Античное ораторское искусство. Аттицизм и азианизм:борьба двух стилей в античной риторике



Военное красноречие

требует ясности, краткости и силы; чтобы иметь влияние на массу войск, начальник должен быть понят солдатами и овладеть их доверием. Кроме того, речь полководца должна соответствовать характеру армии и обстановке ее. Уже в древности полководец был вместе с тем и оратор. Генрих IV начал новую эпоху в истории В. красноречия: вместо речей для него достаточно было нескольких слов, лишь бы они шли прямо к цели. Густав-Адольф присоединил к этому еще печатные приказы. Образцами В. красноречия могут считаться: речь Александра Македонского перед сражением при Иссе, Юлия Цезаря после неудачи при Диррахиуме, приказ Фридриха Великого перед Россбахским сражением, многие приказы Суворова и Наполеона, приказ Кутузова при отступлении Наполеона к Смоленску в 1812 г. Исполнен силы и простоты приказ Нельсона перед сражением при Трафальгаре в 1805 году: "Англия ожидает от всех и каждого исполнения своей обязанности".

Социально - бытовая речь

Социально-бытовое красноречие реализуется в таких жанрах речи, как монолог и диалог (похвальная речь в разнообразных вариантах, из которых наиболее заметны приветственная и юбилейная речь, а также прощальная речь – надгробное слово; разговорный рассказ и разговорная беседа; застольная речь и тост).С позиций риторики может также рассматриваться любое разговорное речевое произведение: диалог-спор, бытовой разговор и др.Данный вид красноречия связан не с практическими целями, а с намерением устанавливать и поддерживать добрые отношения между людьми, воздавать почести достойным, утверждать оптимизм, способствовать развлечению, полезному и приятному времяпрепровождению в неформальном общении, т.е. этические и эстетические задачи здесь важнее логических.Особенностям такого рода красноречия уделялось внимание еще в античной традиции (эпидейктические, т. е. торжественные хвалебные речи уже тогда выделялись как самостоятельный тип красноречия).

Условия эффективного общения. Коммуникативные помехи

КОММУНИКАЦИЯ - ЭТО ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, НА ОСНОВЕ КОТОРОГО РУКОВОДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ, НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ, И ДОВОДИТ ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ ДО СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

.ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ОТВЕЧАЕТ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:

· ДОСТОВЕРНОСТИ,· РЕАЛЬНОСТИ,· ОБЪЕКТИВНОСТИ,· СВОЕВРЕМЕННОСТИ,· АДРЕСНОСТИ,· ОБРАТНОЙ СВЯЗИ,· ДОЗИРОВАННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТАКОГО КРИТЕРИЯ КАК «ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ»,· ДОСТУПНОСТИ (ПРОЗРАЧНОСТИ).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ В РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ДОСТИЖЕНИЕ ГОВОРЯЩИМ СВОИХ ЦЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ.ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – ТАКОЕ, КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРЯЩЕМУ ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И СОХРАНИТЬ БАЛАНС ОТНОШЕНИЙ С СОБЕСЕДНИКОМ (КОММУНИКАТИВНОЕ РАВНОВЕСИЕ), Т.Е. ОСТАТЬСЯ С НИМ В НОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, НЕ ПОССОРИТЬСЯ.КОММУНИКАТИВНАЯ НЕУДАЧА – ЭТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЩЕНИЯ, Т.Е. ТАКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ, КОГДА ЕГО ЦЕЛЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ДОСТИГНУТОЙ.КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭТО УМЕНИЕ ВЕСТИ ОБЩЕНИЕ ЭФФЕКТИВНО И БЕСКОНФЛИКТНО.ПОД КОММУНИКАТИВНЫМ БАРЬЕРАМ ОБЫЧНО ПОНИМАЕТСЯ ВСЕ ТО, ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ И БЛОКИРУЕТ ЕЕ. ЭТА ПРОБЛЕМА ОЧЕНЬ ВАЖНА, ПОСКОЛЬКУ НЕУДАЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЧРЕВАТА СЕРЬЕЗНЫМИ НЕПРИЯТНОСТЯМИ ДЛЯ ЕЕ УЧАСТНИКОВ ПО ТОЙ ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО ПЕРЕДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА НЕ ПОЛНОСТЬЮ, В ИСКАЖЕННОМ ВИДЕ ИЛИ НЕ ПРИНЯТА ВОВСЕ.ВОЗДЕЙСТВИЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ШУМОВ И ПОМЕХ ЗНАЧИТЕЛЬНО СНИЖАЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ, РЕЧЕВЫХ БАРЬЕРОВ ОЧЕНЬ МНОГО, ПОЭТОМУ АКТУАЛЬНО СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ИХ, ЧТО В ПРИНЦИПЕ И СДЕЛАЛ ШЕППЕЛЬ, ОН ВЫДЕЛИЛ 6 НАИБ ЗНАЧИМЫХ БАРЬЕРОВ:

1)     ДИСКОМФОРТ ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДЫ, В УСЛОВИЯХ КОТОРОЙ ВОСПРИНИМАЕТСЯ СООБЩЕНИЕ

2)     ИНЕРЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ, Т.Е. ОЗАБОЧЕННОСТЬ СЛУШАТЕЛЯ ИНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ;

3)     АНТИПАТИЯ К ЧУЖИМ МЫСЛЯМ, СТЕРЕОТИПИЗИРОВАННОСТЬ СОЗНАНИЯ, АМБИЦИОЗНОСТЬ;

4)      ЯЗЫКОВЫЙ БАРЬЕР — СУЩЕСТВЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, ЛЕКСИКОНА КОММУНИКАТОРА И КОММУНИКАНТА;

5)  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НЕПРИЯТИЕ — НЕКОМПЕТЕНТНОЕ ВТОРЖЕНИЕ КОММУНИКАТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ КОММУНИКАНТА;

6)      НЕПРИЯТИЕ ИМИДЖА КОММУНИКАТОРА

В ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПСИХОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВИСТИКЕ ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ ЧЕТЫРЕ ТИПА БАРЬЕРОВ:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ — НЕВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ БЫСТРАЯ ИЛИ МЕДЛЕННАЯ РЕЧЬ, РЕЧЬ-СКОРОГОВОРКА, АКЦЕНТ, РЕЧЬ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗВУКОВ-ПАРАЗИТОВ И Т.П.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ — РАЗЛИЧИЕ В СИСТЕМАХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ;

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ — НЕСООТВЕТСТВИЕ СТИЛЯ РЕЧИ КОММУНИКАТОРА И СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ ИЛИ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ;

ЛОГИЧЕСКИЙ — СЛОЖНАЯ, НЕПОНЯТНАЯ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНАЯ ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЙ.

Античное ораторское искусство. Аттицизм и азианизм:борьба двух стилей в античной риторике

Жанр Древнегреческой и Древнеримской культур не погиб вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого жанра до сих пор так и остались недосигаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля. АТТИЦИЗМ, восходит своими корнями к началу эллинизма и представляет собой явление, возникшее в области языковой грамматики и филологии. Азиани́зм, или азиа́нский стиль — направление в эллинистической (Гегесий из Магнесии) и отчасти римской риторике (Гортензий, в ряде случаев Цицерон). Термин обязан указанием на малую Азию (в противовес Аттике) — место, откуда вышли (греческие) представители этого ораторского стиля. Азианизм считается первым проявлением европейского маньеризма. К тому моменту, когда греческая риторика достигла римских берегов, она сильно изменилась. В монархических государствах — наследницах державы Александра Македонского риторика начала терять свою роль в политике и всё больше перемешалась в сферу искусства и воспитания. Практическая действенность речи уже была не важна, больше стала цениться искусная отделка. И в этой отделке выделяются два направления: азианство (азианизм) и аттицизм. Азианство стремилось к пышности и украшенности; его отличали периоды, изобилующие гиперболами и метафорами, играющие ритмами и созвучиями, блистающие эффектными сентенциями и патетическими восклицаниями. Аттицизм культивировал изысканную строгость и простоту. Главной своей заботой он считал чистоту эллинской речи. За образец языка был взят аттический, т. е. афинский, диалект V— IV вв. до н. э. — язык Платона, Фукидида и Демосфена.Суровый стиль исконно римского красноречия был ближе к аттицизму, но неискушённой публике (а римская публика была именно такова) больше нравилась азианская пышность. Так конфликт двух направлений греческой риторики был перенесён на римскую почву, и вначале азианство решительно одерживало верх.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!