзи

 

 

 

 

Рисунок 12 – Дворцово-парковый ансамбль Кацура в Киото.

 

1 – Передние ворота; 2 – Императорские ворота; 3 – Императорский подъезд; 4 – Центральные ворота; 5 – дворец; 6 – павильон Гэппаро; 7 – Кленовая гора гора; 8 – гора Сотэцу; 9 – Место для отдыха на воздухе; 10 – Аманохасидатэ; 11 - павильон Секинтэй; 12 – Остров бессмертных; 13 – Долина светлячков; 14 – павильон Секатэй, 15 – павильон Орнидо; 16 – павильон Сейкэн; 17 – река Кацура; 18 - Место для верховой езды.

 

 

Рисунок 13 – План монастырского сада XIII века.

 

1 – лужайка; 2 – грядки с травами, овощами и цветами; 3 – скамейки из дерна, оформленные цветами; 4 – бассейн и канал; 5 – деревья в рядовой посадке.

 

 

 

Рисунок 14 - План ансамбля Альгамбра

 

 

Рисунок 15 – Генералиф (план садов)

 

11 – входы; 2 – нижняя терраса; 3 – двор с каналорм; 4 – беседка; 5 – Сад султанши; 6 – верхняя терраса; 7 – каскад.

 

 

 

Рисунок 16 – Вилла Капрарола

 

 

 

Рисунок 17 – Вилла Ланте

 

1 – партер плоского сада; 2 – водный партер; 3 – здание виллы; 4 – круглый фонтан; 5 – водяной лоток; 6 - Фонтан речных богов; 7 – водоток; 8 - зеленые стены обрамляющие, водоток; 9 – фонтан; 10 – вольер.

 


 

 

Рисунок 18 – Вилла д Эсте

1 –дворец; 2 – верхняя терраса; 3 – фонтан драконов; 4 – Аллея ста фонтанов; 5 – фонтан Сивилла; 6 – Торжествующий Рим; 7 – водоемы; 8 – Водяной орган; 9 – партер.

 

 

Рисунок 19 – Дворцово-парковый ансамбль Версаля.

1 – дворец; 2 – водный партер; 3 – партер цветов; 4 – оранжерея; 5 – бассейн; 6 – триумфальная арка; 7 – аллея воды; 8 – фонт ан Дракона; 9 – бассейн Нептуна; 10 – ванна Аполлона; 11 – бальный зал; 12 – бассейн и партер Сатурна; 13 – лабиринт; 14 – Водяной театр; 15 – фонтан Цереры; 16 – фонтан Сатурна; 17 – Жирандоль; 18 – боскет дофина; 19 – боскет звезды; 20 – фонтан Флоры; 21 - фонтан Бахуса; 22 – королевские озера; 23 – колоннада; 24 – аллея Зеленого ковра; 25 – боскет Купола; 26 – боскет Обелиска; 27 – боскет Анфилады; 28 – зал каштанов; 29 – бассейн Аполлона; 30 – канал; 31 – трианон; 32 – королевская площадь.

 

 

Рисунок 20 – Участок боскетов в Версале.

 

 

 

Рисунок 21 – План сада Герренгаузен

1 – дворец; 2 – партер; 3 – большой фонтан; 4 - зеленый театр; 5 – бассейны; 6 – бассейн с фонтаном; 7 – боскетный сектор; 8 – канал.

 

Рисунок 23 – План парка Стоу

 

 

 

 

Рисунок 24 – План парка Бют-Шомон в Париже

1 – остров; 2 – железная дорога; 3 – садово-парковое сооружение

 

 

Рисунок 25 – План парка Мюскау

 

 

Рисунок 26 – Петергофский парк

А – Верхний сад; Б – Нижний сад; 1 – дворец; 2 – Большой каскад; 3 – Ковш Самсона; 4 – Большой партер; 5 – Монплезир; 6 – Эрмитаж; 7 – Марли; 8 – Золотая гора; 9 - земляная дамба; 10 – фонтан Адам; 11 - фонтан Ева; 12 – фонтан Солнце; 13 – Римские фонтаны; 14 – Шахматная гора; 15 – оранжерея; 16 – фонтан Пирамида


 

Литература

1. Боговая И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1989.

2. Городков А. В. История ландшафтного искусства. Брянск, 2003.

3. Горохов В. А., Лунц Л. Б. Парки мира. М.: Стройиздат, 1985.

4. Гостев В. Ф., Юскевич Н. Н. Проектирование садов и парков. М.: Стройиздат, 1991.

5. Палентреер С. Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство. Избранные труды. 2-е изд., испр. М.: МГУЛ, 2003.

6. Рубцов Л. И. Проектирование садов и парков. М.: Стройиздат, 1979.

7. Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. М.: МЛТИ, 1986.

 

 

Елена Викторовна Мироненко

Садово-парковое искусство


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3591; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!