Сады Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии



Брянская государственная инженерно-технологическая академия

 

Кафедра садово-паркового и ландшафтного стоительства

 

 

Садово-парковое искусство

Методические указания к практическим занятиям

Для студентов IV курса ЛХФ специальности 250203 – Садово-парковое и ландшафтное строительство

 

 

 

Брянск 2007


Брянская государственная инженерно-технологическая академия

 

Кафедра дендрологии, селекции и озеленения

 

        Утверждены на заседании научно-методического совета БГИТА Протокол № _______        от ____________________2007 г.  

 

 

 

Садово-парковое искусство

Методические указания к практическим занятиям

Для студентов IV курса ЛХФ специальности

Садово-парковое и ландшафтное строительство

 

 

Брянск 2007

Садово-парковое искусство. Методические указания к практическим занятиям для студентов IV курса ЛХФ специальности 250203 – Садово-парковое и ландшафтное строительство /Брянская государственная инженерно-технологическая академия; Сост.: Мироненко Е. В. – Брянск, 2004.-

 

Составитель: Мироненко Е. В. – кандидат с.-х. наук, доцент кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства БГИТА

 

Рецензент: Смирнова М. Ю. - кандидат с.-х. наук, доцент кафедры лесных культур и почвоведения БГИТА

 

Рекомендованы к изданию УМК лесохозяйственного факультета Брянской государственной инженерно-технологической академии

 

Протокол №  от “ “___________2007 г.


Содержание

 

 

                                                                                                                                                  С.

    Введение......................................................................................................................        
1. Сады Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии..........................................................        
2. Сады Античной Греции и Древнего Рима...............................................................        
3. Парки и сады Китая и Японии..................................................................................        
4. Сады Средневековья и итальянские сады эпохи Возрождения.............................        
5. Европейские парки регулярного стиля (ХVII- середина ХVIII вв.)...................        
6. Европейские парки пейзажного стиля (ХVIII-ХIX вв.)........................................        
7. Сады и парки России................................................................................................        
  Приложение. Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков........................        
  Рекомендуемая литература.......................................................................................    

 

 

Введение

 

Садово-парковое искусство – это первый этап в развитии ландшафтного искусства, тот аргумент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает свое развитие.

Основными задачами ландшафтного искусства являются создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных, т. е. отвечающих своему назначению.

Садово-парковое искусство подчиняется тем же законам, что и любое другое искусство. Оно имеет свои композиционные приемы, свои стили. На протяжении веков наблюдается преемственность и эволюция стилей. Специалистам в области ландшафтного искусства в настоящее время необходимо тщательно ознакомиться с опытом прошлого при проектировании и строительстве садов и парков.

Садово-парковое искусство – искусство комплексное. Оно тесно связано с архитектурой, градостроительством и растениеводством. От специалиста в области ландшафтной архитектуры требуется глубокое знание биологии, экологии растений, наравне с овладением законами композиции и эстетики.

 

Курс «Садово-парковое искусство» призван научить студентов ориентироваться во всем многообразии приемов ландшафтного искусства, развить профессиональный вкус, помочь овладеть эколого-эстетическими принципами формирования пространственной среды объектов ландшафтной архитектуры.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- иметь представление об историческом ходе развития ландшафтного и садово-паркового искусства, смене стилевых приемов, освоении растительного материала и характера преобразований ландшафта;

- знать историю развития, объемно-пространственную структуру, композиционные особенности и художественные принципы ряда выдающихся исторических и современных парков и других объектов ландшафтной архитектуры, а также их взаимосвязь с архитектурой, градостроительной ситуацией и ландшафтом;

- владеть профессиональной терминологией;

- уметь читать, копировать и анализировать исторические и современные планы различных объектов ландшафтной архитектуры;

- пользоваться литературой, архивными материалами, планово-картографическими подосновами.

Программой дисциплины «Садово-парковое искусство» предусмотрены практические занятия, методические рекомендации к которой приведены в данной работе.

 

Практическое занятие №1

Сады Древнего Египта и Ассиро-Вавилонии

Сады Древнего Египта

 

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н.э. Его территориальные границы приурочены к долине реки Нил. Здесь естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, вдоль берегов Нила – тростник, папирус, лотосы.

Климат Египта очень засушливый, характеризуется почти полным отсутствием осадков и горячими знойными ветрами, несущими частицы песка.

Рельеф долины Нила – равнинный. Лишь по сторонам на значительном расстоянии поднимается нагорье Ливийской и Аравийской пустынь.

В Древнем Египте имелись насаждения городского типа, то есть ряды деревьев (предположительно пальм) по сторонам главных улиц на городской территории.

Собственно сады в современном понимании этого слова делились на священные рощи, расположенные обычно на берегу искусственных водоемов на территории храмовых комплексов, и сады декоративного назначения, окружавшие жилые дома знати, высших чиновников. Эти сады отличались небольшими размерами. При загородных дворцах фараонов были обширные озелененные территории, которые можно назвать парками.

Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников и цветов, при помощи которых создавались и оформлялись эти сады. Ассортимент включает финиковую пальму, инжир, гранатовое дерево, акацию, тамарикс, тростник. Большое значение имели деревья с густой кроной, обеспечивающие тень, прохладу и защиту от знойных ветров, плодоносящие породы и породы, дающие благовонные масла, необходимые для священного ритуала.

Значительную роль в оформлении садов играли виноградники, сочетавшие утилитарные цели с декоративной. Для винограда строились специальные остовы – крытые аллеи (перголы), и получалась необходимая тень под виноградными лозами и интересный декоративный эффект.

Неотъемлемой частью египетского сада были водоемы – бассейны, каналы и пруды; размеры водоемов находились в тесной зависимости от размеров территории сада. Водоемы служили для полива растений, разведения рыбы или водоплавающей птицы и имели декоративное значение. В садах, окружавших дворцы фараонов и виллы вельмож, эти водоемы были значительных размеров. Так, при раскопках в Мару-Атен (южная часть Эль Амарны), удалось воспроизвести планировку загородного места отдыха, где сооружения, сгруппированные вокруг водоемов и садов, имели подчиненное значение – служили для отдыха во время прогулок, что подтверждается отсутствием жилого помещения.

Композиционным центром служит водоем длинной 120, шириной 60 и глубиной 1 м. Водоем был окружен со всех сторон садом, в котором росли деревья, цветы и овощи. Длинный пирс вел в водоему и заканчивался небольшим садовым храмом, от которого несколько ступеней вели к воде. Композиция плана сада очень проста. Она представляет собой два удлиненных прямоугольника общей площадью 3,25 га. Глинобитная стена окружала всю территорию. Водоем обеспечивал прохладу и предположительно использовался для прогулок на лодках (рис. 1).

Лучше всего можно судить о садах Египта по плану реставрации одного из садов. Для него характерны необычайная четкость, геометричность и стройность регулярной композиции и ярко выраженное осевое построение плана. Сад занимает небольшой участок, примерно около 1 га. Вход в сад подчеркнут пилонами, обелисками или фигурами сфинксов. Вся территория окружена высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные участки также отделены друг от друга стенами. Эти стены служат защитой от сухих знойных ветров. Композиционным центром является дом, расположенный в глубине, а композиционной осью – крытая аллея (пергола), увитая виноградом. По периметру сада предусмотрены защитные рядные посадки деревьев и кустарников.

В саду находится четыре водоема и две беседки, расположенные симметрично по сторонам входной аллеи. Тем самым поддерживается четкость и геометричность плана (рис. 2)

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

 

Сады Ассиро-Вавилонии

 

Ассиро-Вавилония – это страны Двуречья, то есть территории бассейна рек Тигра и Евфрата.

Климат характеризуется засушливостью в районах, близко расположенных к среднему течению рек, к северу от Древнего Вавилона, а также холодными дождями в определенные периоды года. Рельеф сравнительно равнинный, за исключением всхомленности в средней части страны. На севере страны местность гористая. Из насаждений распространена финиковая пальма.

Для Ассиро-Вавилонии характерно строительство на террасах – искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц.

По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в виде ступенчатых башен, представляющих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую платформ, квадратных или прямоугольных в плане.

Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом. Выступающие части нижних платформ озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды, созданные во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.), которые расширил и восстановил Навуходоносор II. Благодаря раскопкам пришли к выводу, что сады были террасированы, миниатюрны по размерам, требовали исключительно большого ухода и производили, вероятно, сказочное впечатление.

Сад состоял из ряда террас, постоянно уменьшающихся к верхней своей части. Всего было четыре уровня, четыре террасы. Первая, нижняя, занимала площадь 45×40 м, вторая – 40×30 м, размеры двух других не установлены. Основой этих террас служила высокая платформа из сырцового кирпича с облицовкой из обожженного кирпича. Внутри этой платформы находились подземные сводчатые помещения, всего 14 маленьких комнат, расположенных симметрично по сторонам коридора, имеющего северо-восточное направление. Комнаты служили местом отдыха благодаря прохладе в знойные часы. В этой постройке обнаружены три колодца. Очевидно, из этих колодцев вода подавалась вверх к садам при помощи подъемного устройства, которое имело вид цепи с сосудами. Отсюда вода распределялась между деревьями и кустарниками при помощи гончарных труб. Отработанная вода выбрасывалась в канал, параллельный крепостной стене.

Вход на первую террасу был с западной стороны в виде лестницы, устроенной в толще стены платформы. Вход на вторую террасу – с южной стороны, посредством двух лестниц, сходящихся у площадки, расположенной на главной композиционной оси. Вторая терраса соединялась с третьей и четвертой широкой центральной лестницей, занимающей также осевое положение. Лестница окаймлялась с двух сторон пандусами, по которым стекала вода после полива. Террасы были вымощены каменными плитами, состоящими у основания из битума и связанными между собой этим же составом, что делало их водонепроницаемыми (рис. 3)

Общая высота постройки не превышала 22 м и была на одном уровне с крепостной стеной. Высота первой, нижней, террасы равнялась 8 м, а второй – 13 м. Слой питательной земли на первых двух террасах достигал 2, а на верхних – 1 м. Предполагается, что первая и вторая террасы оформлялись деревьями, а выше росли лишь кустарники. Некоторые авторы, например, Кольдевей и Кришен, предполагают, что количество террас было больше 4. (рис.4, 5)

Таким образом, в отличие от египетского, плоского, регулярного сада с его декоративными бассейнами и необычной симметрией плана, в Ассиро-Вавилонии существовал террасированный сад, представлявший собой также регулярную композицию, удачно вписанную в дворцовую постройку и общий силуэт города.

Практическое занятие №2


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 714; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!