Относительность истины в риторике софистов



Софисты - создатели античной риторики. Софисты - «платные учителя мыслить, говорить и делать». Их интересовала не истина, а эристика (искусство побеждать в споре, тяжбе). Поэтому слово «софист» обретает нарицательное значение. Под ним имелся в виду человек, способный черное выдать за белое, и наоборот, в зависимости от поставленной перед ним задачи. Софистика выступала против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его законности. И все же это направление внесло определенный вклад в развитие логики, риторики. Софисты продемонстрировали текучесть понятий как образов, замещающих обозначаемую действительность; внесли определенный вклад в разработку относительной истины, поставив вопрос о необходимости доказательности выдвигаемых положений. Основные выводы софистов заключаются в следующем: (1) главное свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость; (2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому и через другое; (3) все существующее имеет свою противоположность.

Риторика в Древнем Риме. Риторический идеал Цицерона.

Относительно развития риторики в Древнем Риме следует отметить, что для эпохи республики не был характерен культ чистого слова, звуковой гармонии, наслаждение от изящества оратора Когда римляне обратились греческой риторики, то они были очарованы ее красотой Состоялся движение от простоты речи к накоплению, к азианствва.В этот период обостряется вражда между риторикой и философией Ведь большинство римских учеников пошли учиться вриторов и лишь единицы - к философам Философы считали, что риторика - не наука, все положительное содержание похитила в философии, только философ может быть по-настоящему красноречивым В произведении Цицерона \"Об ор ратора \"один из персонажей (Марк Антоний) вспоминает такой случай Когда он задержался в Афинах, то местные философы, узнав о том, что он является известным оратором, завели перед ним бурную спор и к водили, что для оратора философия гораздо важнее риторикиніше риторики1.И века до н.э характеризуется тем, что в это время был создан учебник по риторике, который называется \"к Гереннию\" (ЛйНегеппиит) Долгое время считалось, что он принадлежит Цицерону, однако дальнейшие исследования показали, что известный римский оратор не был автором этого учебника Однако попытки установить автора ни к чему не привели Ав втор этого учебника, в отличие от Цицерона, выступает против греческой риторики и ее связи с философией Во введении частности говоритсяся:\"Умение говорить и изящество речи приносят большую пользу, если они руководствуются правильным размышлениям и сдержанной умеренностью души Поэтому мы опустили все то, что греческие авторы в своей ма Арни тщеславия выдают за свое Ведь они, чтобы не казалось, что они знают довольно мало, взяли и то, что дела совсем не касается, чтобы искусство это казалось более сложным для постижения; мы же взяли только то, что, по нашему мнению, относится к искусству речиромови"2.Современные исследователи этого памятника считают, что авторство данного учебника принадлежит представителю латинской риторической школы.

Риторика Цицерона

В отличие от автора риторики \"к Гереннию\" известный римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон настаивает на связи риторики и философии Хотя его философия представляет собой философию под знаком риторики В диалоге \"Об ораторе\" он, в частности, пишет:\"Философия не похожа на другие науки В геометрии, например, или в музыке, что может сделать человек, не изучила этих наук? Только молчать, чтобы ее не приняли за сумасшедшую А философские вопросы открытого ити для любого проницательного и остроумного ума, умеет на все находить правдоподобные ответы и выкладывать их в мастерской и равной речи случае самый заурядный оратор, даже и не очень Просвещение чений, но имеющий опыт в речах, победит философов этим своим нехитрым опытом и не позволит себя оскорбить и унизитьеважити"1.Цицерон оставил после себя большое количество речей, а также несколько теоретических сочинений, посвященных ораторскому искусству: \"Об ораторе\", \"Брут\", \"Оратор\" и др.

Выдающийся древнеримский оратор считал, что для красноречия необходимыми являются:

o природное дарование;oнавыки;o знания


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 803; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!