Слушание. Виды слушания по активности/пассивности реципиента; по цели сообщения; по объему понимаемого текста. Культура слушания



Слушание-процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения.В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слу­шания. К ним относятся: активное, пассивное и эмпатическое слушание.

Активное слушание предполагает: заинтересованное отно­шение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я вас понял, что...?» (со знаком вопроса в конце фразы), адек­ватную обратную связь. Активное слушание применяется при обмене информацией, ведении деловых переговоров, получении инструкций и т.п.Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, то лучше ис­пользовать пассивное слушание. Пассивное слушание предпола­гает: эмоциональную невключенность в общение, уточняющие вопросы (чтобы были отреагированы негативные эмоции), «угу-реакции» (минимальные словесные реакции), осознание своих собственных «Я-слушаний» (своих мыслей, переживаний). Для разделения эмоциональных переживаний собеседника используйте эмпатическое слушание, которое предполагает: настрой на слушание (освободить душу от собственных пере­живаний); создание доверительной атмосферы; отражение пе­реживаний, чувств, стоящих за высказываниями собеседника; выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях

Современная американская риторика

Научная риторика началась в США на рубеже XIX и XX веков, когда был изобретен контент-анализ. Контент-анализ имел предшественников в виде статистического анализа речевых произведений, когда в суде или с научными целями подвергались сравнению произведения одного или нескольких авторов с целью экспертизы принадлежности речевого произведения тому или иному автору. Было замечено, что личность автора отражается в частотности использования слов, и форм и эти частотные характеристики составляют как бы речевой портрет автора. Метод статистического обследования текста можно было обратить не только на установление авторства, но и на установление общего смысла речевых произведений. Частотные характеристики слов и терминов отображают, прежде всего, смысловую область обследуемых текстов. Если единицами выборки сделать разные слова (или их синонимы), то можно сделать «портрет» содержания текста, установив статистические корреляции частот встречаемости разных слов в определенном тексте или группе текстов.

Классический образец речи-рассуждения (хрия). Структура хрии.

 

 


Хрия — термин риторики.хрия рассматривалась как частная комбинация одного из 24 так называемых топосов — «общих мест», присутствующих в любом литературном сочинении. Одной из областей применения хрии является амплификация. Наука риторики выделяет в составехрии следующие основные части: вступление, причина, противоположение, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Хрия, таким образом, есть некая совокупность приёмов для развития предложенной темы. В античные времена, когда ораторское искусство становится предметом системного научного осмысления, и возникает риторика, как наука «изобретения и расположения мыслей», первые риторы-теоретики начинают систематизировать эти способы. Используемые в учебных целях сборники хрий были популярны; древнейшие из них были составлены риторами Гермогеном и Афтонием.Структура строгой (классической) или прямой хрии[править | править исходный текст]

Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис — доказательство. Её структура состоит из 8 частей:

Приступ — начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).

Парафразис — разъяснение темы, экспликация.

Причина — доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).

Противное — если нет, то…

Подобие — сравнение этого явления со смежными областями.

Пример.

Свидетельство (ссылка на авторитет)

Заключение или вывод (своё отношение к теме) .

Структура нестрогой (свободной) хрии[править | править исходный текст]

Доказательство — тезис. Нестрогая (свободная) хрия — способ рассуждения, при котором вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис. Он также называется индуктивным (сократовским).

Структура нестрогой хрии состоит из 5 частей:

Приступ.

Доказательство или аргумент.

Связь — посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.

Формулировка тезиса (основной мысли).

Заключение.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!