Сады Средневековья и итальянские сады эпохи Возрождения



 

Сады эпохи Средневековья

 

Период времени между падением Рима (конец IV в.) и эпохи Возрождения в Италии (XIV в.) называется Средними веками или эпохой Средневековья.

Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. В этот период садово-парковое искусство приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады (рис.13). В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в честь мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз.

Сады при замках устраивались внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивались цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках.

Сад-лабиринт – прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок который вписывался в круг или шестиугольники сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывался на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами живой изгороди.

Завоевание в VIII – IX вв. Испании маврами, оказало большое влияние на архитектуру, градостроительство и садово-парковое искусство покоренной страны.

Возник испано-мавританский сад – «патио» он происходит одновременно от атриума (дворика) античного Рима и от средневекового монастырского сада. Характерными чертами этих садов является: регулярность плана, небольшая и ограниченная со всех сторон площадь сада и защищенность стенами зданий или высокими каменными оградами. Главными декоративными элементами являются миниатюрные фонтаны, бассейны и каналы. Большую роль играет декоративное мощение патио речной или морской галькой, иногда двухцветное, а также цветные изразцы (майолика), которыми были выложены дно и края бассейнов, каналов, облицованы подпорные стены и сиденья. Из растений предпочтение отдается вечнозеленым породам, таким как самшит, мирт, образующим стриженные бордюры или живые стриженные изгороди. Большое применение имеет туя, лавр, олеандры, апельсинные и лимонные деревья. Растений немного, но их расположение и группировка тщательно продуманы.

Примером служат сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов – Альгамбре (650×200 м) и Генералифе (80×100 м).

В Альгамбре (рис. 14) помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47×33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом. В центре находился бассейн (7×45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриженного мирта. Главным эффектом является отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28×19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипарисами по углам, а главное – сложным орнаментом покрытия, в рисунок которого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф (рис. 15) – летняя резиденция халифов, расположенная выше Альгамбры на 100 м. Это комплекс изолированных садов – патио на террасах. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

Испано-мавританские сады патио оказали большое влияние на композицию и оформление многих садов и парков.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!