Сады Античной Греции и Древнего Рима



Древняя Греция

 

По своему географическому положению Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Местность гористая. Климат средиземноморский, с жарким засушливым летом и мягкой зимой. Из растений для Греции характерны: маслина, дуб, сосна приморская, пиния, платан, кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, лавр, мирт.

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X-VIII векам до н.э. В этот период существовали священные рощи, или нимфеи, и герооны. В них обитали боги, нимфы и музы.

Нимфей (нимфеум) – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре. Вначале оформление источника было простое. Постепенно он стал украшаться колоннами, скульптурой, иногда небольшим сооружением садового типа.

Героон, в отличие от нимфея, первоначально представлял собой рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Постепенно герооны стали украшать статуями выдающихся личностей, колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания. Героон стал прообразом спортивного парка.

Сады общественного значения появились в V и IV веках до н.э. Имеются сведения о посадке платанов на общественных площадях. Главная площадь Афин–Агора меняла свой облик. Первоначально она не отличалась строгой симметрией в планировке. На ее территории в разных местах возвышались маленькие алтари или храмы, а также росли деревья. Наряду с платанами сажали тополя и маслины. В тени деревьев около алтарей было место встреч (часто деловых). В классический период Агора решена в регулярной композиции, и деревья возвышаются не только в разных местах, но и в виде рядовой посадки по контуру площади.

Как видно на плане реконструкции (рис. 6), на северо-западе на некотором возвышении находится храм Гефеста – бога огня и кузнечного искусства. Здание окружено регулярными посадками. Сооружение в стиле классического периптера доминировало над площадью и было обращено главным фасадом на восток, в сторону прецессионной Панафинейской дороги, откуда оно воспринималось в традиционном ракурсе. С юга, запада и севера храм был окружен регулярной посадкой в два ряда. Предполагают, что сажали невысокие деревья. В первом ряду, возможно гранатовые или айва, во втором – лавр или самшит. Храм рассчитан не только на близкую, но и на дальнюю точку восприятия. Поэтому около храма Гефеста нельзя было сажать высокие деревья. Регулярная композиция тесно связана с архитектурой здания и с ансамблем Агоры в целом.

Около алтаря, посвященного двенадцати богам, были посадки платана, черного и белого тополя. Группа деревьев окружала фонтан в юго-восточном углу Агоры и около одеона Агриппы на западе близ Панафинейской дороги.

К эллинистическому периоду относятся посадки аллей деревьев вдоль портиков (крытых галерей) и дорожек или площадок для бега и спортивных игр.

В Греции существовали философские сады – настоящие парки, обсаженные платанами и другими породами деревьев. В них велись ученые беседы, но о планировке таких садов ничего не известно. Предполагают, что философские сады представляли собой зачатки ландшафтного стиля в садово-парковом искусстве.

Имеются сведения о частновладельческих садах. В них, наряду с овощными культурами, выращивались фиалки, лилии, розы, гранат, инжир, платан.

Садово-парковое искусство Древней Греции оказало большое влияние на развитие садов и парков в Древнем Риме.

 

Древний Рим

 

По своим естественно-природным условиям Древний Рим и Греция сходны. Климат этих стран мягкий, теплый, средиземноморский. Для Апеннинского полуострова характерен гористый рельеф, обилие горных рек и источников, бегущих по склонам. Характерны чередование гор, холмов и равнин. Межгорные равнины очень плодородны, а горы и холмы лесисты. Леса преимущественно лиственные. Благоприятные климатические условия способствовали развитию садоводства, выращиванию винограда, маслин и других плодовых. Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный и др. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке, - самшит, лавр, мирт. Из цветочных – лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э.

Сформировались следующие типы садов:

Священные рощи – сады, связанные с религиозным культом. Они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь.

 Городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах), на площадях и были различных размеров. Сады с источниками и бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой (рис. 7)

Городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома. В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип жилого дома, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветниками и снабженные водой.

Вследствие климатических условий наружные стены домов почти всегда не имели окон. Внутренние помещения – столова, гостиная, спальни и другие комнаты – были сгруппированы вокруг открытых двориков. У входа располагался атрий или атриум, своего рода вестибюль с бассейном. Бассейн под названием имплувиум – наполнялся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме были перистили, то есть дворики, окруженные колоннадами, оформленные скульптурой, цветами, бассейнами и фонтанами, представляющие собой настоящие садики. Дом такого типа получил название атриумно-перистильного дома.

Интересен дом Веттии в Помпее по своей планировке и оформлению сада (рис. 8). При входе в атриум поражал сильный контраст между светом и тенью; солнечные лучи, проникая через отверстия в крыше, освещали бассейн с фонтаном и статуэтками. Растения вокруг бассейна росли в кадках, стены атриума были украшены живописью с изображением пейзажей и мифологических сюжетов. Атриум был вымощен плитами.

В доме Веттии сад – перистиль расположен по поперечной оси по отношению ко всему плану. Он представляет собой вытянутый прямоугольник размером 20×9 м. Примечательна геометричность, четкость композиции, ясно выраженная продольная ось, подчеркнутая фонтанчиками и скульптурой. Интересен и фигурный контур полос газона по сторонам главной оси. Оформлялись полосы лавром, миртом и самшитом. Белизна мраморных статуй выделялась на фоне листвы растений. 18 мраморных колонн окружали сад с трех сторон. Над их двойным рядом простиралась крыша. Водное оформление миниатюрного участка было замысловато, с разнообразным рисунком водных струй, то вертикальных, то нисходящих, создававших не только приятное зрелище, но и прохладу. Здесь росли душистые цветы: фиалки, розы, лилии, нарциссы, гвоздики и др.

Сады при виллах и дворцах имели различное назначение – от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах, украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц, но лестницы еще не имели композиционного значения. Элементы сада размещались случайно. Одним из примеров может служить план виллы Тускум (рис.9).

Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

Практическое занятие №3

Сады и парки Китая и Японии

 

Сады и парки Китая, Японии, Кореи принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

 

Китай

 

Садово-парковое искусство в Китае зародилось в глубокой древности, но наибольшего расцвета достигло в X – XII в.в. и вновь в XIII – XIV в.в.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) – малые, устраиваемые при жилых домах. Для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30–70%). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения – беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении. Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Ассортимент растений разнообразный: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук, много красиво цветущих – камелии, азалии, рододендроны; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы. Водоемы украшались лотосами, а их берега – ирисами.

Скульптурное оформление используется редко, чаще встречаются естественные камни, которые по ценности приравниваются к произведениям искусства.

В качестве примера можно привести парк Летнего дворца около Пекина – Ихэюань (парк Безмятежного отдыха) (рис. 10). Это комплекс садов площадью около 400 га. Начало его создания относится к XIV в.

Парк неоднократно подвергался разрушениям, но вновь восстанавливался. 3/4 территории занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплекс дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножья горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов.

Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и, прежде всего Японии.

Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

 

Япония

 

Японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Главная функция японского сада – созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:

VI – VIII вв. – период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна – долголетие, бамбук – стойкость)

IX – XII вв. – сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и созерцания, размышления и отдыха. Его композиция строится фрактально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

XIII – начало XIV в. – сады становятся частью храмового комплекса.

XIV – XVI вв. – классический период в истории садового искусства Японии. Сады развиваются при монастырях. В XVI в. появляется новый вид сада – Сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, Сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности композиционного построения: полная форма – «син», полусокращенная – «со», сокращенная – «ге».

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада основными компонентами являются камни и вода. В «сухих» садах вода символически изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота.

Характерной чертой японского сада является символика.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Реандзи в Киото, созданный в конце XV – начале XVI в. (рис. 11). Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23×9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад ограничен невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2 – 3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

В XVII – XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады – парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными являются парковые ансамбли Кацура (1625 – 1659) и Шигакуин (1656 – 1695 и позже). Эти ансамбли характеризуются значительной площадью, сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура (рис. 12) создавался по общему замыслу его владельца – принца Тосихито. Площадь – 6,6 га. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В традиционный тип сада – сад «озера и острова» – органически вошли приемы других типов садов.

Парк предназначен для прогулок пешком или на лодке. Предусмотрена постоянная смена «картин», гармонично переходящих одна в другую. Большая роль отведена различным хвойным деревьям и кустарникам. Благодаря очень извилистым контурам берегов и островков, прогулочный маршрут необычайно длинный.

Но самое главное – это развитие сада чайной церемонии, выразившейся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое.

Высокие достижения садово-паркового искусства Японии сыграли в прошлом и играют в настоящее время очень большую роль в развитии садов и парков Европы. Японский сад как образ живой природы представляет большой интерес для современной урбанизированной среды.

 

Практическое занятие №4


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!