Логическое ударение. Диапазонная высота



Логическое ударение-средство смыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное Словесное ударение, Л. у. обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из собеседников. Например, во фразе «Твоя сестра пришла» Л. у. может выделить любое из трёх слов. Это достигается и средствами графики (выделяющие шрифты), лексики (слова «именно», «как раз» и т. п.), синтаксиса (порядок слов, выделительные обороты). Л. у. относится к средствам актуального членения предложения (См. Актуальное членение предложения).

Императивная речь

Когда мы обращаемся к человеку, т. е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить и т. п. Эта функция речи называется "заставить почувствовать", т. е. вызвать эмоции. В первую очередь хочется вызвать ту эмоцию, которую человек испытывает сам. Это явление носит название конгруэнтности (математический термин, который означает подобие) . Почувствовать конгруэнтную эмоцию — это значит почувствовать то же, что ощущает говорящий. В этой ситуации происходят сложные эмоциональные события, которые подчас вводят нас в состояние подопытных кроликов, так как в соответствии с известной психологической закономерностью людям свойственно обмениваться своим душевным состоянием. Эта закономерность универсальна. Почему, испытывая сильное чувство, нам хочется поделиться им с окружающими? Потому что сама по себе эмоция трудна, она представляет собой немалую нагрузку на центральную нервную систему. В тот момент, когда человек "разряжается", т. е. передает ее во внешний мир другим людям, напряжение спадает, и нервная система приходит в более уравновешенное состояние. Таким образом, у человека существует психофизиологическая потребность в разрядке. И это касается всех, а не только людей с определенным характером — открытых, откровенных. Нет, это заложено в человеческой природе. Другое дело, что у нас есть система жестких самоограничений, часто связанных с комплексами уязвимости и неполноценности, которые формируются с детского возраста, и людям бывает неловко выражать эмоции, которые они испытывают, реализовывать их во внешнем своем поведении и, таким образом, "заражать" этими эмоциями других людей. Наше сегодняшнее общество значительно менее откровенно и искренно по сравнению с западным, но отсутствие откровенности не национальная черта характера, а следствие исторического опыта уни­жения человеческого достоинства и человеческой личности. Когда вас унижают, вы, естественно, после этого боитесь обнажать свои эмоции перед другими людьми, несмотря на то, что генетически человеку это свойственно. Причем надо сказать, что как существует потребность в том, чтобы эмоции демонстрировать, так и существует способность легко воспринимать чужие эмоции и на них отвечать аналогичными. В этом заложена немалая коммуникативная опасность, посколь­ку эмоции вам навязываются помимо вашей воли (императивным спо­собом) ; подчас они для вас нежеланны, и вы к ним не готовы.

Риторический канон : инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио

Риторический канон включает следующие этапы:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

Инвенция

Характеристика теории общих мест (топики) . Смысловая модель «род и вид» ; смысловая модель «определение» , ее структура и место в речи; смысловая модель «целое-части» и мастерство детали; смысловая модель «свойства» : топы «признаки» , «качества» , «функции» и принципы их использования в речи; смысловая модель «сопоставление» : топы «сравнение» и «противопоставление» , поиски сходства и различия; смысловая модель «причина и следствие» , причинно-следственные отношения в смысловой структуре речи; смысловая модель «обстоятельства» : топы «как?» , «где?» , «когда?» ; смысловые модели «пример» и «свидетельства» , принципы их использования; смысловая модель «имя» как источник изобретения содержания. Смысловые схемы речи. Использование смысловых моделей в судебных речах.

Диспозиция

Диспозиция (расположение материала речи) — стратегия и тактика изложения собранного материала. Риторические традиции и принципы расположения содержания в описании. Основные стратегии повествования. Рассуждение и хрия — основа судоговорения. Структура строгой хрии: дедуктивный образец. Искусственная хрия: индуктивный образец, особенности ее структуры и использования.

Элокуция

Элокуция (словесное выражение) — «цветы красноречия» . Смысловые особенности тропов, их риторические возможности и назначение в речи. Использование тропов в судебных речах. Риторические возможности и функции тропов и фигур: метафоры, метонимии, иронии и парадокса, гиперболы, мейозиса, сравнения, олицетворения, антитезы, градации, анафоры, эпифоры, периода, фигур убеждения, украшения и эмоционального воздействия на слушателей.

Меморио и акциогипокризис

Меморио (запоминание) . Способы подготовки и произнесения публичной (судебной) речи. Механическая и ассоциативная память, использование мнемотехник. Акциогипокризис (произнесение) . Техника речи как средство речевого воздействия. Принцип гармонии звучащей речи с личностью оратора.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!